Мой путь маркетолога в лоу-код + инструкция, как его повторить
Привет! Меня зовут Васильев Даник, я маркетолог с 4-ех летним опытом работы в некоммерческих образовательных проектах, маркетинговых агентствах и западных стартапах. Что длится гораздо дольше этого, так это моя аллергия на код. И в этом материале я хочу поделиться историей, как с помощью искусственного интеллекта и лоу-код платформ мне удалось избавиться от этой аллергии и разблокировать себе дополнительный спектр возможностей, исследовать который мне предстоит всю дальнейшую деятельность. Ведь если появился дополнительный рычаг, то какие могут быть причины его не использовать?
Немного предыстории: я всегда стремился к тому, чтобы быть специалистом широкого профиля, и быстро откликался на возможности исследовать новые грани маркетинга. Работа с инфлюенсерами и амбассадорами, съемки корпоративных ТикТоков, общение с юзерами и организация комьюнити-программ, текстовый контент для любых целей и т.д. и т.п. Но была красная линия, за которую я никогда не переступал – это наличие хотя бы одной строчки кода, даже если это HTML. Что за психологический блок и откуда он появился – тема для сессий с психотерапевтом, а рассказ об инструментах, которые мне помогли его преодолеть – тема для этой статьи.
1.Генеративные нейронные сети
Как я уже отметил, в моей истории значимую роль сыграли два компонента: нейронки и лоу-код. Декабрь 2022, Chat GPT в версии 3.5 начинает сотрясать интернет возможностью работать с текстом в принципиально новой для нас парадигме, и я тут же забираю его в свои рабочие инструменты и учусь с ним взаимодействовать. Возможность генерировать код уже появляться в фоне, но сильного интереса всё еще не представляет.
Через несколько месяцев, когда я уже освоился с новым диджитал партнёром, у меня появляется около-техническая задача парсинга юзернеймов участников своего же Телеграмм канала на 4000 человек, и GPT предлагает сделать Бота на Питоне. – Вау! А ведь под чутким руководством ИИ я ведь действительно могу, – откликнулся мой внутренний специалист широкого профиля, и я начал штурмовать GPT: скачивал Python и просил инструкции на каждый новый блокер на пути.
По итогу реализации так и не случилось: через несколько шагов возникла необходимость в покупке серверов и настройке инфраструктуры, на что я благополучно махнул рукой. Но зерно веры в себя в направлении разработки было посеяно. И через 4 месяца оно начало прорастать.
2. Облачный лоу-код
Скорее всего вы уже знакомы с примерами облачного зерокода, такими как конструкторы сайтов Webflow, WIX и другие, где о верстке блоков за вас уже позаботились, как и о настройке и поддержке серверов. Но такие зерокод площадки всегда выполняют весьма конкретную задачу: никто не соберет для вас готовый lego конструктор для всего. Но подготовить пластиковые кубики, которым вы сами придадите нужную форму с помощью камер нагрева, предложенных формочек и пресса – как оказалось, запросто. Именно это сегодня нам предлагают лоу-код платформы для автоматизации бизнес-процессов и облачной разработки. И как показывает практика, лоу-код разработка может быть подвластна даже таким прожжённым гуманитарным умам, как мой.
Для меня такой платформой явился Нодуль, VC статья о которой мне попалась на глаза в прошлом месяце. Там ребята предлагали ИИ ассистента для решения любых технических задач и помощь с автоматизациями в их Телеграмм сообществе. Было любопытно, и через несколько недель мною был построен собственный сервис для емейл маркетинга, который собирает информацию для weekly update через веб форму, собирает её в красивый HTML емейл и отправляет его по базе данных пользователей продукта, над которым я сейчас работаю.
- Первая причина освоить лоу-код – дальнейшая дополнительная независимости от разработчиков, которым не в кайф, когда я отвлекаю их от работы над продуктом своими просьбами о настройках интеграций между системами, парсинге данных и т. д.
- Вторая причина освоить лоу-код – ускорение реализации маркетинговых решений, ведь мне не в кайф, когда разработчики соглашаются помочь, но ставят меня в конец бэклога. Понимаю, есть более приоритетные задачи на спринт :(
Кейс: создание сервиса для емейл рассылки
Коммуникация с пользователями по емейлу – это эдакий low-hanging fruit, который нужно срывать в самую первую очередь. Работники диджитал сферы все еще постоянно зависают в почте. И возможность отправить им сообщение – прекрасный способ рассказать об обновлениях в своем продукте и донести важную информацию.
Моими основными задачами было:
- Сбор контента для рассылки через веб форму
- Компоновка HTML из полученных данных
- Отправка письма всем пользователям
Сценарий 1: Форма для сбора контента
Для создания веб-формы, доступной в браузере по определенному URL, нам потребуется собрать первый сценарий на Нодуле. Заходим на app.nodul.ru, нажимаем создать сценарий и собираем следующую конструкцию:
Говоря в двух словах, первый кубик, Webhook, предоставляет нам уникальный Webhook URL для вызова сценария. Следующий, JavaScript, предоставляет HTML форму для сбора информации. И последний, Webhook response, демонстрирует нам эту форму, делая её доступной через Webhook URL.
JavaScript… Здесь происходит первый контакт с кодом, после которого аллергия на него начинает отпускать. Внутри кубика есть ИИ ассистент, который берет всю работу: написание кода, его отладка и дальнейшая модернизация. Нам остается лишь формулировать запросы:
В результате мы получаем сгенерированный HTML код, который модуль JavaScript будет передавать дальше по сценарию и выводить нам на экран. Таким образом, обращение к Webhook URL предоставляет нам форму для ввода данных:
На данном этапе информация из формы никуда не поступает, но сейчас мы будем это исправлять.
Шаг 2. Компоновка и отправка емейла
Чтобы полученный через форму контент скомпоновать в новый емейл, нам необходим еще один сценарий на Нодуле. На нём также будет производиться и отправка. То есть нам понадобятся два отдельных сценария: сбор контента и дальнейшая с ним работа, и вот почему.
Каждый Webhook URL может не только запускать какие-то процессы, но еще и принимать данные, которые в этих процессах могут участвовать. Наша задача – полученную через форму информацию передать на Webhook URL второго сценария на Нодуле, где наши ответы будут преобразовываться в красиво оформленный емейл. Выглядит этот сценарий так:
- Webhook принимает информацию из формы
- JavaScript компонует HTML код с текстом емейла, добавляет оформление
- Airtable (List Records) достаёт из базы данных список емейлов пользователей
- Iterator + HTTP request отправляет каждому юзеру готовый емейл через Mailgun
А теперь по порядку.
- Передача данных из формы первого сценария на Webhook URL второго сценария.
Это осуществляется модификацией JavaScript кода в первом сценарии. Теперь, когда у нас есть второй сценарий, нам нужно сделать так, чтобы после нажатия на кнопку ‘Отправить’, информация из каждого поля передавалась на новый Webhook URL. Поэтому мы снова просим ИИ:
ИИ ассистент предлагает новый код, мы меняем его на наш в один клик, сохраняем сценарий и тестируем отправку данных на наш второй сценарий. Давайте сделаем это вместе.
Во вкладке Body (не спрашивайте меня, что за Body... он просто есть) мы наблюдаем полученные переменные полей для контента и введенные нами значения: test, test, test…
- Теперь эти переменные доступны на платформе и мы можем скомпоновать из них полноценный емейл.
Для этого следующим кубиком добавляем JavaScript и обращаемся к ИИ ассистенту со следующим запросом:
Готово! Как вы можете наблюдать, дополнительно ИИ ассистент объясняет части сгенерированного кода. Как например, зеленый текст после // на скриншоте рассказывает о том, что код извлекает переменные из предыдущего кубика.
- Далее нам необходимо извлечь список емейлов получателей.
Я предлагаю работать с базой данных в Airtable. Однако будьте готовы к тому, что на этом этапе может потребоваться помощь разработчика из команды, ведь мы ступаем на территорию взаимодействия с самим продуктом. Здесь необходимо синхронизировать пользовательскую базу данных на стороне продукта с нашей Airtable таблицей так, чтобы емейлы автоматически попадали сюда после каждой новой регистрации. Именно Airtable мы будем воспринимать как источник правды в контексте кейсов лоу-код автоматизаций для емейл маркетинга. Выглядит наш Airtable так:
Когда таблица Airtable готова и вы убедились, что новые регистрации туда долетают, можно переходить к простейшему подключению таблицы к Нодулю. Для этого в сценарий добавляем зерокод модуль Airtable и настраиваем его в три клика, буквально.
Теперь переходим к завершающей части сценария с двумя новыми модулями:
- Итератор, который из модуля Airtable по одному забирает каждый последующий пользовательских емайл.
- Модуль HTTP, в который эти емейлы по очереди заносится и помещаются в нужное поле для выполнения запроса к сервису Mailgun.
Mailgun – сервис для автоматизации электронной почты, который гораздо лучше подходит для рассылки на больших объемах. Также предоставляет аналитику. Проблема здесь в том, что у Нодуля нет нативной интеграции с Mailgun. Однако модуль HTTP запрос имеет необходимый функционал для того, чтобы быстро собрать необходимую интеграцию самостоятельно. Как это делается – вы можете почитать в более подробном гайде в конце статьи.
А вот и результат исполнения нашего сервиса на реальных данных,где HTTP запрос сработал 288 раз, отправив 288 емейлов:
Заключение
Таким нехитрым способом за несколько дней с полного нуля можно построить собственный маркетинговый сервис. Даже без навыков программирования.
Повторив самостоятельно все перечисленные шаги, вы освоите базу лоу-код автоматизаций, которая останется с вами навсегда. И следующий раз, когда жизнь заставит вас столкнуться с любого рода MarTech задачами, вы будете намного увереннее себя чувствовать. В одном случае понимать, что способностей хватит справиться самостоятельно, а в другом – сумеете точно сформулировать просьбу о помощи. А это дорогого стоит!
Кстати, платформа Нодуль сейчас находится в бете-тесте и предоставляет полностью бесплатный доступ для ваших экспериментов. Поэтому настоятельно рекомендую хотя бы зайти, подергать вебхуки, попросить JavaScript ИИ ассистента что-нибудь для вас написать, и покошмарить их Телеграм сообщество своими pre-junior вопросами.