Три эпичных моментов стартапа: как пройти и выжить

Привет! Меня зовут Оксана Погодаева. Если вкратце, эта статья обо мне и истории стартапа - GroozGo, где я - кофаундер и ex-COO. Совместно с партнером Анной Качурец мы запустили, вырастили и продали стартап в логистике. За 3,5 года подняли $2,1 млн, построили логистическую платформу, на которой работают более 6,5 тыс компаний, в том числе крупнейшие международные корпорации.

В закладки

Мы знаем, каково это построить технологический продукт, мы прошли через это. Пока пилишь стартап, не остается времени осмыслить свои поступки и действия. Ты, словно слепой котенок, пытаешься нащупать верную дорожку и сделать все правильно. Когда оглядываешься назад, выделяешь несколько переломных моментов. Вот здесь бы поднажать, ты бы взлетел! Только обычно именно в эти моменты уже опускаются руки и крутятся мысли про то, что пора слезть с дохлой лошади.

Вот зародилась идея и фаундер начинает формировать команду, изучать рынок и проводить глубинные интервью с потенциальными клиентами. Все, вроде, делает по правилам. Как говорится, по букве закона запуска стартапа. Но никак не может найти ту самую уникальность, из-за которой перестанут покупать у конкурентов или вообще поменяют порядок привычных действий и начнут покупать что-то новое.

Стартапер никак не может проломить ту самую стену, за которой откроется дорога к заветному розовому единорогу. Оглядываясь назад он понимает - столько сил, времени, денег уже вложено в проект. За ним команда, которая верит в него и в то, что он не отступит. Но стартапер уже перебрал все стратегии. Слишком часто его посещает мысль о том, чтобы сдаться.

Может быть, конечно, стратегии в этот момент испробованы не все. Просто стартапер так устал биться без результата, что не видит некоторые моменты, которые лежат на поверхности. Этот момент - самый страшный. Хочется реально все бросить и убежать.

На данном этапе стартапер находится в расфокусе. Зачастую, желая сохранить то, что уже успели сделать, начинают искать инвестора, который хоть как-то поможет удержаться на плаву. Внимание смещается. Начинается беготня за инвесторами, а вопрос ценности продукта уходит на второй план. А что же на самом деле лучше сделать в этот момент?

Все очень просто. Нужно сделать рестарт: отдохнуть (очень важно!) и повторно взяться за custdev. Снова как ребенок окунуться в этот мир. Все с начала: определение сегмента - гипотеза под этот сегмент - проверка гипотезы через глубинные интервью - подтверждение гипотезы - первые продажи - mvp - система продаж и определение каналов продаж. Дальше по логике идет масштабирование, но об этом чуть позже.

Нет секрета или он очень прост: возвращаться в начало и изучать клиента и его “боль”. Только системность дает результаты. Повторяй и повторяй эту схему до тех пор, пока клиент не подтвердит, что для него действительно существует эта проблема.

Второй самый жесткий момент, который мы, как и многие стартаперы, пережили - сложности с масштабированием из-за нехватки инвестиций.

Вот фаундеры преодолели предыдущий сложнейший этап. Все-таки удалось найти ценность продукта, отделиться от конкурентов и подтвердить это все продажами. Это бомба, ребята!

Казалось бы, вот и настал момент, когда можно бежать к инвестору. Но я скажу "стоп". Если у фаундера есть хоть копейка личных сбережений, и команда дошла до этого этапа с подтвержденной идеей, надо вкладывать свои деньги и получать трекшн (рост показателей). Отдавать капитал на данном этапе - самое дорогое, поэтому надо искать любые способы развиваться и расти самостоятельно. А вот после получения трекшена уже можно бежать к инвесторам. Вопрос только в том, как бежать.

Как обычно делают? Сколупали презентацию, посчитали рынок и начинают рассылать всем подряд с надеждой, что вот уже на следующий месяц поступят деньги на расчетный счет. Сначала мы делали примерно так же. Пока не поняли, что нужен совсем другой подход.

Смотри, наша задача как стартаперов - описать, какой именно инвестор нужен в стартап. Важно понять, что нам нужно от него, помимо денег: узнаваемость его бренда/имени, связи с государственными органами, выходы на международный рынок, экспертность в области. Это как описать в деталях своего будущего партнера в отношениях. После создания детального портрета нужно сформировать пул очень похожих инвесторов.

Дальше план действий такой: законнектиться с ними во всех социальных сетях, изучить, где они в ближайшее время выступают, найти людей, которые смогут сделать интро. Через интро - всегда легче. После этого не закидывать своей огромной презентацией, а послать краткий тизер. Если будет заинтересованность, спросят и презентацию, и финансовую модель.

Позиция, когда инвестор к тебе сам пришел, всегда более выигрышная. Значит он уже о тебе слышал и заинтересован.

Очень важно не засидеться между первым и вторым этапом. Фаундер еще не отошел от первого этапа , когда упорно искал ценность продукта, а уже пора начинать рейзить деньги. В этом плане очень круто, если над проектом работают 2 фаундера. Фокус одного остается на продукте, а фокус второго переходит на поиск инвестиций.

И вот заветные инвестиции на счету. Казалось бы, можно выдохнуть. Но на самом деле именно сейчас начинается самый важный этап в бизнесе. Момент, когда все, обещанное инвестору и команде, нужно реализовывать. Оцифровывать процессы, масштабировать технологию, нанимать команду и бежать быстрее, чем конкуренты. Наступает этап, когда каждый показатель в бизнесе важен не только тебе, но и тем людям, которые поверили в тебя и в твой проект. В этот момент масштабирование и рост - самое важное.

Мы были на твоем месте - строили новый технологический проект. Это был долгий путь с ошибками: 3 раза меняли разработчиков, 9 месяцев искали работающую бизнес модель, теряли деньги, сталкивались с проблемами масштабирования, поднимали инвестиции. Мы тоже создавали что-то, что никто до нас не делал. И это не легко!

Именно поэтому нам пришла идея создать платформу StartupBuro. На ней каждый стартапер найдет ответ на любой вопрос при создании технологического продукта: от customer development до нахождения бизнес-модели, привлечения инвестиций и масштабирование на международный рынок.

Чем еще платформа будет тебе полезной? Мы создаем питч-дек, строим финансовые модели, помогаем с привлечением инвестиций, грантов, с PR и юридическими вопросами. Все это убережет тебя от ошибок, позволит добежать до цели быстрее и с наименьшими потерями.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Oksana Pogodaeva", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 18, "likes": 7, "favorites": 50, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 87067, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 08 Oct 2019 13:57:24 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 87067, "author_id": 166917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/87067\/get","add":"\/comments\/87067\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/87067"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

За 3,5 года подняли $2,1 млн, построили логистическую платформу, на которой работают более 6,5 тыс компаний

Расскажите самое главное: ваш стартап научился зарабатывать деньги или привлечение инвестиций - это пока основное достижение? 

Ответить
0

Научились :)

Ответить
0

Ну так рассказывайте) с цифрами ;)

Ответить
1

Девушки, это круто! Желаю вам удачи в новом проекте!  

Ответить
1

Спасибо! 

Ответить
1

"Мы помогаем с различными вопросамии проблемами, с которыми сталкивается любой стартап: от запуска и customer development до нахождения бизгнес-модели и привлечения инвестиций" - не хочу показаться задротом, но у вас на сайте 3 опечатки в одном абзаце 

Ответить
0

Благодарю за информацию, исправим 

Ответить
0

Уйма ошибок в тексте. «КакоГо это» особенно порадовало

Ответить
0

Молодцы!

Ответить
1

Спасибо, рада быть полезной! 

Ответить
0

1. в телеграме грамотно забиты имена под ботов, но в основном канале 2 человека, с августа. не густо...
2. ничего личного, просто для информации - почему только дамы?
пс: в закладки себе добавил, спасибо.

Ответить
0

Верно, пока канал не развиваем, но есть активный чат со стартапами. Добавьте меня в фейсбуке, скину ссылку. 

Ответить
0

поиском нашёл. почему-то с vc ссылки битые...

Ответить
0

Это у вэцэ постоянно, увы. Призываю #vcsupport, почините уже!

Ответить
0

Как Вы считает, может ли стартап взлететь при одном фаундере? 

Ответить
0

Я думаю, статистика скажет лучше за меня. У 20% стартап-единорогов - 1 основатель, у 35% - два, у 30% - три. Один не приговор, но вероятность, что проект взлетит больше у команды

Ответить
0

Значительно интереснее было бы прочитать о вашем проекте, который вы реализовали, чем о какой-то очередной платформе по "помощи..."

Ответить
0

Олег, достаточно мы с партнером достаточно много писали о нашем проекте, можно загуглить :)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }