Как успешно пройти онбординг в новой компании (и причем тут продуктовые хард-скиллы)

Всем привет! Меня зовут Наталия Кузьмина, я — HR-менеджер, карьерный консультант. Нанимаю проджектов и продактов уже больше 5 лет, а прямо сейчас прохожу испытательный срок в новом проекте.

Сегодня вместе с ProductStar я расскажу вам, как на основе фреймфорка CJM (Customer Journey Map — карта пути клиента) создать EJM (Employee Journey Map — карта пути сотрудника).

Этот фреймворк поможет раскрыть ваши продуктовые hard skills и станет полезным инструментом в период онбординга в новой компании.

Что такое онбординг и с чем его едят

Онбординг нового сотрудника — это погружение в процессы компании, углубленное знакомство с корпоративной культурой, правилами и ценностями. Результатом онбординга является сотрудник, который знает и разделяет принципы работы компании. Онбординг длится от 2 до 4 недель, в зависимости от культуры и специфики компании.

Не стоит путать его с онбордингом нового клиента (в продукте) — процессом знакомства клиента с продуктом. В процессе онбординга клиент знакомится с основными свойствами продукта, его преимуществами, узнает как с помощью продукта может решить свои проблемы и удовлетворить потребности.

Обычно стандартный онбординг для сотрудника включает в себя знакомство с культурой, иерархией и правилами коммуникаций. Могут быть проставлены в календаре встречи с руководителем и ключевыми коллегами, ссылки на базы знаний по продуктам и процессам.

Казалось бы, зачем продакту заморачиваться со всякими фреймворками по онбордингу? А давайте,вспомним, кто такой продакт и почему ему важно быть вовлеченным.


Product Officer vs Product Manager


Product Officer отвечает за рост метрик продукта, а рост метрик продукта обеспечивает команда. Чтобы мотивировать и направлять команду на продуктивную работу, важно понимать, в каком контексте эта команда работает.

Product Manager — это много ответственности, сложные решения и поток задач. А еще от продактов ждут быстрых результатов (даже на этапе адаптации, ведь продукт является основным источник прибыли компании).

Выходу на эффективность могут мешать большие объемы информации и ее бесструктурность. Все это замедляет получение быстрых результатов, которые требуются от продакта.

Важно помнить, что Product Manager не отвечает за команду, обычно он контактирует с ней только в формате реализации задач. Однако сейчас все чаще встречаются ожидания бизнеса «чтобы продакт был про людей в том числе».

При этом не нужно глубоко уходить в people-management, достаточно понимать настроения в команде и хотеть (и уметь) на это влиять — помогать объединять команду вокруг общих ценностей и смыслов через продукт. Такие навыки точно пригодятся для вертикального роста (в Head of Product, CPO). Их можно использовать и для работы с командой, и в коммуникациях с клиентами.

Основные боли процесса

Это общая схема, которая дает возможность погрузиться во внутреннюю кухню и приблизиться к цели онбординга — получению необходимой информации для работы. Однако базовая схема онбординга не может (и не должна) сразу подсветить и предоставить все важные моменты для работы с продуктом и командой.

Один из подходов к построению карьерного трека, который пришел из коучинга — упор на сильные стороны и уже имеющиеся навыки. Поэтому я предлагаю продуктологам брать за основу CJM (карту пути клиента) и на основании этого фреймворка структурировать и ускорять «вкатывание» в проект, охватывая две внутренние аудитории (бизнес и команду).

Договоримся, что в нашем фрейме за «клиентов» мы принимаем:

Бизнес — клиент №1 (список можно менять и дополнять в зависимости от масштаба и структуры проекта):

  • CEO;

  • CPO;

  • COO/CFO (в зависимости от рынка работы продукта и доступности С-level для коммуникаций);
  • C-1 (руководители отделов и направлений).

Команда — клиент №2 (список можно менять и дополнять в зависимости от масштаба и структуры проекта):

  • Команда продукта (РО);

  • Команда проекта (РМ);

  • Команда разработки;

  • Команда саппорта и аналитики;
  • Команда маркетинга.

Запомним эту информацию и перейдем к следующему шагу.

EJM как ключ к успеху

EJM (карта пути сотрудника) создается следующим образом: опишите и пришлите HR ваш опыт взаимодействия с компанией, расскажите о вашем пути до оффера (как нашли вакансию, как изучали сайт и продукт, как прошло собеседование и пр.). Опишите ваши впечатления: сложно ли было найти необходимую информацию, быстро ли происходила коммуникация, как оперативно реагировали службы компании.

Спланируйте ряд встреч и коммуникаций с командой, проведите их и заполняйте вашу карту (идеально будет составить её в первый месяц работы).

А вот так может выглядеть ваша карта

Клиент №1 (Бизнес)

Точки контакта

  • Стратегические сессии
  • Продуктовое планирование

Эмоции, которые клиент испытывает на каждом этапе

  • Узнать, что особенно резонирует или тревожит в процессах, коммуникациях

Взаимодействие клиента с продуктом или брендом

  • Команда не пользуется своим продуктом, далека от знания функциональности

Боли

  • Долгая реализация и несистемное тестирование гипотез

Барьеры

  • Что мешает в достижении целей, что не продвигает в ежедневных процессах?

Слабые места

  • СРО работает на верхнем уровне стратегии, есть информационный разрыв в команде

Качество сервиса и процессов

  • 8/10 (можно попросить оценить по шкале или предоставить возможность ответить развернуто)

Точки взаимодействия с Клиентом №2

  • Задачи спускаются сверху, контакт Клиента №1 и Клиента №2 происходит через руководителей направлений

Стратегия коммуникации

  • Запросить формат, в котором будут ожидать презентацию итогов каждого из месяцев испытательного срока (с результатами работы над продуктом)

Клиент №2 (Команда)

Точки контакта

  • Ежедневное планирование спринта и ретроспектива по спринту
  • Ежедневные коммуникации по задачам один на один с РМ
  • Еженедельная встреча по разбору вопросов от клиентов

Эмоции, которые клиент испытывает на каждом этапе

  • Узнать, что проходит команда на каждом этапе запуска/реализации, что особенно резонирует или тревожит в процессах, коммуникациях

Взаимодействие клиента с продуктом или брендом

  • Команда не пользуется своим продуктом, далека от знания функциональности

Боли

  • Нет базы знаний и обучения по продукту
  • Знания уходят из команды вместе с их носителями

Барьеры

  • Что мешает в достижении целей, что не продвигает в ежедневных процессах?

Слабые места

  • Менеджеры по продукту перегружены дополнительными функциями
  • В поддержке не продают возможности сервиса в точках контакта с клиентами
  • Разработчики фрустрируют из-за непонимания возможностей развития

Качество сервиса и процессов

  • 6/10 (можно попросить оценить по шкале или предоставить возможность ответить развернуто)

Точки взаимодействия с Клиентом №1

  • Общие рабочие проекты случаются два раза в год

Стратегия коммуникации

  • Договориться о календарных встречах

  • Подсветить лидам команд точки напряжения

  • Пофиксить фрейм проведения ретроспективы

Когда ваша карта будет готова, вы сможете использовать ее как опорный инструмент для проведения брейнштормов, стратегических сессий и презентаций результатов своему руководителю. Это своеобразная точка А, которая фиксирует состояние систем и процессов в момент вашего старта работы над продуктом. Когда приблизитесь к точке В, карта поможет оценить прогресс и динамику изменений.

Извлекая максимальную выгоду

А вот чем еще может быть полезно такое «расширение» онбординга.

1. Вы проведете аудит текущих процедур и процессов работы над продуктом и проектами, в которых задействована команда вашего основного рабочего контакта.

2. Получите информацию для коррекции или изменения процессов (в структурном виде) и данные, которыми можно поделиться с коллегами из других направлений.

3. Познакомитесь с большим количеством новых коллег (внутренний нетворкинг благоприятно влияет на движение проектов).

4. Передадите эйчарам данные для улучшения/автоматизации онбординга глобально и для онбординга продактов в частности. Проявите себя как неравнодушный и вовлеченный сотрудник.

5. Если в компании не построены CJM, UJM (User Journey Map — карта пути пользователя) и LXM (Life Experience Map — карта жизненного пути потенциальных клиентов), то ваш проект может стать началом для их создания и построения практики. А если уже созданы — можно провести стресс-тест на актуальность.

6. Ускорите свое знакомство с внутренним устройством компании и направите фокус на важное.

7. Прокачаетесь в построении коммуникаций и проведении custdev-ов.

А еще я хочу напомнить вам, что у ProductStar можно пройти курсы «Профессия Продакт-менеджер» и «Директор по продукту (CPO)» под руководством крутых менторов.

Желаю всем качественного и успешного старта в новых проектах!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда