{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

«Креатив на Волге»: как сделать хакатон на 1000 человек за два месяца и на чем держать фокус

19 и 20 августа в Самаре прошел первый хакатон по развитию креативных индустрий. Три месяца спустя он получил 1 место на фестивале bema!, как лучший просветительский проект – 2023, и второе место в номинации «Лучший выездной MICE-проект».

Придумали, организовали и провели «Креатив на Волге» мы, «Мандариновая лиса», совместно с Консалтинговой компанией REC и креативным кластером Станкозавод. Зачем? Справедливый вопрос! В этой статье рассказываем по порядку про задачи, как делали и какие уроки вынесли.

Как придумали?

Идея хакатона не нова, это популярный запрос бизнеса, который мы хотели иметь в своей копилке кейсов. Кадровый голод есть везде, как и желание понимать, кого нанимаешь, на что кандидат реально способен. Хакатон, как командное соревнование, дает не только оценить хард-скиллы, но и понять, комфортно ли вообще с человеком работать.

Для нас он был важен и потому, что с 2022 года Екатерина Лисейчева, генеральный директор «Лисы», занимается развитием ивент-департамента креативного кластера Станкозавод, и хотелось показать потенциал этой площадки не только для вечеринок и диджей-сетов, но и для больших образовательных проектов.

Защита проектов. Фотограф Оля Жаркова

Концепция

В разработке концепции мы не стали уходить далеко от площадки и собственной экспертизы. Станкозавод — это креативный кластер, а «Мандариновая лиса» — ивент-агентство, в котором работают креативные люди. Наши партнеры — компания REC — занимаются восстановлением заброшенных заводов и переделывают их в креативные кластеры. Мы точно знаем все о проблемах внутри индустрии и понимаем, какие треки нам нужны для хакатона.

Выбрали пять:

«Технологии»: разработка концепции сайта или приложения для взаимодействия между креативными кластерами, их резидентами и гостями;

«Образование»: концепция образовательной программы или серии программ в сфере креативного предпринимательства, которая будет связана с действующими креативными кластерами;

«Концепт»: разработать концепцию сувенирного магазина родом из Самары, где производители крафтовой продукции могут продавать свои товары;

«Комьюнити»: проект живого комьюнити креативных индустрий и механик его развития в Самарской области;

«Туризм»: предложить конкретное решение или пакет решений для привлечения туристов в регион, в том числе используя площадки креативных кластеров.

Четкой специализации требовал только трек «Технологии», остальные допускали участие и не-профессионалов в этой области, но понимающих проблематику и готовых предложить решение.

Мы принимали заявки как от команд и людей с большим опытом работы и участия в хакатонах, так и от студентов, которые только хотели себя в этом попробовать. Сначала мы думали, что смешение разных уровней компетенций будет полезным, но, забегая вперед, скажем, что лучше так не делать.

Работа в командах. Фотограф Оля Жаркова

Сколько людей?

Чтобы соревнование состоялось и кейсы были разнообразными, мы сделали в каждом треке пять команд по пять человек. Итого получилось 125 участников хакатона. Победителей, соответственно, тоже пять: по одному в каждом треке. Кроме того, у нас было 400+ гостей лектория, 400+ человек на крыше Станкозавода и посетители креативного кластера во дворе и других площадках, которые участвовали в партнерских активностях.

Больше, чем деньги

Маленький дисклеймер про финансы и приз. «Креатив на Волге» мы с компанией REC делали изначально на свои средства, и призовой фонд в миллион и больше был нам не по силам, учитывая общую смету. Но поощрить участников хотелось, в том числе финансово, поэтому каждая команда-победитель получила по 50 000 рублей. Для всех участников мы сделали мерч и подарки, в них вложились и наши партнеры. «Вкусвилл» дарил трекеры полезных привычек и батончики-перекусы, «Морда довольна» — ручки, «Поляна Delivery» — снеки и воду. К пакетам победителей присоединилась «Нетология» и подарила настольные игры, а ресторан «Где нас нет» — сертификаты на ужин для команды.

Кроме всех этих вещей, были еще восторг, радость победы, работа в команде, встречи с профессионалами и экспертная оценка твоей работы, новые знакомства и воспоминания о жарком самарском лете, которые останутся навсегда.

Участники хакатона. Фотограф Даша Григоревская

Сроки и реализация

В общем у нас было 15 человек в команде (половина в Москве, половина в Самаре), два дизайнера, один пиарщик, один руководитель проекта, большие планы и два месяца на все.

Конечно, у нас есть опыт участия в образовательных мероприятиях, например в начале года мы вместе с Phoenix Education делали Всероссийский кейс-чемпионат по биотехнологиям Generium. Но там мы отвечали только за ивент, без методической части. Тот хакатон, который мы придумали, не имел аналогов, его надо было просто сделать.

Партнеры добавлялись медленно и осторожно, на старте мало кто верил в эту затею, большинство подключились, когда увидели первые результаты. Мы поставили себе достаточно жесткие и короткие сроки, постоянно накидывали и меняли идеи, расширяли и копали глубже, переписывали и переделывали до последнего. Например, за два дня до открытия хакатона полностью поменяли систему оценки кейсов, не потому что она была плохая, а потому что после брифинга с жюри поняли, как решить задачу по-другому. Было сложно, но challenge accepted. Когда ты свой собственный заказчик, планку можно повышать бесконечно.

Итак, по этапам:

6-го июля у хакатона не было сайта. 12-го июля он уже был опубликован и сделан полностью командой «Мандариновой лисы», без привлечения подрядчиков. 13-го июля первый пост в канале хакатона в телеграм. К концу месяца в нем было уже 200 человек. В начале июля не было никакого хакатона и не знал о нем никто. К 19 августа «Креатив на Волге» стал запросом в поисковиках.

Для нас это опыт, как сделать крупное образовательное мероприятие с чистого листа, на свои деньги, в короткие сроки и закрыть все блоки силами команды.

Команда организаторов хакатона. Фотограф Даша Григоревская

Жюри

Для оценки кейсов мы пригласили в Самару экспертов по креативной экономике — тех, кто меняет к лучшему целые города и понимает, как развивать себя в креативных индустриях. У нас получился экспертный состав из 35 человек: Павел Роговой (Велогород.Онлайн), Андрей Малеваник (Нетология), Антон Горовой (Megabudka), Татьяна Новоселова (Шанинка), Александр Красавцев (Институт «Полис»), Майк Барков (Optimax Dev), Александр Аверин (АНО «Агентство креативных индустрий») Руслан Гончаров (ONY Digital), Георгий Лобушкин (ex-VK), Николай Никульников (WEBROVER), Олег Вейс (Агентство социокультурных технологий) и другие. Большинство членов жюри были не из Самары, поэтому мы организовали всем командировки с проживанием и культурной программой.

Предприниматели из Самары тоже участвовали: это основатели бренда мерча «Волга мама» Василий Румянцев и Андрей Комзов, автор проекта нестандартных экскурсий «Город-курорт» Екатерина Ревинская, Андрей Иванов из кофейни «Корж», управляющий Станкозавода Павел Новиков, директор Консалтинговой компании REC Никита Петухов, директор туристского информационного центра Самарской области Анна Павкина.

Эксперты хакатона на крыше Станкозавода. Фотограф Даша Григоревская

Лекторий

Когда зовешь и организуешь командировки для такого количества крутых людей, хочется «дать к ним доступ» всем желающим и транслировать их знания в мир. Поэтому в Лобби Станкозавода все два дня шли лекции о маркетинге городов и повседневной креативности. Индустриальный вид площадки идейно подкрепил темы развития и изменений, а самарский уличный художник Арт Абстрактов нарисовал на стене граффити «Креатив на Волге», на фоне которого выступали спикеры.

Рашит Калимуллин рассказал про то, как в 2023 году использовать нейросети, Антон Горовой показал избранные кейсы бюро Megabudka и то, как они переосмысляют традиционную русскую архитектуру, с Александром Красавцевым обсудили механики, с помощью которых можно вовлечь людей в развитие городской и сельской среды, Роман Золин показал, как городам продавать себя пользователю = путешественнику, а Руслан Гончаров ответил на вопросы о работе успешного брендингового агентства.

Где держать фокус?

Прежде всего, на четком распределении ответственности в режиме постоянных изменений. Мы понимаем, что все делают по-разному и можно было упростить концепцию и ограничиться только хакатоном, но это не наша история. В «Креативе на Волге» масштабность была заложена изначально, и по мере развития проекта она только росла. В связи с этим оргструктура включала в себя много объемных блоков: участники, эксперты, партнеры, маркетинг и пиар, волонтеры, дизайн и мерч, программа для нескольких площадок и юридический блок.

Здесь важно синхронизироваться, понимать, насколько мы далеки от изначальной идеи, постоянно оценивать риски, которые возникают по мере роста проекта, делить задачи и доверять команде.

5 уроков хакатона

От команды «Мандариновой лисы»:

Что получилось?

С точки зрения организации у нас получилось масштабное образовательное мероприятие для города, которое поддержали и городские власти, и частные партнеры, и вузы, и молодежные организации Самары и области, и СМИ. О хакатоне вышло более 30 публикаций и более 150 постов в ВК. Мы создали живое и активное сообщество в телеграм и ВК и привлекли 25 партнеров. Церемонию награждения посетили министр культуры Самарской области Ирина Калягина и руководитель департамента по делам молодежи Министерства образования Самарской области Сергей Бурцев.

Получилось собрать в одном городе участников, экспертов, партнеров на целых два дня: офлайн, вживую, по-настоящему. И этот город даже не Москва и не Питер.

С точки зрения поиска ценных кадров мы получили 358 заявок на хакатон, большая часть которых была с резюме или портфолио. Теперь у нас есть своя база потенциальных сотрудников для креативных индустрий Самары и конкретно Станкозавода, который развивается и растет.

Полумиллионный рекламный охват хакатона повысил узнаваемость Станкозавода как площадки для проведения мероприятий и «Мандариновой лисы» как организатора. В субботу 19 августа было продано рекордное количество билетов на крышу.

С точки зрения кейсов мы получили пять рабочих решений-победителей и провели дополнительно встречу по грантам для тех, кто хочет «докрутить» свои идеи и реализовать их.

С точки зрения продукта наш хакатон стал готовым решением, количество экспертизы по которому позволяет нам масштабировать его для любого города и сферы. Это многослойное, сложное событие мы организовали полностью своими ресурсами и точно знаем, как сделать его для других. Хотите хакатон? Напишите «Лисе»)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда