{"id":14302,"url":"\/distributions\/14302\/click?bit=1&hash=85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","hash":"85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","title":"\u0411\u0443\u0445\u0442\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0444\u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432 \u041a\u0430\u0437\u0430\u0445\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435","buttonText":"","imageUuid":""}

Сонастройка, открытый диалог и практика нытья. Как бороться со стрессом и выгоранием, если старые методы уже не работают

Выгорание, упадок сил и нервные срывы - без них трудно пройти любой кризисный период - как в работе, так и в личной жизни. Решила поделиться теми практиками, которые помогают справляться со стрессом мне и людям, с которыми я живу и работаю.

Всем привет! Меня зовут Анна Герман, я - совладелец и директор красноярского агрохолдинга “Дары Малиновки”. Бизнес я запустила вместе с моим мужем Василием. Мы - серийные предприниматели, у которых за плечами несколько совместных проектов.

Сейчас у нас есть группа компаний “Дельта”, состоящая из восьми крупных бизнесов. В их числе - завод по производству автокомпонентов, рыбоперерабатывающий завод, дорожно-строительная организация, лизинговая компания и агрохолдинг. В этой статье я хочу сделать основной акцент на последнем проекте.

Последние 10 лет мы с Василием управляем агрохолдингом, в котором работает более 500 человек. У нас 7 крупных обособленных подразделений, которые, в свою очередь, сформированы из множества отделов. Руководить большой командой всегда непросто, а в нашей сфере - тем более. В прошлом материале на VC я рассказывала о том, какие технологии мы внедряем для этого и с какими стереотипами о сельском хозяйстве нам приходится бороться.

В чем сложность работы в агропроме

В сельском хозяйстве очень сложно выстроить все бизнес-процессы по скриптам и инструкциям. Наша ниша слишком непредсказуемая - многое зависит от внешних факторов, которые сложно прогнозировать. Есть вещи, которые происходят постепенно, и к ним проще приспособиться. Например, в Красноярском крае в последние годы меняется климат - из-за частых заморозков в мае нам даже пришлось отказаться от выращивания некоторых культур.

Но есть и внезапные события. Например, погода в отдельно взятый сезон может меняться непредсказуемо. Только вчера мы засеяли огромное поле, а завтра синоптики говорят нам, что в ближайшие две-три недели можно не ждать дождей. За это время культура может пострадать так, что урожай даст, в лучшем случае, половина всходов. А от урожая в агрохолдинге зависит все - прибыль компании, зарплаты сотрудников, текучка кадров, отношения с партнерами и ритейлерами и др.

Очень часто обстановка в нашей сфере меняется так быстро, что данные устаревают прямо по ходу их сбора. Коллеги приходят с решениями, которые уже через пару дней становятся неактуальными. Приходится постоянно адаптироваться и перестраиваться.

И даже если люди по своей природе гибкие, любят нестандартные задачи, умеют думать быстро, рано или поздно такой темп работы утомляет. Чтобы снизить уровень стресса, меньше выгорать и быстрее восстанавливаться, я постоянно тестирую новые практики и обучаю этому команду.

Что я делаю, чтобы справляться со сложными ситуациями

В нашей компании есть линейный персонал, руководители среднего звена и топ-менеджмент. Каждый сотрудник так или иначе сталкивается со стрессом и выгоранием, но методы борьбы у каждого свои.

Например, работники на производстве любят, когда после ударных проектов компания дополнительно вознаграждает их за труд. Причем речь не всегда о деньгах - иногда мы делаем точечные подарки, ориентируясь на актуальные потребности сотрудников.

Это могут быть сертификаты на поход в ресторан, салон красоты, спа. Например, когда у агрономов закончилась посевная кампания, мы предложили им бесплатно посетить аквапарк с детьми. А в конце сентября в честь праздника сбора урожая мы провели для сотрудников специальную агровечеринку.

На агровечеринке каждый мог почувствовать себя диджеем и сыграть на овощах как на музыкальных инструментах

В целом я считаю, что работа с выгоранием и стрессом в компании начинается с руководителя, с того, как он справляется со сложными ситуациями - ведь подчиненные во многом берут с него пример. Я опишу техники, которые хорошо работают у меня.

Отслеживание своего состояния

По второму образованию я психолог. Наверное, поэтому мне легче работать со своими эмоциями, чем многим другим предпринимателям. Для меня психологическое состояние - это ключевой фактор. Я знаю, что он очень сильно влияет на продуктивность.

Поэтому когда я понимаю, что с состоянием что-то не то, лучшее, что я могу сделать - это организовать тишину. Периодически мне нужно просто отвлечься от рабочих дел - 2-3 дня не приезжать в офис, не отвечать на звонки. Сесть и провести время с собой. Например, постричь газон, почитать книгу.

В процессе я отслеживаю ощущения и задаю себе вопросы. В каком я сейчас состоянии? Почему я в нем оказалась? После первых ответов обычно появляются мысли о том, как можно повлиять на свой настрой.

Практика нытья

В нашем обществе нытье часто порицается. Нас с самого детства учат подавлять свои эмоции. Считается, что мужчинам, например, некрасиво плакать, а девочкам - использовать нецензурные выражения.

Лично я убеждена, что у каждого должен быть человек чуть постарше, которому можно выплеснуть свои эмоции. Мне повезло - у меня для этого есть муж. В любой момент я могу прийти к нему, выговориться и не выслушивать нравоучения в ответ. Очень часто это помогает взглянуть на проблему под новым углом. Или как минимум - перестать драматизировать и относиться к сложностям слишком серьезно.

Группы “Открытого диалога”

Я - фасилитатор “Открытого диалога” по методике психофизиолога Дмитрия Шаменкова. “Открытый диалог” - это такая практика, которая направлена на улучшение коммуникации с внешним миром. Люди собираются в специально организованном пространстве, а затем учатся обнаруживать свои внутренние ограничения, установки и реакции на происходящее. Приведу несколько примеров того, как это помогает мне.

  • Проблема, с которой я раньше часто сталкивалась - это потеря фокуса. Чтобы достичь какой-то цели, нужно удерживать ее в поле своего зрения. У меня не всегда получается делать это осознанно на длинной дистанции - в рабочей среде слишком много моментов, которые отвлекают. В группах “Открытого диалога” мы тренируемся удерживать фокус на цели минимум 1.5 часа. Это реально сложно, но очень полезно.
  • Я научилась ловить то самое ощущение “в потоке”. К сожалению, это понятие сильно испортил инфобизнес, и сейчас его часто воспринимают с иронией. Но трудно отрицать, что продуктивность в моменты, когда мы находимся в состоянии максимального творческого потенциала, сильно превосходит средние показатели. Проблема в том, что в этот самый поток трудно попасть - это может получаться случайно, но может и осознанно.

    В “Открытом диалоге” я выяснила, что определенная закономерность все-таки существует. Например, я часто вхожу в потоковое состояние, когда сама психологически готова к изменениям. Когда допускаю любые предложения и варианты развития событий - даже те, которые мне изначально не нравятся.

По моему опыту, этого состояния сложнее всего достигнуть, когда вы пытаетесь подстроить реальность под себя и контролировать все, что происходит. Сами того не замечая, мы можем трактовать события только так, как это выгодно для нас. Или, например, проталкивать какую-то идею, в которой не видим недостатки. Результат - негативный, а если даже и бывает хорошим, то только на короткой дистанции.

Самое сложное - это найти золотую середину, где ты не бросаешь все на самотек, но и не препятствуешь ходу событий.

Что делают мои сотрудники

Специальные чаты

Я считаю, что каждому нужно уделять внимание своему состоянию, потому что от этого зависит его продуктивность. Например, если человеку страшно, то он не действует рационально, а фактически начинает обслуживать свой страх. Или возьмем другую ситуацию: случилось что-то очень неприятное, тяжелое в семье. В этом случае мы физически не можем отключить наши чувства на работе - они неизбежно будут прорываться наружу.

На мой взгляд, задача любого руководителя - отслеживать психологическое состояние сотрудников и по возможности помогать им проживать негативные эмоции. Есть компании, которые нанимают для таких задач корпоративных психологов. Правда, это не всегда работает так, как хочет бизнес. Не всем людям комфортно раскрываться таким специалистам - и причин для этого может быть много.

Я решила, что в нашем агрохолдинге акцент скорее будет на том, чтобы люди помогали друг другу. Коллеге, с которым у вас хорошие отношения, часто проще открыться.

Поэтому наши руководители создали чат, в котором они пишут о том, что хорошего и плохого случилось в течение дня. Люди делятся своими ощущениями и мыслями без ограничений - за проявление эмоций никого не осуждают и не наказывают.

Сонастройка

Для отслеживания и проработки негативных эмоций у нас есть отдельная практика - сонастройка. Перед началом рабочего дня (естественно, по желанию сотрудников) мы собираемся с командой руководителей и уделяем минимум один час своему психологическому состоянию. Люди открыто делятся тем, что их беспокоит, обсуждают, что можно с этим сделать.

У нас уже неоднократно были случаи, когда топ-менеджеры приходили в офис в состоянии полной неработоспособности. Всего час сонастройки - и заряженные энергией от команды, они сами находили решения своих проблем.

Для комфорта участников такие встречи проходят в свободном формате - мы ничего не стандартизируем, не ограничиваем тайминг на разбор проблем. В целом я считаю, что сонастройка важнее условной планерки, потому что бывают такие ситуации, когда люди просто не готовы мыслить рационально. Им нужно выпустить наружу эмоции, переварить негатив. Иногда даже планерка фактически превращается в сонастройку.

Конечно, не все люди сами идут на контакт. Есть сотрудники, которые не любят делиться своими переживаниями в группе. Им намного комфортнее сделать это один на один. Есть те, кто привык долго скрывать свои эмоции, хотя на самом деле им очень хочется с кем-то их обсудить. К таким работникам нужен уже индивидуальный подход.

Культура открытого диалога внутри компании

Бывает, что люди сильно устают и выгорают, когда берутся за задачи, с которыми не могут справиться в одиночку. Им сложно сказать, что у них что-то не получается, не хватает ресурсов, опыта или знаний. Не хочется подводить коллег или получить критику от руководства. Да и себе тоже тяжело признаться, что где-то недостает компетенций. По моим наблюдениям, особенно часто этим страдают мужчины-руководители.

Когда мы выстраивали процессы в агрохолдинге, то заметили, что по этой причине некоторые сотрудники искажали данные, преуменьшали проблемы или затягивали сроки.

А мы работаем в такой сфере, где качество информации и скорость принятия решений - это важнейшие условия для производительности. Малейшая неточность или искажение фактов приводит к задержкам, которые, в свою очередь, ведут к сбою производственного цикла, что влияет на урожайность и прибыль компании.

Мы поняли, что критиковать сотрудников за такое поведение - бессмысленно и даже вредно. Наоборот, решение нужно искать в создании доверительной, комфортной обстановки, в которой люди будут ощущать поддержку.

Мы строим культуру открытого диалога: руководители могут быть искренними - с собой и коллегами. Они не боятся рассказывать о своих недоработках и проблемах, так как знают, что команда будет не ругать или критиковать, а помогать. Например, если кто-то говорит, что ему не хватает ресурсов, чтобы решить задачу, мы собираемся, обсуждаем и отправляем ему на помощь квалифицированных помощников. Это могут быть как коллеги из других отделов или подразделений, так и специалисты со стороны.

А как вы восстанавливаете силы, боретесь со стрессом и выгоранием? Помогаете ли делать это своим друзьям и сотрудникам? Давайте обсудим это в комментариях!

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Пятин

Анна, успехов вам в ваших бизнесах!

Ответить
Развернуть ветку
Генератор случайных мыслей

Ну класс, высыпать все нытьё на мужа, вместо психолога, ему же норм потом

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бодрок

Так Анна же пишет в статье, что она сама психолог по образованию. Значит, знает, наверное, как "ныть" так, чтобы не вызывать большого негатива и усталости у тех, кто выслушивает ее.

И потом - не уверен, что психологу всегда можно доверить все свои переживания, с близким человеком иногда бывает проще поговорить. Тем более, если у вас с ним совместный бизнес - спокойствие и здоровье бизнес-партнеров в этом случае явно в интересах каждого.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бодрок

В целом спасибо за статью! Практика сонастройки показалась любопытной, не слышал раньше о таком.

Идея с чатами, где можно сливать негатив, тоже прикольная. Слышал про такое в паре других компаний. Сама идея кажется вроде бы очевидной, но ведь не все же до нее доходят. Утащил в закладки, может попробую что-то внедрить даже.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Дубков

важный пункт -это нужно давать себе время для отдыха , проводить выходные без телефона , в кругу друзей или семьи , отвлекаться мыслями хотя бы так если нет возможности рвануть на море

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Зибарева

"Мне повезло - у меня для этого есть муж." - вот так и на психологе экономите, может муж вас понаслушивается и новую профессию решит освоить

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Степану

А вот практика нытья я практикую каждый день и всем советую))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда