Кнопка
Кнопка Лигал Кнопка Кнопка Кнопка Лигал

Три эпичных моментов стартапа: как пройти и выжить

Привет! Меня зовут Оксана Погодаева. Если вкратце, эта статья обо мне и истории стартапа - GroozGo, где я - кофаундер и ex-COO. Совместно с партнером Анной Качурец мы запустили, вырастили и продали стартап в логистике. За 3,5 года подняли $2,1 млн, построили логистическую платформу, на которой работают более 6,5 тыс компаний, в том числе крупнейшие международные корпорации.

Мы знаем, каково это построить технологический продукт, мы прошли через это. Пока пилишь стартап, не остается времени осмыслить свои поступки и действия. Ты, словно слепой котенок, пытаешься нащупать верную дорожку и сделать все правильно. Когда оглядываешься назад, выделяешь несколько переломных моментов. Вот здесь бы поднажать, ты бы взлетел! Только обычно именно в эти моменты уже опускаются руки и крутятся мысли про то, что пора слезть с дохлой лошади.

Вот зародилась идея и фаундер начинает формировать команду, изучать рынок и проводить глубинные интервью с потенциальными клиентами. Все, вроде, делает по правилам. Как говорится, по букве закона запуска стартапа. Но никак не может найти ту самую уникальность, из-за которой перестанут покупать у конкурентов или вообще поменяют порядок привычных действий и начнут покупать что-то новое.

Стартапер никак не может проломить ту самую стену, за которой откроется дорога к заветному розовому единорогу. Оглядываясь назад он понимает - столько сил, времени, денег уже вложено в проект. За ним команда, которая верит в него и в то, что он не отступит. Но стартапер уже перебрал все стратегии. Слишком часто его посещает мысль о том, чтобы сдаться.

Может быть, конечно, стратегии в этот момент испробованы не все. Просто стартапер так устал биться без результата, что не видит некоторые моменты, которые лежат на поверхности. Этот момент - самый страшный. Хочется реально все бросить и убежать.

На данном этапе стартапер находится в расфокусе. Зачастую, желая сохранить то, что уже успели сделать, начинают искать инвестора, который хоть как-то поможет удержаться на плаву. Внимание смещается. Начинается беготня за инвесторами, а вопрос ценности продукта уходит на второй план. А что же на самом деле лучше сделать в этот момент?

Все очень просто. Нужно сделать рестарт: отдохнуть (очень важно!) и повторно взяться за custdev. Снова как ребенок окунуться в этот мир. Все с начала: определение сегмента - гипотеза под этот сегмент - проверка гипотезы через глубинные интервью - подтверждение гипотезы - первые продажи - mvp - система продаж и определение каналов продаж. Дальше по логике идет масштабирование, но об этом чуть позже.

Нет секрета или он очень прост: возвращаться в начало и изучать клиента и его “боль”. Только системность дает результаты. Повторяй и повторяй эту схему до тех пор, пока клиент не подтвердит, что для него действительно существует эта проблема.

Второй самый жесткий момент, который мы, как и многие стартаперы, пережили - сложности с масштабированием из-за нехватки инвестиций.

Вот фаундеры преодолели предыдущий сложнейший этап. Все-таки удалось найти ценность продукта, отделиться от конкурентов и подтвердить это все продажами. Это бомба, ребята!

Казалось бы, вот и настал момент, когда можно бежать к инвестору. Но я скажу "стоп". Если у фаундера есть хоть копейка личных сбережений, и команда дошла до этого этапа с подтвержденной идеей, надо вкладывать свои деньги и получать трекшн (рост показателей). Отдавать капитал на данном этапе - самое дорогое, поэтому надо искать любые способы развиваться и расти самостоятельно. А вот после получения трекшена уже можно бежать к инвесторам. Вопрос только в том, как бежать.

Как обычно делают? Сколупали презентацию, посчитали рынок и начинают рассылать всем подряд с надеждой, что вот уже на следующий месяц поступят деньги на расчетный счет. Сначала мы делали примерно так же. Пока не поняли, что нужен совсем другой подход.

Смотри, наша задача как стартаперов - описать, какой именно инвестор нужен в стартап. Важно понять, что нам нужно от него, помимо денег: узнаваемость его бренда/имени, связи с государственными органами, выходы на международный рынок, экспертность в области. Это как описать в деталях своего будущего партнера в отношениях. После создания детального портрета нужно сформировать пул очень похожих инвесторов.

Дальше план действий такой: законнектиться с ними во всех социальных сетях, изучить, где они в ближайшее время выступают, найти людей, которые смогут сделать интро. Через интро - всегда легче. После этого не закидывать своей огромной презентацией, а послать краткий тизер. Если будет заинтересованность, спросят и презентацию, и финансовую модель.

Позиция, когда инвестор к тебе сам пришел, всегда более выигрышная. Значит он уже о тебе слышал и заинтересован.

Очень важно не засидеться между первым и вторым этапом. Фаундер еще не отошел от первого этапа , когда упорно искал ценность продукта, а уже пора начинать рейзить деньги. В этом плане очень круто, если над проектом работают 2 фаундера. Фокус одного остается на продукте, а фокус второго переходит на поиск инвестиций.

И вот заветные инвестиции на счету. Казалось бы, можно выдохнуть. Но на самом деле именно сейчас начинается самый важный этап в бизнесе. Момент, когда все, обещанное инвестору и команде, нужно реализовывать. Оцифровывать процессы, масштабировать технологию, нанимать команду и бежать быстрее, чем конкуренты. Наступает этап, когда каждый показатель в бизнесе важен не только тебе, но и тем людям, которые поверили в тебя и в твой проект. В этот момент масштабирование и рост - самое важное.

Мы были на твоем месте - строили новый технологический проект. Это был долгий путь с ошибками: 3 раза меняли разработчиков, 9 месяцев искали работающую бизнес модель, теряли деньги, сталкивались с проблемами масштабирования, поднимали инвестиции. Мы тоже создавали что-то, что никто до нас не делал. И это не легко!

Именно поэтому нам пришла идея создать платформу StartupBuro. На ней каждый стартапер найдет ответ на любой вопрос при создании технологического продукта: от customer development до нахождения бизнес-модели, привлечения инвестиций и масштабирование на международный рынок.

Чем еще платформа будет тебе полезной? Мы создаем питч-дек, строим финансовые модели, помогаем с привлечением инвестиций, грантов, с PR и юридическими вопросами. Все это убережет тебя от ошибок, позволит добежать до цели быстрее и с наименьшими потерями.

0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Eugene Danilov

За 3,5 года подняли $2,1 млн, построили логистическую платформу, на которой работают более 6,5 тыс компаний
Расскажите самое главное: ваш стартап научился зарабатывать деньги или привлечение инвестиций - это пока основное достижение? 

Ответить
3
Развернуть ветку
Oksana Pogodaeva

Научились :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Ну так рассказывайте) с цифрами ;)

Ответить
0
Развернуть ветку
Юлия Меркулова

Девушки, это круто! Желаю вам удачи в новом проекте!  

Ответить
1
Развернуть ветку
Oksana Pogodaeva

Спасибо! 

Ответить
1
Развернуть ветку
Eugene Danilov

"Мы помогаем с различными вопросамии проблемами, с которыми сталкивается любой стартап: от запуска и customer development до нахождения бизгнес-модели и привлечения инвестиций" - не хочу показаться задротом, но у вас на сайте 3 опечатки в одном абзаце 

Ответить
1
Развернуть ветку
Oksana Pogodaeva

Благодарю за информацию, исправим 

Ответить
0
Развернуть ветку
Elena Sloik

Уйма ошибок в тексте. «КакоГо это» особенно порадовало

Ответить
0
Развернуть ветку
Николай Шумилов

Молодцы!

Ответить
0
Развернуть ветку
Oksana Pogodaeva

Спасибо, рада быть полезной! 

Ответить
1
Развернуть ветку
Nathan Zachary

1. в телеграме грамотно забиты имена под ботов, но в основном канале 2 человека, с августа. не густо...
2. ничего личного, просто для информации - почему только дамы?
пс: в закладки себе добавил, спасибо.

Ответить
0
Развернуть ветку
Oksana Pogodaeva

Верно, пока канал не развиваем, но есть активный чат со стартапами. Добавьте меня в фейсбуке, скину ссылку. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Nathan Zachary

поиском нашёл. почему-то с vc ссылки битые...

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Это у вэцэ постоянно, увы. Призываю #vcsupport, почините уже!

Ответить
0
Развернуть ветку
Сергей Федоров

Как Вы считает, может ли стартап взлететь при одном фаундере? 

Ответить
0
Развернуть ветку
Oksana Pogodaeva

Я думаю, статистика скажет лучше за меня. У 20% стартап-единорогов - 1 основатель, у 35% - два, у 30% - три. Один не приговор, но вероятность, что проект взлетит больше у команды

Ответить
0
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Значительно интереснее было бы прочитать о вашем проекте, который вы реализовали, чем о какой-то очередной платформе по "помощи..."

Ответить
0
Развернуть ветку
Oksana Pogodaeva

Олег, достаточно мы с партнером достаточно много писали о нашем проекте, можно загуглить :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
Тред: работники рассказывают, как сбегали в первый же день и не возвращались Статьи редакции

Часто такое встречается среди молодёжи и на неоплачиваемых стажировках.

Boston Dynamics договорилась о первых поставках своих роботов-грузчиков для складов — заключила сделку на $15 млн с DHL Статьи редакции

Роботы будут работать на складах DHL в Северной Америке.

Робот-грузчик Boston Dynamics.
Очистка репутации застройщика, девелопера, объекта

Здравствуйте! Вы тут, потому что у вас есть проблемы с online-репутацией. Если это не так – не читайте дальше.

Говорит Москва: Yota определила самые общительные регионы России в 2021 году

Yota проанализировала количество и продолжительность телефонных звонков своих пользователей, а также объем использованного мобильного трафика за 2021 год в разных регионах страны. Таким образом мобильный оператор определил самые «звонящие» и «качающие» регионы.

В экосистеме «Своë» уже 1 млн пользователей. Что это такое и зачем Россельхозбанку цифровые сервисы для фермеров

Рассказываем, как за один год построить открытую экосистему для агробизнеса.

Bank of America раздаст свои акции почти всем сотрудникам, потому что во время пандемии люди стали чаще увольняться Статьи редакции

Одни поняли, что устали работать в офисе, другим больше пришёлся по духу фриланс — поэтому корпорация решила удерживать их бонусами.

«Тинькофф» отказывает в предоставлении услуги, включённой в тариф

Привет! У банка Тинькофф Банк есть тариф для ИП "Профессиональный" с абонентской платой около 5к в месяц, там же в описании включена услуга "Бухгалтерское обслуживание" (на данном тарифе бесплатно).

Исследование: как бизнес преодолел кризис в 2021 году, часть первая

Мы провели исследование российского рынка и посмотрели, как чувствовал себя бизнес в 2021 году. Аналитики компании выяснили, что, благодаря смягчению коронавирусных ограничений, рынок стал постепенно восстанавливаться и выходить на докризисные показатели.

Что такое АДР и ГДР: чем отличаются от акций, что предпочесть инвестору
Позитивные результаты Ericsson смогли повлиять на Nokia

Несмотря на потерю доли рынка в Китае, прибыль Ericsson за IV квартал 2021 года приятно удивила. Возросший спрос на поставку оборудования 5G в Европу, Северную и Латинскую Америку увеличили чистую прибыль компании на 40%, и она достигла $1,1 млрд. Фондовый рынок моментально отреагировал на новости от Ericsson – акции Nokia возросли на 1,46%.

null