«Кремниевая долина перестала быть единственным технологическим центром Вселенной»: интервью с Дмитрием Стависким

В прошлом вице-президент по международному развитию Evernote и экс-CEO LinguaLeo Дмитрий Ставиский уже почти 30 лет живёт в США. Он рассказал основателю «Школы инвестиций» и площадки GoValley Максиму Чеботарёву о работе стартапов и инвестициях в Кремниевой долине.

В закладки
Аудио

Исторически было много мест, где мог возникнуть подобный Кремниевой долине (Северная Калифорния) технологический кластер, например Бостон.

Ещё 10–15 лет назад шоссе 128 (Route 128, окружная дорога в Бостоне, где в 1990-е годы находилось множество высокотехнологичных компаний) занимало практически равные позиции с Кремниевой долиной.

Есть очень много мест на планете, где этот феномен не смог бы появиться из-за плохого расположения, отсутствия инженеров и учёных или «кривого» правительства. Существует довольно серьёзная теория про географические кластеры.

Задним числом всё объяснено, но я подозреваю, что это сложная нелинейная система: так получилось, потому что бабочка где-то махнула крылом. Однако важно понимать, что Кремниевая долина перестала быть единственным технологическим центром Вселенной.

Долину, которая расположена в Bay Area, догоняет Китай: то, что они сейчас называют Greater Bay Area, область, которая включает Гонконг, Шэньчжэнь и Гуанчжоу. Это сопоставимый центр по ключевым параметрам.

Кремниевая долина при этом остаётся правильным местом для многих типов бизнеса, но у меня сложилось ощущение, что она перегрета. Например, здесь безумно трудно нанимать и удерживать инженеров.

«В Долине нет предрассудков против команд из СНГ»

Мой основной совет предпринимателям — если есть основания думать, что твой бизнес может стать глобальным, то лучше не начинать его в России. Это очень специфичный рынок, с которого тяжело выходить. И ещё один важный момент — не берите деньги, пока не уверены, что они вам реально нужны. Это одна из ошибок — взять слишком много денег слишком рано.

Есть два момента, на которые стартапу из Восточной Европы стоит обратить внимание в Долине, если он пытается строить глобальные продукты и фаундеры готовы к переезду.

Во-первых, венчурная ли у него история: достаточно ли большой рынок, чтобы брать венчурные деньги. Во-вторых, важно ответить на вопрос, почему никто не сделал это раньше. Если у тебя нет ответа, вполне возможно, что ты «самый умный». Это общие моменты для любого стартапа.

Стартапам российского или украинского происхождения нужно понимать, что их страны сейчас не самые «модные» в Долине и в 99% случаев нужно быть готовым сюда переехать. При этом разработка где-то «там» считается преимуществом.

Инвесторов не смущает, если команда разработчиков будет сидеть в Ижевске или в городе с непроизносимым названием на Украине. Наоборот, их смущает перспектива, что ты будешь нанимать инженеров в Долине и платить им по $450 тысяч в год. Поэтому разработка в самом широком смысле слова может быть где угодно, но нужно быть готовым ответить на вопрос о страновых рисках.

При этом я не видел предрассудков против команд из России, Украины, СНГ. Восточно-европейских инженеров и учёных уважают, к бизнесменам относятся осторожнее.

Есть некое рациональное опасение, сможете ли вы, ребята, сюда интегрироваться? В Долине смотрят, есть ли у вас здесь нетворкинг. Очень полезно продемонстрировать, что «да, я понимаю эту среду, я здесь интегрирован, я могу здесь работать».

«А вот дискриминацию российских инвесторов я наблюдал»

Если дискриминацию российских проектов я не видел, то дискриминацию российских инвесторов я наблюдаю. Но она рациональная — нужно быть готовым к тому, что тебя попросят, что называется, открыть кимоно и объяснить, откуда деньги.

Если ты инвестор и хочешь работать с проектами из Долины, то стоит задуматься, что ты можешь предложить стартапам из Долины помимо денег. Можно предлагать экспертизу в чём-то, лучше всего в продуктовой теме или в выходе на зарубежные рынки.

Эта экспертиза должна быть комплементарна команде, и ты должен быть силен в этой теме, обладать репутацией и быть готовым закатать рукава и помогать. Из того немногого, что я видел, русским инвесторам, ангелам и фондам трудно себя дифференцировать.

Лучшие проекты идут сразу в Sequoia Capital, Andreessen Horowitz, General Catalyst, с этими фондами трудно конкурировать. К тому же, сидя в России, вряд ли получится увидеть топовые компании, которые поднимают местные pre-seed. Расслоение среди проектов очень сильное, а денег здесь плещется много. Всем хочется топовых проектов, и местные инвесторы первыми их выбирают.

«В Долине стали позитивно воспринимать удалённые команды»

Если говорить про самые важные тенденции в венчуре в Долине, тема криптовалют уже «сдулась» и осталось что-то более рациональное. По сути, 90% крипто были пеной, 5% — это некомпетентность, а ещё 5% — это сухой остаток. Сфера ИИ тоже стала более рациональной.

Кроме того, стали позитивно восприниматься удалённые команды. Я всё чаще слышу от инвесторов, что они говорят своим портфельным компаниям: «Ребята, учитесь строить распределённые команды и работать с ними».

Это очень полезно и рационально и, по сути, служит виртуальной альтернативой Долине. Однако по-прежнему есть очень много резонов удерживать здесь штаб-квартиры. В частности потому, что инвестиционные решения почти всегда эмоциональные, для них нужен человеческий контакт.

Можно эффективно общаться на расстоянии, но только если контакт уже налажен в офлайне. И периодически личный контакт нужно возобновлять.

Из глобальных тенденций: очень важно отделение Китая от глобального рынка. До последнего времени у нас была технологическая Вселенная, выстроенная из США, и Китай играл по этим правилам.

Но теперь он играет по новым, строит независимую экосистему, а геополитика этот процесс ускоряет. Это на самом деле влияет на всё, и дело пахнет новой холодной войной. И я не думаю, что мы переварили, что означает отделение Китая для нас в профессиональном плане.

«Идите только в топовые американские акселераторы»

Если вы как фаундер хотите попасть в американский акселератор, то имеет смысл идти только в топовый. Они дают немного денег, но при этом учат жизни и очень помогают с фандрайзингом.

Долгоиграющий плюс топовых акселераторов — нетворкинг. У них очень сильная сеть выпускников, различные онлайн- и офлайн-инструменты и плюс некий бренд. Все эти преимущества совершенно реальны. Попасть в такие акселераторы помогают рекомендации их выпускников и инвесторов с хорошей репутацией.

Дмитрий Ставиский с 1994 года работал разработчиком различных стартапов в Бостоне (США). В 2006 году Дмитрий присоединился к расположенной в Калифорнии Evernote в роли вице-президента по продукту, а затем стал вице-президентом по международному развитию и работал на этой позиции до 2013 года. Вслед за этим он занялся образовательными проектами, в том числе LinguaLeo и Edwin.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maxim Chebotarev", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0440\u0435\u043c\u043d\u0438\u0435\u0432\u0430\u044f\u0434\u043e\u043b\u0438\u043d\u0430","evernote"], "comments": 8, "likes": 22, "favorites": 97, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 82615, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 11 Sep 2019 15:18:58 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 82615, "author_id": 28354, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/82615\/get","add":"\/comments\/82615\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/82615"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Есть задачи, которые в 100 раз быстрее и эффективнее решаются при личном присутствии.

Общаться с людьми нужно, это как минимум развитие в социуме!

Ответить
5

Да. И это социализация. Но удаленные команды, когда на старте нужно максимально быстро лететь - работает, и инвесторы покупают это.

Ответить
0

в общем вскоре в гугле можно будет работать прямо из дома

Ответить
2

Ну не согласен. Все еще важно, чтобы команды часто встречались и были на одной волне.

Ответить
0

Вопрос Автору - Какой Посыл паттерна Всех местных инвесторов усредненный ?
Выходцев из СНГ ненавидят и ждут сразу мешок бабала и оборот 1 млн баксов за спиной а то и 10!
Зачем эти сказки про успешный успех ?
В Гугластане и Абразивке манхеттана - паттерн прямой и простой это выпускник топ вуза США- опыт работы в топ тиме миллиардной компании 5-10 лет - сворованная клиентская база + Сворованнная часть команді и СЕО

Ответить
1

Прямо таки ненавидят)?

Ответить
0

могу подтвердить лишь одно, что выходцев из СНГ начинают любить когда достигаешь оборота в 1 млн. Причем стартап местный, с идиотской идеей " инстаграмм дизайна ногтей" - сразу поднимает 100 штук. Про миллион - свой горький опыт, причем инвесторы с долины. Свои, местные - это днище полное.

Ответить
0

Вопрос к автору - а можно как то себя обезопасить если предпосылки к возможной глобальности твоего стартапа все же есть, но ехать в США возможности нет?

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }