{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как составить бизнес-план

Одной идеей сыт не будешь — важно понимать, как эту идею реализовать. В этом поможет бизнес-план — документ, который объясняет, как и в какие сроки ваш бизнес достигнет поставленных целей. А еще план помогает убедить инвесторов и партнеров в том, что у вашего проекта есть будущее. К составлению эффективного бизнес-плана нужно подойти серьезно, ведь буквально одна ошибка в планировании может быть фатальна для всего бизнеса.

Виды бизнес-планов

Бизнес-план декомпозирует условную цель «создать прибыльный бизнес» и превращает ее в конкретные, измеримые задачи — это путь бизнеса из исходной точки А в прибыльную точку В. План позволяет составить стратегию, оценить сильные и слабые стороны проекта и соотнести амбициозные «хочу» предпринимателя с реалистичными «могу» и «надо». Важно помнить, что бизнес-план пишут не на камне — его можно и даже нужно со временем менять и актуализировать. Особенно это касается внутреннего бизнес-плана.

Внутренний бизнес-план. Это буквально кодекс вашего бизнеса. Такой документ будет полезен как руководителю, так и его команде для понимания перспектив проекта. Он синхронизирует команду со стратегией, знакомит с ценностями, приоритетами, устанавливает финансовые цели и является важным инструментом внутреннего менеджмента.

Внутренний бизнес-план менее формален и используется ограниченным кругом людей. Обычно это подробный документ до 50 страниц, который при необходимости можно обновить. Он должен быть написан понятным языком, чтобы легко вводить нового человека в курс дела, и концентрироваться на прогнозах, рисках, решениях, целевом рынке, общих ценностях компании. А еще внутренний бизнес-план помогает тестировать новые гипотезы и оценивать жизнеспособность потенциальных продуктов и бизнес-идей.

Внешний бизнес-план. Этот документ представляет бизнес за пределами вашей компании. Его главная цель — привлечь финансирование. Это могут быть переговоры с инвестором или получение кредита в банке, внешний бизнес-план понадобится в любом случае. Главное — показать, что вы знаете, что делаете со своим бизнесом.

Внешний бизнес-план — это документ на 5-10 страниц с инфографикой, цифрами и ключевыми целями. Презентацию бизнес-плана обычно сопровождают питч-деком — еще более наглядной выжимкой плана, в которую включены основные положения о бизнесе, команде, достижениях и перспективах.

Как составить бизнес-план

Структура бизнес-плана может быть разной. Она зависит от ниши, приоритетов бизнеса, типа бизнес-плана. Но есть универсальные разделы, которые вам точно пригодятся:

Информация о бизнесе

рассказываем о: компании, истории создания, расположении, организационно-правовой форме, структуре, актуальных финансовых показателях, руководителях и ключевых менеджерах, их достижениях и планах, миссии.

Описание продукта

рассказываем о: ключевых характеристиках продукта, том, как он сможет приносить прибыль, ценности, конкурентных преимуществах, жизненном цикле, логистике (как вы получаете продукт, есть ли производство, какое оборудование необходимо и т.д.)

Анализ целевого рынка

рассказываем о: портрете целевого клиента (социально-демографическое положение, возраст, платежеспособность, потребности, источники исследования), географии, спросе и факторах его роста/спада, конкурентах.

Маркетинг

рассказываем о: каналах и методах продвижения, потенциальных расходах на разные виды рекламы и прибыли, которую каждый из них может принести, воронке продаж, CRM-системах.

Риски и проблемы

рассказываем о: внутренних и внешних угрозах, уровне конкуренции и конкурентоспособности, ключевых индикаторах риска, мерах по решению возможных проблем (как их не допустить и как устранить с минимальными затратами, если они все же произошли).

Ошибки при составлении бизнес-плана

  • вы пишете бизнес-план «для галочки»:

помните, что бизнес-план — не очередная бюрократическая прихоть, а фундаментальный для вашего дела документ. Корректно составленный план повышает шансы долгосрочного успеха вашего бизнеса.

  • вы внесли в бизнес-план всю экономику:

полные расчеты экономических показателей бизнеса вы отражаете в другом документе — финансовой модели. Бизнес-план затрагивает вопросы бюджета и финансового планирования более обзорно.

  • ваш план голословен:

отсутствие доказательной базы — исследований, цифр, анализа конкурентов — делает план безжизненным и бесполезным, а любые утверждения и выводы — безосновательными и не вызывающими доверия.

  • ваш план слишком объемный:

помните о том, что информация в первую очередь должна быть полезной, обоснованной и уместной — этот принцип поможет избавиться от воды и сфокусироваться на главном.

  • ваши цели нереалистичны и не соотносятся с текущими реалиями:

эта ошибка вытекает из отсутствия релевантных исследований. Амбиции и запал похвальны, но инвестор вряд ли захочет вкладываться в голый энтузиазм. Та же ситуация может возникнуть, если вы наоборот недооценили потенциал проекта.

В бизнес-плане важен не только финальный документ, но и процесс размышления над ним. Это поможет вам лучше понять свой бизнес, вашу внутреннюю мотивацию и ваши реальные перспективы.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда