Как запустить бизнес без денег и связей: основные шаги и предприниматели, на которых стоит равняться
Всем привет! Меня зовут Станислав Новиков, я инвестиционный менеджер фонда "ТилТех Капитал". Мы инвестируем в компании, которые работают на потребительских рынках, а также помогаем предпринимателям ставить бухгалтерский и управленческий учет, избавляться от «дробленки» и пр. для улучшения операционных показателей бизнеса.
Бизнес – это большие риски и большие возможности. Если грамотно свести риски к минимуму, останутся только большие возможности.
Я постараюсь рассказать, как из идеи создать успешный бизнес-проект и минимизировать вероятность потери денег.
Владелец Zara, Амансио Ортега, начал шить первые костюмы при помощи 25 долларов и своей супруги. Когда основатель сетей «Избенка» и «ВкусВилл» Андрей Кривенко решил начать свой бизнес, у него не было представления, что такое молочная продукция и как работает кассовый аппарат. Татьяна Бакальчук на общественном транспорте забирала с почты посылки с одеждой, заказанной по каталогам, пока не открыла свой интернет-магазин WildBerries. Сейчас эти люди – успешные предприниматели с миллиардными оборотами. Ведь для того, чтобы добиться успеха в бизнесе, не обязательно иметь внушительный первоначальный капитал, престижное образование и многолетний опыт в выбранной сфере. Однако кое-что все-таки понадобится.
1. Составьте бизнес-план
Всё начинается с идеи. Чтобы на ней всё не закончилось, надо составить четкий план реализации.
После изучения рынка выявите «плюсы» и «минусы» вашего продукта, составьте прогноз роста компании, рассчитайте окупаемость, опишите стадии развития проекта. При составлении бизнес-плана сделайте особый упор на способы привлечения клиентов и примерные ориентиры по выручке, а также затратам на организацию своего дела.
Имеет смысл создать прототип или минимально жизнеспособную версию продукта (MVP), а затем протестировать их. Вы не потратите много времени и денег, но если гипотеза подтвердится и пилот выстрелит, шансы на успех вырастут в разы. Я рекомендую делать MVP, поскольку ее можно сразу продать, пусть и с обрезанным функционалом.
2. Определитесь с вложениями
Чем меньше вложений при открытии бизнеса, тем меньше рисков. Поэтому начинайте бизнес так, чтобы ваши вложения были минимальными или вообще равнялись нулю. Например, Андрей Кривенко начал свою розничную сеть по продаже натуральной молочной продукции с аренды пяти квадратных метров за 16 000 руб. в месяц и покупки торгового холодильника за 20 000 руб. А для открытия интернет-магазина «Сотмаркет» его владелец Всеволод Страх скопил всего 20 000 руб.
Если накопленных средств все-таки не хватает, наберите предзаказов, как сделали владельцы «Промышленных силовых машин» Андрей Медведев и Александр Сальников. У них не было денег, но была идея сделать производство дизелей более кастомным, поэтому для создания собственного предприятия они попросили у заказчиков предоплату. План сработал.
Один из наиболее популярных способов получить финансирование – взять заем у знакомых либо в банке. Так, основатель «Додо Пицца» Федор Овчинников в 2006 году открыл свой первый бизнес на кредит, полученный на ремонт квартиры. А создатель платежного сервиса для игр Xsolla Александр Агапитов начал развиваться за счет средств, которые ему одолжил потребительский кооператив «Оберегъ» под залог жилья. Однако банк не поможет в ведении бизнеса и не избавит от необходимости возврата долга в случае провала.
Поэтому большинство коммерсантов предпочитают работать с инвесторами – они заинтересованы в успехе бизнеса, берутся только за стоящие проекты и оказывают помощь в управлении. Сергей Фаге и Кирилл Махаринский успели заработать миллионы до создания travel-стартапа «Островок», однако все равно пригласили бизнес-ангела. Платить инвестору нужно, только когда у компании появится прибыль. Если ее нет, вы не потеряете ничего.
3. Приготовьтесь к экспериментам
Предлагая что-то новое, нужно пробовать несколько вариантов. Видение предпринимателя может кардинально расходиться с потребностями клиентов. Если проект не окупается, глупо продолжать тянуть его в надежде на другой результат. Но и ставить точку на идее тоже не стоит – ведь нельзя судить об успешности или провале после одной попытки.
Первые три магазина «Избёнка», расположенные на рынках, долгое время были убыточны, но Кривенко открыл четвертую точку - в торговом центре. И она выстрелила.
Создатель сети «Магнит» Сергей Галицкий начал с дистрибуции парфюма и косметики Avon, Johnson & Johnson, P&G. Первая компания «Трансазия» не принесла большой прибыли, поэтому коммерсант принял решение сменить направление. Сейчас магазины «Магнит» и «Магнит Косметик» расположены по всей России.
4. Соберите команду
Многим начинающим предпринимателям кажется: чем больше человек в команде, тем больше расходов. Однако они забывают про закон Парето, которым пользуются успешные бизнесмены, например, Евгений Чичваркин: 80% людей должны приносить компании прибыль. Поэтому приглашайте специалистов, которые разбираются в теме, способны развить идею до успешного бизнеса и заработать вам деньги. «У любой компании есть пять фаз развития — «я», «мы», делегированный контроль, координация и конфедерация», - считает владелец сети одежды «Глория Джинс» Владимир Мельников.
Так делают многие успешные коммерсанты. Например, Чичваркин лично проводил до 5 собеседований в неделю, самостоятельно отбирая как топ-менеджеров, так и начальников магазинов «Евросеть». Основатель IKEA Ингвар Кампрад вывозил кандидатов на два дня на рыбалку, после чего принимал решение: взять на работу или отказать. Основатель "ВкусВилла" отказался от штрафов для сотрудников, считая их признаком слабого руководителя и слабой компании. Если виновата система – ее нужно менять, если сотрудник совершил ошибку намеренно – с ним пора прощаться. Галицкий тоже прощал своих подчиненных, полагая, что это научит человека рисковать, принимать решения и нести за них ответственность.
5. Убейте внутреннего перфекциониста
Если все время откладывать запуск проекта в попытке сделать его идеальным, можно не запуститься никогда. Чем быстрее вы начнете работать и получите обратную связь, тем больше шансов сделать по-настоящему стоящий продукт. Команда не всегда угадывает, что именно понравится или не понравится потребителю. Не жалейте время на проблемные интервью и сбор фидбэка. После этого обязательно следует доработка и введение улучшений. Помните, потребитель всегда прав. А значит, нужно сделать так, как он хочет, даже если в чем-то вы с ним не согласны.
примеры вдохновляющие
Много хороших советов, но я думаю, что перед тем, как открывать свой бизнес полезно поработать в этой сфере простым служащим у конкурентов, чтобы понять бизнес изнутри, какие могут быть проблемные вопросы и способы их устранения.
Но вы сравнили Галицкого единороса слугу путина и Чечваркина частника который против власти и путина . Не ужели разницу и причины не видно ?
Чёт пока друзья зелёные не высадили Чича из бизнеса я не припомню его "против"
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
хорошо когда можно давать возможность рисковать и даже если ошибется то больших проблем не будут. если что подстрахуют. только это не для частного лица совет ;)
Магнит создан в 94 году а путин президнет с 2000
Самый главный пункт это N5 :) реально можно до посинения оттачивать продукт, процессы итд, а толку 0
Это в идеале, но если власть спица в колёса ставит и держит в страхе своими проверками и априори с рождения ты уже должен власти являясь и крепостным , а власть своим корешам даёт зелёный свет то про пункт N5 можно забыть, стартовая площадка с двойными стандартами, не кажется ли ? ротернбергов мало ? Если есть ошибки в примерах , тогда опровергните это факт !
плохому танцору власть постоянно спица ставит
Ну конечно картинки любой может делать , а продуктом можешь похвастаться мирового уровня ??? или как рагозин запускает консервные банки которые падают и палят бюджет сравнивая с илоном , или уазик с теслой на худой конец Ты какой Виндой пользуешься своим ЭЛБРУСОМ и звонишь по орехоколу андрюха ???
Чё у тебя бомбануло-то?
Всё нормально у меня с продуктом, пользуюсь виндой, звоню по айфону.
Не понятно твоя бомбящая картинка сорказма с властью
Я сам себе являюсь примером, не запустился бы по сырому, до посинения бы все оттачивал и оттачивал. А нужно было еще быстрее запускаться по уму если.
Это про само-занятых и чп со штатом в 10-15 чел ?
или про корпорации уровня как у чечваркина и галицкого об этом пример ?
и листинг компаний вышедших на IPO на ММВБ ?
не чего личного но может будем отличать мух от котлет !
Микробизнес :) уже не ИП, но и не контора с 50 человеками, в реальном секторе, а не пишущие код фрилансеры :)
Корпорации сами по себе не возникают, только уёбища наподобии Газпрома, который с помощью дружков кое кого умудряется стать банкротом тупо качая газ из дырки в земле.
"(уёбища наподобии Газпрома,)"
Ну так это ж достояние патриотизма :)и все общее гордость так сказать трудяг на галерах с зарплатой в сутки ~2-3 ляма . Как жирик говорил "ЧЁ не смешно -ЭТО же рОссия!" У вас вся власть на руках так сказать ! По этому вы и великие и могучие .
Обязательно добавлю в закладки. Полезная статья. Спасибо автору за примеры.
Комментарий недоступен
"большинство коммерсантов предпочитают работать с инвесторами".
Вот суть: найти инвестора.
Не все, имеющие склонности и способности быть предпринимателями, имеющие идею бизнеса и команду - могут своевременно найти инвестора.
Идеясобирательная компания.
самое сложное - это перейти от я к мы. Если руководствоваться принципом :дело-1, потом 2 - человек, единомыслия получить почти вряд ли, если сперва человек: тебя видят сладким и просят взаймы. Вообще, самый коммерчески успешный проект изначально был лишен духа коммерции.
ну как без духа коммерции? на общих началах благотворительностью заниматься или как?
Спасибо хорошая и полезная статья. После нее решил завести свой блог https://biz-pravda.com/kak-nachat-svoj-biznes-s-nulya-10-shokiruyushhih-faktov-10-sovetov/