Из кардиолога в предпринимателя. Как я отказалась от работы в ООН, открыла спа-салон и заработала 100+ млн
Я получила высшее медицинское образование, прошла практику в ООН в Швейцарии, успела поработать и врачом, и организатором здравоохранения. Но не чувствовала, что мои идеи могут быть реализованы и использованы на пользу. И спустя 9 лет в медицине я решила кардинально сменить сферу и открыть бизнес.
“Я могу создать идеальный спа”
2008 год, мне 19 лет. Я примерная студентка медицинского университета, создала в университете клуб отличников, прошла медицинскую практику в Цюрихе и от представителя ООН в Женеве получила предложение о трудоустройстве. Тогда я впервые познакомилась с устройством медицины зарубежом и работа в ООН была моей мечтой.
2014 год, мне 23 года. Я уже закончила учебу, прошла практику в отделении кардиохирургии в республиканском госпитале в Казани, вышла замуж, родила ребенка и ушла в декрет. В ООН я так и не вернулась.
И хотя я очень люблю медицину, но уже тогда понимала, что в сфере здравоохранения не смогу реализовать и использовать на пользу все свои идеи. Тогда я решила открыть спа-салон по франшизе. Мне самой всегда очень нравился тайский массаж, я много путешествовала по Азии, понимала, что такое хороший спа, и была уверена, что смогу создать идеальное место для клиентов, потому что знаю, что им нужно.
Несмотря на то, что у меня есть глобальное мышление, и я тонко чувствую тренды, на тот момент в бизнесе я вообще ничего не понимала: не владела никакими навыками стратегического планирования, фин. учета, маркетинга и управления.
Вышла из франшизы, чтобы спасти бизнес
На момент запуска бизнеса франшиза стала для меня идеальным вариантом: не нужно было ничего придумывать с нуля, к тому же компания помогала с приглашением мастеров из Таиланда. В итоге за 10 месяцев я получила большой опыт, поняла, что такое спа и как работать в этой сфере, наработала базу клиентов.
Но несмотря на все плюсы, я понимала, что если не выйду из франшизы сейчас, то мой бизнес просто загнется, превратившись в нечто посредственное и заурядное.
Во-первых, франшиза уже не тянула премиум-сегмент, который сформировался у салона за счет хорошего расположения и высокого сервиса.
Подробнее о том, как у меня так быстро получилось выйти на премиум-сегмент, рассказывала здесь
Во-вторых, рынок начинал требовать более эксклюзивного и персонифицированного подхода, а у людей начал появляться запрос не только на классические восточные техники расслабления, но и на современные западные велнесс-технологии.
В-третьих, я поняла, что больше не хочу ассоциироваться с услугами классического тайского салона массажа, хочу создавать свою философию и концепцию.
Так начался новый этап моего бизнеса, но главные трудности и кризисы были впереди.
Учиться доверять мне пришлось
Первый год я вывозила на адреналине и энтузиазме, вкладывая 100% времени и сил на изучение внутренних процессов бизнеса. Все приходилось делать своими руками и мозгами. Первые 2 года многие обязанности персонала я брала на себя, сама работала администратором или просила родственников. Тогда у меня совершенно не было понимания, какие компетенции должны быть у сотрудников.
Если я оставалась без связи с салоном, у меня начиналась паника. Даже в отпусках я всегда была на телефоне.
Отсутствие корпоративной культуры отрицательно сказывалось и на клиентском сервисе. Любую негативную обратную связь я воспринимала очень болезненно и старалась услужить всем клиентам.
На фоне переутомления и выгорания у меня начались проблемы со здоровьем. Я была эмоционально истощена, чувствовала себя рабом бизнесу, перестала понимать, ради чего так мучаюсь и зачем мне все это нужно.
Но компания росла, я уже не могла осилить все производственные процессы и понимала, что если не сформировать эффективную оргструктуру, не описать должностные инструкции и регламенты, то бизнес просто загнется.
Мне пришлось взращивать в себе внутреннюю силу принимать ошибки других, доверять, не бояться потерять. И если бы тогда я не научилась делегировать операционку, то загнулась бы от непосильной ноши и убила свой бизнес.
За первые 5 лет мы выросли в 17 раз по обороту
Но для развития бизнеса мало было создать сильную корпоративную культуру и грамотно выстроить внутренние процессы: разработать стратегию, выработать финансовый план, системно вести бухгалтерию и настроить систему аналитики. Нужно было вести мониторинг рынка и тенденций.
Я твердо убеждена в том, что если предприниматель хочет быть успешным, то он должен уметь мыслить масштабно — не на уровне своего бизнеса, а на уровне всей индустрии, постоянно изучая международные исследования в своей нише. Именно это всегда помогало мне кратно расти в оборотах.
Когда я только вышла из франшизы, передо мной встала задача — выделиться среди конкурентов и занять свою нишу на рынке. Как раз в тот момент на пике был тренд на быструю перезагрузку, переключение и расслабление. Для людей на первый план вышло финансовое благополучие, достижение целей и повышение уровня качества жизни. Работать стали больше, стресс повысился, полноценный отдых был необходим, но ездить ради него в санатории стало неудобно, ведь время — деньги.
На стыке этого тренда, запросов целевой аудитории и моего личного запроса как предпринимателя родилась концепция Deva Monoi как сети городских велнес-центров, направленных на восстановление сил и снятие стресса, не выезжая за пределы города. Так мы открыли новый рынок и заняли свою нишу. Это была кардинальная трансформация и именно она дала нам кратный рост оборотов.
Для сравнения:
Оборот велнес-экономики с 2015 по 2017 годы вырос в 1,2 раза, а с 2017 по 2019 — в 1,1 раз.
В этот же период наша компания Deva Monoi выросла в 17,5 раз!
И было это во многом благодаря исследованию тенденций и внедрению их в бизнес.
Если вы тоже работаете в сфере велнесс / спа / бьюти, сохраняйте документ ТОП-7 ключевых трендов wellness 2023
Кризис COVID-19 стал для нас трамплином
Когда другие теряли прибыль и закрывали бизнесы, мы продолжали расти, причем опять же за счет глубокого анализа индустрии, запросов аудитории и тенденций.
Весь секрет в том, что я никогда не боялась принимать новые тренды. Это как серфинг: я просто вовремя беру подходящую доску, плыву до лучшего места и ловлю волну. Волна, то есть тренд, уже есть и идет навстречу. Остается только решить: можешь и хочешь ли ты ее использовать, чтобы разогнаться и встать во весь рост.
Во время пандемии мы увидели глубокую и тесную связь физического и ментального здоровья и отследили запрос аудитории на продукты и услуги осознанности. В ответ на это в Deva Monoi появились решения, которые сочетают 2 подхода: восточный, который направлен на работу с осознанностью, душевным спокойствием и расслаблением через тайский и балийский массажи, и западный, который использует современные велнесс-технологии. Например, перед процедурами мы стали делать комплексный анализ всего тела с помощью аппарата MS PRO.
Таким образом, у нас начал увеличиваться показатель LTV, а клиенты отмечали глубокую релаксацию после процедур.
И поскольку спрос на услуги рос, я поняла, что несмотря на кризис могу развиваться дальше и открыла второй спа-центр Deva Monoi, самый большой и значимый.
Как мы выросли до годового оборота 100+ млн
Чтобы всегда быть в курсе всех тенденций индустрии, я постоянно изучаю международные велнесс-исследования. Только за последний год я стала делегатом Global Wellness Summit в Израиле, участником Medical Wellness Congress в Австрии, спикером выставки InterCHARM и международного экономического форума KAZANFORUM.
Помимо этого я регулярно посещаю спа и велнесс-курорты по всему миру, знакомлюсь с новыми технологиями, например в апреле я ездила на Medical Wellness Congress в Австрии, и работаю с ключевыми трендами, превращая их в новые монетизируемые продукты.
Подробно про развитие бизнеса в сферах велнесс и спа, тренды индустрии, исследования и новости рынка я рассказываю в своем telegram-канале Залина Мурадимова | бизнес и велнесс
В 2022 году мы отследили запрос на глобальный мировой wellness-тренд — биохакинг, который возник в ответ на запрос людей улучшить качество и увеличить продолжительность жизни.
Кроме того, мы увидели, что из-за появления на рынке большого количества фейков и неправильных методик, которые вводят в заблуждение и усложняют выбор процедур, у клиентов появился запрос на health-коучинг и комплексные решения, которые реально работают и не навредят.
Поэтому моим следующим большим шагом стало открытие клиники биохакинга и косметологии Quant Qulto — места со своей концепцией, сервисом и услугами, отличными от спа.
Так в клинике появились готовые программы (детокс и антистресс, снятие напряжения, восстановление после нагрузок, коррекция тела и лица) и направления (hair-технологи, «инновационная солнечная лужайка витамин Д», гидромассажные ванные, озоновая сауна, эндосфера, детокс-модуль и пр.)
Итог
Я проделала непростой путь от девочки-отличницы медицинского университета, которая ничего не понимает в бизнесе, до владелицы холдинга с 2 премиальными спа-центрами и клиникой биохакинга, которая крепко стоит на ногах и твердо умеет принимать решения.
Сейчас у меня большой штат сотрудников, сильная корпоративная культура, автоматизированные бизнес-процессы, а годовой оборот превышает 100 млн рублей. Но путь в эту точку из той, где я была на 100% погружена в операционку и контролировала действия сотрудников занял 9 лет.
5 советов начинающим предпринимателям:
1. Формируйте эффективную орг. структуру, создавайте сильную корпоративную культуру и развивайте навыки делегирования
2. Учитесь разрабатывать финансовый план и считать экономику проекта
3. Не превращайтесь в раба своего бизнеса, учитесь делегировать, автоматизируйте внутренние процессы и выстраивайте их так, как комфортно вам
4. Мыслите не на уровне бизнеса, а на уровне индустрии, изучайте мировые исследования, отслеживайте тренды и внедряйте их
5. Помните, что бизнес не может развиваться без кризиса, и если найти ресурс пройти его, то можно увеличить оборот и масштабироваться
***
Сейчас я изучаю мировые исследования по внедрению искусственного интеллекта в бизнес. Если вам интересна эта тема — пишите в комментариях.
Так живность всякая мигрирует: из одного носителя — в другого.
Специально для "выпускающего редактора" Дарьи:
"из кардиохирурга в предпринимателя" — неправильная конструкция в контексте публикации;
правильно: "от кардиохирурга до предпринимателя" или "из кардиохирургов в предприниматели".
Выбор из двух верных вариантов тоже имеет обоснование; для данной публикации подходит второй.
Интересно, спасибо за вдохновение!
Тоже хотите стать спа предпринимателем?
Разве нельзя просто вдохновляться историями успешных людей?)
Комментарий удален модератором
Это вы 9 лет проработали врачом или вместе с обучением 9 лет прошло?