Начинающий индивидуальный предприниматель: личный опыт
«Вопрос денежных взаимоотношений с заказчиками оказался для меня самым большим стрессом».
Меня зовут Настя, я начинающий предприниматель.
Сейчас у меня есть небольшое агентство — «Красиво agency». Мы занимаемся продвижением бизнеса в интернете. Сейчас на постоянной основе в агентстве трудится четыре человека. По необходимости приглашаем разных специалистов на проектную работу.
Официально индивидуальным предпринимателем я стала не так давно — в ноябре 2018 года, а активная деятельность агентства началась в январе 2019 года
С чего всё началось
До регистрации ИП и создания агентства я около двух лет была фрилансером — занималась SMM-продвижением. Работу всегда старалась выполнять максимально качественно (сейчас модно говорить «работала по принципу win-win»), создавала гибкие условия для заказчика, постоянно обучалась и расширяла круг своих компетенций.
Называясь SMM-щиком, я выполняла множество функций других специалистов. Наверное, именно поэтому заказчики оставались довольны и рекомендовали меня своим знакомым и коллегам.
«Сарафанное радио» — вещь, работающая великолепно. Спустя время я поняла, что мне просто не хватает часов в сутках, чтобы вести все проекты. Отказываться от работы я не хотела. Так у меня появилась первая помощница.
Почему агентство
За время жизни «на вольных хлебах» я хорошо уяснила три вещи:
1. Чтобы продвижение было эффективным, необходим комплекс мер
Недостаточно делать только красивый контент, хорошо писать или запускать рекламу. Часто для хорошего результата необходимы неожиданные и нестандартные инструменты. В продвижении всё взаимосвязано — и над каждой областью должны трудиться отдельные компетентные люди, ответственные за свое направление работы.
2. На успех продвижения влияет практически все
Наличие хорошего сайта и работа с ним, уже сложившаяся репутация бренда на отзовиках и в офлайне, даже голос телемаркетолога — все имеет свое значение. Когда ты фрилансер-одиночка, предоставить спектр всех необходимых услуг довольно сложно.
Так у меня появился партнёр — великолепный маркетолог, предприниматель и программист, который возглавил направление работы с сайтами. На этом же этапе у нас появился человек, который организует и координирует необходимые для продвижения бизнеса офлайн-мероприятия.
3. Один человек не может выполнять все функции на 100%
Поначалу мне было даже немного обидно, что я не могу писать как профессиональные копирайтеры, снимать и монтировать как настоящие видеографы, изучить 100 и 1 графический редактор, чтобы быть крутым дизайнером.
Да и времени на всё не хватит — как ни старайся. Предоставлять услуги более низкого качества под девизом: «Зато сама! И дешево…» я не собиралась. Так появились другие помощники и список тех, кого нужно привлекать под проекты.
Вопрос денег
После создания сайта и разработки пакета услуг я столкнулась с вопросом стоимости. Обозначить конкретные цифры оказалось сложнее, чем я думала. Раньше мне не приходилось брать в расчёт налоги, оплату услуг бухгалтерии и хостинга, телефонии, канцелярии, и многое другое.
Как я писала выше, условия для каждого заказчика были индивидуальными, в том числе и условия оплаты. В момент создания агентства встал вопрос о четкости и конкретности — сроки, суммы, услуги и опции.
Через пару месяцев пришла вторая волна, было необходимо оптимизировать и минимизировать, анализировать и прогнозировать. Невероятно полезная и невероятно скучная деятельность, от которой никуда не деться.
Вопрос денежных взаимоотношений с заказчиками оказался для меня самым большим стрессом. Признаюсь честно, если бы не мой партнер, я бы не знала, как бороться с задержкой оплаты счетов, сообщать о повышении цен и так далее.
График и организация
Управление даже небольшим коллективом отнимает достаточно много энергии и времени. Еще до начала предпринимательской деятельности я крепко подружилась с облачными сервисами хранения данных, специальными продуктами «Яндекса» и Google, научилась эффективно использовать электронную почту и освоила Trello.
Теперь задача заключалась в том, чтобы обучить ребят пользоваться всеми этими благами цивилизации и выработать у них привычку обращаться к этим продуктам. На удивление, процесс внедрения инструментов прошел быстро и безболезненно. Все, что я слышала от своей команды: «Спасибо! Нам очень удобно работать».
Рабочий график для всех является камнем преткновения, но мы его также обошли достаточно мягко. Я всегда много работала (около 15 часов в день) и соблюдала режим дня.
С появлением агентства и команды мне нужно было просто перераспределить время, включить в свой график внутреннее обучение персонала, выделить часы на работу с документами. Встреч и переговоров стало больше, поэтому потребовалось найти время и для них.
Что же касается графика сотрудников, то тут каждый чётко дал мне знать, в каком ритме он живет, когда и сколько готов работать максимально продуктивно. Я использую всю полученную информацию и свои наблюдения, чтобы ставить задачи четко, заблаговременно и в нужном объеме.
Неожиданные вопросы и трудности
Найти клиентов для агентства оказалось не так просто, как для фрилансера. Одних пугают цены, других даже слово «агентство», у третьих уже был печальный опыт. Именно на этом этапе я поняла, почему хорошие продажники стоят дорого. Это было первой трудностью.
Вторая трудность заключалась в вопросе финансовых гарантий. Ребята задавали мне вопрос: «какова перспектива? Сможешь ли ты дать нам работу?» Я честно отвечала: «Сделаю все, что в моих силах». И делаю.
Третья трудности это вопрос интересов. На начальном этапе всем приходится совмещать функции нескольких должностей. Ребята сразу обозначили мне свои интересы, рассказали, чем бы хотели заниматься в будущем.
Дать гарантии и обозначить сроки, в которые я смогу освободить их от других задач, я не могу. Тем не менее я стараюсь влиять на развитие и обучение своих специалистов именно в тех направлениях, которые для них важны.
Четвертая трудность — коммуникация сотрудников между собой. Невероятно, но факт — в отпуске я сплю спокойно. Честно говоря, я не знаю, как так вышло, но ребята отлично справляются с работой в мое отсутствие. Думаю, здесь работает чётко выстроенная система, грамотное распределение обязанностей и компетенции сотрудников в смежных областях.
Факапы и провалы
Хочу рассказать всего одну историю, которая произошла с нами в самом начале работы.
Этот «провал» связан с отсутствием договора. Человек только-только открыл свою организацию и ему требовалось продвижение. Достаточно быстро он принял наше предложение, но при условии — первое время работаем без договора, так сказать «пробный период». Также быстро он согласовывал все материалы, утверждал идеи. И также быстро решил закончить работу, как вы понимаете.
В прощальном разговоре он попросил выслать ему все материалы, которые накопились — исходники фотографий и видео, макеты дизайна, контент-, медиапланы и все остальное. Мы предоставляли тот пакет услуг, при котором все исходные материалы остаются у нас и не достаются заказчику без дополнительной платы.
Но так как договора не было, то и этих тонкостей перед глазами заказчика тоже не было. Объясняться и торговаться не стали. Посоветовались и выслали те материалы, которые считали нужными.
Примерно через месяц мы заметили, что новые SMM-менеджеры нашего бывшего заказчика активно используют наши материалы, работают по нашему контент-плану и так далее. На основании этого подумали, что заказчику наверняка было просто дорого, но он не смог нам об этом сказать.
После случившегося мы внесли в шаблон договора много правок и пересмотрели свое отношение к нашим наработкам. Также пересмотрели вопрос стоимости услуг, модель информирования заказчика о наших ценах. Без договора, конечно, больше не работаем.
Несколько вещей, которые я успела уяснить
- Стабильный оборот обеспечить сложно. Уверена, через год, два, три со стабильностью все будет хорошо, но через несколько месяцев деятельности я не могу давать 100% гарантий. Есть диапазон, прогноз и цели.
- Общение в парадигме «бизнес-бизнес» не то же самое, что «заказчик-исполнитель». Если собрать команду и быть представителем агентства, но продолжать общаться с заказчиком как обычный исполнитель, далеко не уедешь.
- Бюрократия — это не всегда плохо. Разные бюрократические приемы позволяют поддерживать порядок, соблюдать рамки в общении и берегут нервы всего коллектива.
- Это того стоит. Развивать свое дело невероятно интересно. Чем больше работаешь, тем больше хочется работать.
Напоследок — три практических совета
- Приучите заказчиков высылать все важные материалы вам на почту.
- Бухгалтерия и налоговая – лучшие друзья. Общайтесь с ними активно и будете спать спокойно.
- Используйте Trello. Это намного лучше, чем чатики «ВКонтакте», Skype и WhatsApp :)
Я долго сомневалась — стоит ли мне делиться своим опытом. Напишите, была ли эта статья полезной для вас? Возможно, я смогу рассказать еще что-нибудь.
Ещё сайт не очень заточен под это дело. Загадочная плавающая фигня при каждом переходе, жирные красные цифры и маловато информации.
А в целом интересно. Пишите ещё. 😊
Мне бы было интересно узнать как организована работы команды в Trello, ну и есть ли там заказчики и как оно всё.
Спасибо, что посмотрели сайт! Я буду благодарна, если вы напишите свои мысли о нем подробнее :)
Про трелло постараюсь написать, спасибо.
Если можно высказать своё ИМХО, то вот пара вещей, которые бросились в глаза:
1) Портфолио нет, а кейсы для агенства это один из ключевых моментов. Отзывы это хорошо, но они никак не перекликаются с блоком "Наши клиенты" и есть вообще отзывы, которые подписаны:"Имя, фамилия, должность", а компании нет( Короче, я вообще не вижу какие сайты вы делали, какие аккаунты и как вели и какие результаты по SEO были вами достигнуты. Скорее всего, если я ищу агенство, то у меня открыт не только ваш сайт, но и сайт конкурентов у которых я сразу вижу портфолио и могу решить подходят они мне или нет, а с вами ничего не ясно, а утруждать себя запрашивая портфолио мне как то лень(
2) Допустим мне нужно SEO, я захожу к вам и вижу три пакета, там конечно упомянуто каким компаниям подходят пакеты, но что в них входит вообще не ясно( И портфолио опять-же нет, к вообще ничего нет, кроме ценника.
3) В SMM есть список того, что входит в пакеты, но сравнивать их не удобно, тут бы очень помогла простая таблица, чтобы быстро окинув страницу можно было понять где стоят галочки, а где их нет, сейчас нужно всматриваться.
Надеюсь, что это как-то поможет)
спасибо!
А сайт сейчас приносит клиентов? На сколько он эффективен, учитывая возраст агенства и что ранее клиенты приходили по рекомендациям?
Скажу так: основной поток пока по-прежнему идет по рекомендации
У вас очень странный title
Поправьте опечатку тут:
http://krasivo-agency.ru/site/
спасибо большое
Аудит сайта отнимает несколько часов, готов его сделать по бартеру (и далее быть на связи по текущим вопросам) за SMM (простейшее и с чётким ТЗ, 1 публикация в месяц). 😉
Красная линия под логотипом вызывает ассоциации с выделением неправильного слова в текстовом редакторе)
увольте своего разработчика сайтов, так как первое что должно быть у компании которая хоть что-то понимает в разработке сайтов ssl сертификат.
да пофиг на него, если напрямую продаж нет с сайта - тут чисто общая инфа.
Главное - сайт должен закрывать потребность ЦА с первым заголовком и дальнейшим описанием..
не согласен. тут общий подход к политикам безопасности в компании. я бы опасалася компаний которые заявляют что делают сайты а у самих нет сертификата
Я бы добавил, у которых сайт так себе. Делать клиентам продающие сайты, когда свой не продает.... Или сео, когда без сертификата даже... Ну такое.)
Очень интересно!
Ваш опыт поучительный и применим к большинству представителей микробизнеса.
по поводу договора - знакомая тема. причем даже договор был, но составлен был не грамотно. но на ошибках учатся и становятся сильнее. спасибо за интересную информацию и личный опыт ;)
верно! Не ошибается тот, кто ничего не делает
Здесь я с вами согласна на все 100%, бухгалтерия и налоговая в бизнесе это одни из самых основных моментов. Нужно всегда следить за всеми нюансами бухгалтерской тонкости. А с налоговой службой вообще шутить нельзя.
Вы бухгалтерию сами ведете?)
Боже, какой SEO. У вас на сайте мета теги не прописаны.
У хоть сколько нибудь знающего клиента вы вызовите улыбку.
девочка опыта набирается, дай ей время :) а вообще конечно, прежде чем публиковаться на виси, я бы отполировал сайт, хотя бы поверхностно.
Покажите, пожалуйста, ваш сайт) если не жалко
в личку без проблем :)
да, в вк можно. У меня лс открыты
Хотел бы поддержать своим комментарием ведь не смортя на провалы вы продолжали работать и упорно идти к своей цели это очень мотивирует и даёт силы так же как и вы идти упорно к своей цели думаю тоже собирать команду для личного дела спасибо !
Спасибо) На самом деле я считаю, что провалов у нас еще не было, т.к. мы до них еще не доросли. То, что написано в разделе "факапы и провалы" - просто рабочий момент. Если каждый негативный рабочий момент воспринимать как сигнал к завершению всей деятельности, то и начинать не стоит
У. Вас только смм или можете например помочь с контекстом?
Настраиваем и контекст) Все услуги можно посмотреть на сайте
Увидел пока простейший лендинг с формой заявки :) мне надо проанализировать мои кампании, настроить сквозную аналитику и провести аудит небольшого Интернет магазина - на одном из моих экспериментальных проектов. Сколько это будет стоить?) Со своей стороны готов помочь по налогам и прочим финансовым вопросам :)
Напишите мне свои контакты в лс в вк, пожалуйста или оставьте заявку на сайте. Завтра в рабочее время с вами свяжутся по этому вопросу
А если вдруг что не заладится, напишите мне - вк или по ссылке в закрепе найдете контакты .)
Про заказчиков очень знакомо. Так как же вы (или ваш партнёр?) объявляли им о повышении цен? Просто интересно :)
Комментарий удален модератором
В принципе, общение с заказчиком (и с аудиторией потенциальных заказчиков) - это целая наука, и, может быть, начинать надо было не только с нюансов создания фирмы, но и с самообучения общению с заказчиками?
Комментарий удален модератором