{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Создание бизнеса после пяти неудач: к чему нужно быть готовым

После 15 лет работы топ-менеджером в крупнейших интернет-компаниях и стартапах, пять попыток создать собственный бизнес закончились для меня провалом.

Со стороны это могло показаться странным, но я бы не сказала, что была потрясена таким развитием событий.

Поэтому, когда появилась идея открыть собственную бизнес-школу и ради ее реализации потребовалось продать машину, то я это сделала. На полученные деньги было выкуплено доменное имя iwengo.com, создан сайт, и я начала предлагать идею образовательного проекта с сфере E-commerce всем своим бывшим коллегам.

Идея E-commerce школы – это результат нескольких лет переживаний. За свою карьеру я уволила более полусотни сотрудников. Причины простые: некомпетентность, отсутствие знаний о принципах работы интернет-торговли и неумение разобраться в инфраструктуре электронной коммерции. Часто моим подчиенным просто неоткуда было получить информацию. Так что открытие собственной бизнес-школы, где я могла бы делиться знаниями, для меня носило не только коммерческий, но и психотерапевтический характер.

Первый опыт, как доказательство собственной правоты

К этому времени у меня уже был опыт преподавания E-commerce в ВШЭ. Мою программу прослушало более 400 студентов. Но я быстро отказалась от этой бескорыстной идеи, потому что критерий качества для многих вузов – это отметка в дипломе, а не наличие реальных знаний.

Тем не менее, проведенные семинары и прочитанные лекции сформировали у меня четкое понимание того, каким образом нужно выстраивать учебный процесс. А также уверенность в том, что знания должны быть вложены в каждого студента, иначе никакого смысла в лекциях и выполнении домашних заданий не будет. Не говоря уже об имидже школы. Вряд ли крупные компании и корпорации захотят обучать сотрудников у педагогов, которые хотя и профессионалы, но не заботятся о качестве своей услуги. Именно этой ошибки мне удалось избежать в первую очередь.

Поиск единомышленников

Время шло, но коллеги по рынку и представители компаний, в которых я работала много лет, отказывались поддержать мою идею. Однажды, генеральный директор моей любимой компании ответил мне: «Ты собираешься учить моих конкурентов, я не собираюсь это поддерживать». Тот факт, что, подготовив сотни новых специалистов, моя школа выведет на новый уровень весь российский уровень E-commerce, его не интересовал.

Остальные коллеги сказали, что моя бизнес-модель неработоспособна. Тем более, такие курсы есть ВШЭ, RMA и других образовательных центрах.

На поиск единомышленника ушло больше года. Я уже была готова смириться с поражением в шестой раз, но неожиданно коллега, с которым мы работали в OZON, выслушав мои доводы, посмотрев программу обучения и контент, предложил: «У нас будет учебный курс, вешай баннер на сайте». В моем арсенале не было ни рекламного бюджета, ни площадки, ни какой-либо партнерской поддержки. Мы просто верили в успех.

Буквально за четыре недели тотального обзвона потенциальных клиентов и специально под первые курсы организованного вебинара, на котором мы объяснили цели и задачи, у нас всё получилось. Люди шли на наши «имена», звездное портфолио наших бывших работодателей и наш персональный опыт в E-commerсe. Собралась группа в 20 человек, площадку для проведения курса предоставила компания IBM, которая до сих пор остается нашим самым главным партнером, благодаря которому и состоялась наша школа электронной коммерции.

Сейчас нашими партнёрами являются также такие компании как WILDBERRIES, MAIL.RU GROUP, АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли).

Если свести к одной формуле весь процесс поиска единомышленников, то получается, что можно долгое время предлагать свою идею, но всегда быть готовым к тому, что придется организовывать первый шаг в режиме «это нужно вчера».

Эффективная команда

Одной из важнейших задач было найти людей, которые имеют опыт создания онлайн-курсов и подготовки спикеров. Поэтому я пытаюсь создать команду, которая может работать на стыке образования и кинопродюссирования. То есть, думает не только о контенте, но и о «видеокартинке».

В нашей команде уже 2 методолога, 2 контент-менеджера, дизайнер онлайн-курса, контент-дизайнер, специалист по пост-продакшн и ИТ-специалист.

Таким образом, решив пойти по максимально сложному пути, я разработала одну из первых на российском рынке онлайн-образования систем преподавания, где профессионалы совершенно разных профессий объединены идеей создать уникальный и качественный продукт.

Преподаватели

Я изначально решила, что преподавать в школе будут лучшие эксперты отрасли, так называемые «золотые головы».

Но не все так просто - график «золотых голов» расписан на полгода вперед. У них совершенно нет времени на то, чтобы написать обучающий курс. Кроме того, мало кто из них хочет передавать свои знания настолько сильно, что готов инвестировать в этот процесс личное время, а по статистике на программу длительностью 5-6 академических часов уходи до 30-40 часов ее подготовки. Заинтересовать финансово тоже крайне сложно.

Те же, кто соглашаются, привыкли к докладам на форумах и конференциях, а не к преподаванию. Навыка «учить» ни у кого нет.

Поняв это, мы разработали специальную памятку для спикера, мастер-файл и драфты, по которым можно было создавать образовательный контент.

После того, как спикер изучил эти материалы, мы выезжаем к нему целой командой. Я в роли продюсера, со мной методолог, контент-менеджер, дизайнер курса. Сначала записываем спикера на камеру, потом превращаем видео в образовательный контент, и только после этого приглашаем его преподавать какой-то блок на нашем стационарном шестидневном курсе. После этого, начинается создание онлайн-курса.

Весь процесс занимает около полугода. Именно поэтому только сейчас мы планируем открыть доступ к нашим онлайн-курсам. А наши «звезды» пока доступны только в закрытом режиме для студентов стационарно школы.

Мораль: если первые шаги успешны, но есть понимание того, что для полноценного запуска бизнеса, требуются не очень удобные или долгосрочные мероприятия, не стоит идти по легкому пути.

Мотивация студентов

Опросы наших студентов показали, что у 43% ранее полученное корпоративное обучение не соответствовало их профессиональным целям, не улучшало рабочий результат и было «пустой тратой времени».

В 80% случаев за обучение наших слушателей платит компания, оно проводится в нерабочее время, а значит и интерес слушателя к тому, что мы преподаем полностью зависит от нашего профессионализма. Наш успех полностью зависит от того, насколько интересно и качественно мы преподаем.

К примеру, только начальный курс «Введение в E-commerce» имеет продолжительность 35 академических часов. Он также включает в себя онлайн-тексты и 5 заданий, на выполнение которых уйдет около 7-8 часов. И, чтобы время не было потрачено впустую, мы выстроили процесс так, чтобы эффективность обучения была прямо пропорциональна персональной мотивации и степени осознанности целей, ради которых у нас учатся. А это возможно, если процесс интерактивен, увлекателен и разнообразен.

Последнее правило: даже если клиент идет к вам, никогда не забывайте о его интересах, и ищите возможности сделать свою услугу для него еще более удобной.

Опыт создания iWENGO убедил меня в том, что я до этого понимала, как теоретик, ни разу не сталкиваясь с подобными ситуациями на практике:

- надо заранее спланировать свою стратегию на случай работы в авральном режиме;

- хорошо понимать график и приоритеты людей, которых ты хочешь привлечь;

- не бояться создавать сложную, но при этом полностью продуманную услугу;

- постоянно находиться «в шкуре» клиента.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда