{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как быть продуктивным и не выгорать в сложном интеллектуальном бизнесе

Уже несколько лет мы с мужем работаем в своем бизнесе. Это консалтинг, и это «интеллектуалоемкая» деятельность». Нам невозможно работать по 8-10 часов в сутки с одинаковой производительностью. Но при этом задач много, и значимая часть из них требует сосредоточенности и эффективной работы. Поэтому мы научились выстраивать рабочий день так, чтобы добиваться максимума за ограниченное время.

Темой личной эффективности я увлекаюсь уже много лет, и за эти годы стала практически профи в ней. Даже написала книгу о балансе и планировании жизни (после того, как сама все применила на практике). После этого долгое время почти ничего не писала. А сейчас захотелось поделиться опытом. Тем более, что он наложился на два больших переезда, которые "проверили на прочность" наш подход.

Лайфхак 1. Учет биологических ритмов

У каждого из нас есть свои особенности. Так мой супруг – жаворонок, а я – сова. Поэтому мы имеет разное время для начала работы, разные графики. А на пересечении их ставим те задачи, которые требуют участия обеих сторон. Поскольку у нас семейный бизнес - это необходимо. Мы уже сами знаем свои ритмы, поскольку научились их отслеживать и учитывать в работе.

Лайфхак 2. Структурирование задач

Мы уже давно по методике GTD Дэвида Аллена ведем список задач. То есть "выгружаем" из головы все задачи: от больших до маленьких, от рабочих до личных. Интересно, что в моем листе стандартно 40-45 задач (не знаю, почему такая цифра, но вот из наблюдений это стандарт).

Мы делим задачи:

✅требующие креативности

✅знакомые, но требующие «свежего ума»

✅рутинные и простые

Конечно мы ведем учет по срокам (это уже из Кови – разделение по категориям «срочность/ важность») и одновременно по типам задач (могут быть связаны с личным или бизнесом, с развитием или выполнение проектов, с определенными клиентами или проектам).

Такая «выгрузка» задач из мозга позволяет освободить его и не «гонять» в голове эти задачи перед сном или в течение дня .

Лайфхак 3. Планирование дня по периодам эффективности

Любой нормальный человек может держать высокий уровень сосредоточенности без перерыва примерно 90 минут (доказано наукой). Поэтому мы разделили весь день на такие вот 90-минутые блоки. И в каждый из них с учетом биологических ритмов «зашили» свои задачи.

При этом периоды разделяем:

✅ Периоды пиковой эффективности: таких обычно 2 или 3 в день. Мы понимаем, что ресурсы внимания и собранности истощаются (опять же подтверждено наукой, к примеру, Роем Баумайстером). В это время ставим креативные и самые сложные задачи.

✅ Периоды хорошей продуктивности. Это для решения важных, но привычных нам задач.

✅Периоды низкой продуктивности или совмещение. Это ситуации, когда, например, мы истощили интеллектуальный ресурс, но есть задачи, не требующие его. И вот тут мы их и решаем.

Еще часть задач выносится на периоды, которые мы только на телефоне, но какие-то задачи можем решать (чаще всего это просмотр почты/ мессенджеров, социальные сети и т.п.).

Лайфхак 4. Входит в состояние потока

Я уже более семи лет изучаю тему счастья. В этой науке (позитивной психологии) очень много открытий связанных как раз с продуктивной вовлеченной работой. Я даже завела свой Telegram-канал, где делюсь накопленным за годы изучения знаниями.

Одним из знаковых имен в этой науке является автор концепции потока Михай Чиксентмихай. После знакомства с этой книгой моя жизни кардинально изменилась.

Одним из ключевых постулатов данной теории является то, что вы можете управлять своим состоянием. Поток - это состояние, когда вы делаете что-то с радостью, энтузиазмом, забывая о времени, при этом у вас все получается и вы испытываете чувство удовлетворения.

Мы научились «якорить» состояние поток, привязав его к определенным триггерам или ритуалам. И в итоге мы можем в самые пиковые моменты дня использовать этот подход. Я искренне всем рекомендую прочитать книгу и заодно освоить этот подход в своей работе.

Лайфхак 5. Расписание или организация «рутины» дня

Я люблю жить яркой, активной и интересной жизнь. Я легко меняю и перестраиваю свои планы (к примеру, я прилетела из Екатеринбурга днем, пока ехала домой на такси друг предложил сходить в театр и мы за час реорганизовали все расписание и посмотрели таким образом уникальную постановку Дмитрия Крымова «Дон Жуан. Генеральная репетиция», которая в том году номинировалась 9 (!!) раз на «Золотую маску»). Меня очень сложно назвать человеком порядка, я скорее эксперт по креативности и «хаосу» (в ситуации неопределенности чувствую себя комфортно).

Но несколько лет назад открыла простую истину: если есть структура, расписание дня и привычные ритуалы, то гораздо легче становится жить и успеваешь намного больше. Неожиданно, но в этом мне помогло рождение второго ребенка, когда нужно было совмещать заботу о нем со своим растущим бизнесом.

Поэтому для нас в семье важны стандартные ритуалы, при этом они (как и расписание) меняются в зависимости от сезона или места проживания.

К примеру, мой день начинался в 8 или 9 утра в Москве и Ташкенте, а вот при переезде в Бразилию я легко встаю в 6 утра (это особенность жизни на экваторе и не нужно было никак перестраивать себя).

Все ритуалы и расписание делится на четыре блока:

Утро: это время на семейный завтрак и разные приятные мелочи (для меня это – чашка кофе, для мужа - утренняя прогулка). Иногда я утром люблю позаниматься спортом (последнее время делаю это не часто, но предпочту пробежку или зарядку «залипанию» в соцсетях).

День до обеда: самое продуктивное время (дети в школе, а сейчас с учетом разницы во времени с РФ и Центральной Азией, где клиенты и партнеры - это главное время для общения). Тут работа и небольшой перерыв, когда мы минут на 10-15 можно что-то интересное посмотреть, послушать. Естественно «обед по расписанию».

День после обеда: тут спад продуктивности. Поэтому можно выделить время на чтение бизнес-литературы, или чтение интересных статей. Также в это время хорошо пишутся посты в соцсети или просматриваются соцсети. Потом еще один блок работы: вполне продуктивный, хотя и с самыми сложными задачами.

Перед ужином: тут у меня обычно идет энергетический подъем и я снова вхожу в состояние потока и решаю еще несколько сложных, интересных задач.

Вечер. Это время для семьи и жизненного баланса. Тут можно просто побыть дома, погулять, или же сходить в театр или на концерт. Еще это время для спорта (хотя я уже давно не занимаюсь им регулярно, увы).

И, конечно, обязательный ритуал отхода ко сну. Сон для нас исключительно важен. Это основа нашей продуктивности. Обычно этот ритуал занимает около 1,5-2 часов и включает общение и чтение книги (это тот самый момент, куда я в обязательном порядке встроила чтение, чтобы достигать своих целей).

Очевидно, что не все дни столь одинаковы. Мы раньше много ездили, встречались с клиентами, посещали мероприятия. Но даже в этом случае принцип планирования и разбиения дня на интервалы сохранялся.

Я знаю, что все люди разные. У каждого свой ритм жизни, свои особенности. Кто-то работает в офисе, кто-то удаленно. Но для многих вопрос личной продуктивности очень важен. Поэтому на эту тему написано много книг.

Я сама в 2018 году собрала весь свой опыт по достижению жизненного баланса и управлению продуктивностью в одну книгу, которая вышла в издательстве «Бомбора». Но при этом я постоянно изучаю новые практики, опробую их и делюсь своими «лайфхаками». Знаю, что это бывает неожиданно и полезно – получить интересную идею, которая может существенно повысить качество вашей жизни.

0
4 комментария
Svyaztozavr 799

Правильно пишете, многие не до оценивают роль биологических ритмов на продуктивность рабочую, высыпайтесь главное

Ответить
Развернуть ветку
Ibragim Zafirov

Тут реально нужно учитывать свои био-ритмы, и налаживать график, если он сбитый, иначе ни о какой продуктивности и речи быть не может

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Кстати, а для структурирования задач можно использовать таск-трекер еще 👀

Ответить
Развернуть ветку
HappyAtWork
Автор

Да, я веду в специальной программе задачи

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда