{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как не потратить 2024 зря: таймлайн для тех-фаундера

Сейчас мы находимся в BANI-мире — концепции новой реальности, где может неожиданно сломаться даже самое надежное. Но это не причина работать без плана, а в конце года пытаться разобраться, почему вы провалились. Я расскажу, что актуально учесть стартапу при планировании, дам поквартальный таймлайн ключевых дел и топ-событий на 2024 год. Поехали 🚀

Алексеей Поспехов, основатель Missiontech.co и сооснователь Mission Space.

Развитие стартапа — хаос или структура?

Сегодня среди актуальных навыков на первый план выходит способность быстро чувствовать происходящее и адаптироваться. Однако предприниматель все равно должен продумывать основные спринты на год. Это помогает ему не терять фокус, сверяться с намеченными целями и в целом быстрее прийти к желаемому результату. Конечно, все может меняться как в положительную, так и в отрицательную сторону, поэтому хайлевел — если вместе с планом А, фаундер и его команда смогут продумать еще план Б и даже C. Плюс такого подхода в том, что он дает быстро перестроиться под новые обстоятельства без долгой рефлексии. А чтобы понять, не теряете ли вы фокус, важно часто задавать себе вопросы по аналогии со Стивом Джобсом, который постоянно искал ответы на вопросы: «почему мы это сейчас обсуждаем» и «почему нам нужно это сейчас обсуждать».

Что внести в список ключевых дел на 2024

В 2024 году могут случиться непредвиденные события, связанные в том числе с политикой: это выборы Европарламента, выборы президента в России и США. Также ожидается замедление роста мировой экономики до 2,7% (по итогам этого года рост составил 2,9%). Но не будем пессимистами, а попробуем спланировать год, что поможет тех-фаундеру дать больше определенности. Для этого я составил календарь ключевых дел и must-мероприятий, основываясь и на личном опыте.

Первый квартал

Сделать стратегический план с постановкой целей на ближайшие полгода (январь). План представляет собой дорожную карту, которая направляет процесс принятия решений в течение указанного времени. Цели на карте должны быть измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени. Важно не утонуть в KPI, для этого выберите ключевые метрики — они определяются в зависимости от стадии развития стартапа, отрасли и вашей бизнес-модели. Все метрики должны соотноситься с ведущим показателем: North Star Metric (NSM или метрика Полярной звезды) — единственное важное число, которое используется для оценки общего успеха компании. Например, технологический стартап в сфере SaaS (программное обеспечение как услуга) может принять долю рынка как свою North Star Metric.

Спланировать бюджет (январь). Задача включает составление финансового плана (в том числе когда, где и как получить инвестиции), распределение ресурсов на проекты и команды, а если необходимо — определение мер по сокращению затрат.

Провести ресерч и начать готовить заявки на гранты и другие программы финансирования (февраль). Получение грантов, программы инкубаторов и акселераторов доступны в течение всего года, но большинство таких организаций проводят наборы весной и осенью. Чтобы заранее подготовиться к подаче, советую уже в феврале найти подходящие конкурсы, выяснить их условия, тайминг и приступить к подготовке заявки, питча и других материалов для участия.

Если вас интересует эта тема, то совсем недавно я рассказал на VC о том, для чего стартапам идти в бизнес-инкубаторы и акселераторы Люксембурга. Программы доступны для проектов из других стран, в том числе и российских команд.

Сдать налоговую отчетность (март). Во многих европейских странах для налогообложения используется календарный год. Это значит, что компании должны подавать декларации по корпоративному подоходному налогу (CIT) в первые несколько месяцев следующего года. Узнать про сроки уплаты такого налога в каждой стране можно здесь, познакомиться с налогообложением для стартапов в ЕС — по ссылке.

Начать работать с инвесторами (февраль-март). В Силиконовой долине есть такое правило: худшее время для привлечения капитала — жаркие летние дни и период после Дня Благодарения. Даже если вы не в США, все равно такую работу (нетворкинг, питчинг и так далее) лучше планировать на начало весны и осени. В первом квартале это связано с тем, что многие инвесторы формируют стратегии и бюджеты в январе, а в последующие месяцы начинают активно взаимодействовать со стартапами.

Если вы работаете с Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией, то ключевое время для вашего бизнеса — это первый и четвертый квартал: в мае местные партнеры покидают страну вплоть до октября. Кроме того, важно составить календарь религиозных и государственных праздников. Даты выходных дней в большинстве стран MENA не постоянны, так как мусульмане живут по лунному календарю. Необходимо заранее спланировать поездки, поскольку в это время будут многочисленные мероприятия, включая выставки и другие события, связанные с экономикой и бизнесом.

Второй квартал

Посетить релевантные события. Весна богата на офлайн-ивенты. Кроме заряда вдохновения и общения, они дают шанс найти заинтересованных инвесторов, поучаствовать в выставках и конкурсах, что делает стартап более заметным. Во втором квартале советую обратить внимание на такие интересные события:

Моя личная рекомендация: в последние годы я стараюсь не пропускать это мероприятие, и в 2024 году тоже планирую быть. Это не просто технологическая конференция и выставка инноваций, а платформа, которая позволяет фаундерам значительно расширить кругозор и наладить значимые связи. В 2023 году здесь выступали Эммануэль Макрон, Илон Маск, Марк Бениофф и другие топовые предприниматели и политики. Сюда приезжают более 2500 инвесторов, а для стартапов проводятся питч-конкурсы и хакатоны. Если вы готовы, Viva Technology — это перспективный шанс заявить о своем проекте. Для стартапов билет стоит вполне подъемных денег — до 8 февраля можно купить по ранней стоимости €145.

Ирландская столица наводнена технологическими компаниями, включая европейские штаб-квартиры Google и Facebook. Поэтому сейчас город может похвастаться одной из самых влиятельных конференций в ЕС по технологиям и предпринимательству. У саммита широкий технологический профиль: от DeepTech, космических технологий, финтеха, кибербезопасности, AI до здоровья, биотеха, «зеленых» технологий. Также проходит акселерационная программа с конкурсом Vision Pitch, где стартапы оценивают ведущие международные инвесторы. Стоимость билета — €335 (при покупке до 31 марта), плюс есть выгодные групповые опции.

  • South Summit, 5-7 июня 2024, Мадрид, Испания

Событие с акцентом на устойчивые технологии проходит уже 10 лет. Ключевые треки: TrustTech (кибербезопасность, защита данных и тому подобное), финтех, «зеленые» технологии, SportsTech, здоровье и биотехнологии, умные инфраструктуры, агротех и продукты питания. Саммит получил репутацию одной из лучших платформ для проектов, которые хотят заявить о себе. В 2023 году на событии присутствовало 2000 инвесторов, 6500 предпринимателей и 650 спикеров. Также здесь проходит конкурс стартапов, заявки на который принимаются до 31 января (подробная инфо по ссылке). Стоимость билетов с учетом зимней скидки начинается от €165.

Третий квартал

Подвести полугодовые итоги (июль). Оценить, насколько вам удалось прийти к заявленным целям и KPI. Глубокое понимание текущего положения позволит четче спланировать стратегию на второе полугодие: установить цели и задачи для бизнеса, себя и команды уже до конца года.

На забыть про отпуск (август). Часто фаундеры работают сверхурочно и сталкиваются с высоким уровнем стресса. Это может привести к выгоранию, негативно сказаться на физическом и психическом здоровье. Поэтому важно позволять себе отдохнуть и восстановить силы. Временный отказ от повседневной рутины дает вернуться к работе с ясным мышлением и принимать более взвешенные решения, которые могут повлиять на рост компании в том числе.

Активизироваться для работы с инвесторами, грантами, акселераторами (сентябрь-октябрь). Начните искать релевантные программы, вернитесь к «теплым» контактам инвесторов, организаций, с кем удалось познакомиться на прошедших событиях, и начинайте взаимодействовать с ними. Для эффективной коммуникации подготовьте или обновите питч/презентацию: добавьте свежие результаты за первое полугодие и в целом важные достижения за этот период.

К концу года инвесторы стремятся использовать остатки бюджетов, в связи с этим осенью может наблюдаться значительный рост инвестиций. В среднем процесс сбора средств для стартапов длится три месяца, поэтому лучшим временем для начала процесса финансирования является сентябрь или октябрь с ориентировкой на декабрьское закрытие.

Составить заявки и податься на премии или рейтинги по итогам года (сентябрь-октябрь). Если у вас стоит такая задача, то советую это делать в первой половине осени. Выбирайте релевантные мероприятия для своего проекта и отрасли: участие в них способствует росту, заметности и общему успеху стартапа.

Четвертый квартал

Посещение технологических событий (октябрь-ноябрь). Осень всегда сопровождается всплеском ивент-активности, поэтому в этом периоде советую посетить такие знаковые события:

  • Gitex Global, 14-18 октября 2024, Дубай, ОАЭ

Если вы работаете в MENA или думаете зайти на местный рынок, рекомендую этот крупнейший ивент региона. Он включает: выставку технологий, стартапов и объединяет на своих площадках участников из 180 стран, в том числе инвесторов и венчурные фонды. На Gitex Global есть отдельные треки для финтеха, AI, блокчейна, устойчивого развития, урбанистики (подробно здесь). Стоимость участия еще не известна, но уже доступна ранняя регистрация. Регистрация на программу с инвесторами находится по отдельной ссылке.

  • Web Summit, 11-14 ноября 2024, Лиссабон, Португалия

Одна из ключевых технологических конференций Европы и даже мира. Мероприятие знакомит с передовыми инновациями, дает мощный нетворкинг со стартапами, инвесторами и лидерами рынка. Выступают спикеры из таких компаний, как Apple, Facebook, Spotify и Microsoft. Ежегодно саммит собирает 70 000 новаторов из 150 стран и абсолютно разных технологических отраслей (здесь можно подробно изучить треки по отраслям). Ранняя регистрация уже открыта, это значит, что есть возможность купить билеты со скидкой — по ссылке.

  • Slush, 20–21 ноября 2024, Хельсинки, Финляндия

Ведущее мероприятие для стартапов и крупнейшее собрание венчурных капиталистов. На ивенте есть интересный инструмент — Slush Matchmaking. С помощью него можно заранее договориться о встречах с подходящими для вас участниками, которые впоследствии могут стать вашими бизнес-партнерами или инвесторами (в прошлом году за оба дня события состоялось 20 500 встреч). Точная стоимость билетов еще неизвестна, но по словам организаторов, в 2023 году 70% билетов раскупили в Early Bird периоде. Если вас заинтересовало событие, подписывайтесь на ранний доступ к билетам по ссылке.

Посетить отраслевые события с итогами года (декабрь). Выделите время, чтобы побывать на тех премиях, куда вы подавали заявки ранее. В любом случае (если вы займете призовое место или нет) посещение подобных событий дает четкую картину по лидерами вашей отрасли и в целом стартапам региона.

Провести всесторонний годовой обзор своего стартапа и составить отчет для команды и инвесторов (декабрь). Проанализировать цели и понять, удалось ли к ним прийти и какими силами. Важны количественные показатели — индикаторы прогресса и точек роста (Burn rate, Run Rate, Cash Flow, доля рынка и другие KPI для вашей отрасли и стадии развития стартапа, которые вы выделили в начале и середине года). Используйте и качественные показатели: статусы по достижению намеченных целей, отчеты о важных переговорах, заключении партнерств, ключевые назначения в команде и так далее. На основании результатов сделайте и проведите отчетные презентации для внутренней команды, партнеров и инвесторов. В годовой отчет включайте главные достижения и не перегружайте его второстепенной информацией (если для инвесторов и топов стартапа важны финансовые KPI, то для команды важнее события за год).

В 2024-ом попробуйте совместить планирование и спонтанность. В течение года следите за отраслевыми и внешними событиями, не упускайте важные даты, привязанные к конкретному времени. Но также оставьте в вашем календаре место для спонтанности, возможно оно пригодится для каких-либо незапланированных действий или отдыха, когда это потребуется.

Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментариях. Подписываетесь на tg-канал Mission → Europe, где я освещаю актуальные вопросы ведения бизнеса в ЕС, даю стартап-аналитику, разбираю кейсы и провожу прямые эфиры.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда