Кто меняет рынок электронной коммерции
На конференции FuturEcommerce обсудили новые направления бизнеса и инвестиции в них.
В ноябре Mail.Ru Group провела конференцию FuturEcommerce, на которой собрались 700 представителей бизнеса. На одной площадке выступили спикеры из крупных российских и зарубежных компаний, которые занимаются электронной коммерцией. У Mail.Ru Group есть свои сервисы такси, доставки еды и покупки одежды, поэтому компания решила собрать и других участников рынка, чтобы вместе обсудить его перспективы и барьеры для развития. Полную запись выступлений на конференции можно посмотреть на сайте.
Микромобильность
Этот термин означает передвижение на велосипеде, самокате, скутере или сегвее. Микромобильность стала новым городским трендом, и сейчас интересует бизнес не меньше, чем рынок каршеринга.
На FuturEcommerce Кайо Франко представлял компанию Yellow — крупный латиноамериканский стартап, который занимается арендой велосипедов и электроскутеров. Компания привлекла $60 млн инвестиций на этапе выхода на рынок. По мнению спикера, личный автомобиль утратил привлекательность и стал просто средством перемещения по маршруту. В то же время поездка на скутере становится новой формой путешествия и исследования городского пространства.
Компания Mobike занимается совместным использованием велосипедов и за три года существования достигла оценки в $3 млрд. Её представитель Пол Чжу рассказал, что городские власти скептически отнеслись к его бизнесу, но со временем попросили Mobike увеличить количество велосипедов: пользователи вошли во вкус и разгрузили автомобильные магистрали.
При этом велошеринг — тяжёлое направление бизнеса. Из-за высоких требований к качеству и износостойкости велосипедов, игроков на этом рынке не должно быть много — двух-трёх компаний вполне достаточно для здоровой конкуренции и хорошего сервиса для потребителей. Кайо Франко с этим согласился, добавив, что в будущем останутся только крупные компании, которые разбираются в рынке и могут инвестировать в перспективные направления. В их число войдут и те, кто предлагает пользователям сразу несколько видов транспорта.
В качестве эксперта на конференции выступил Томас Бирман, ранее возглавлявший крупные немецкие сервисы каршеринга. Он рассказал, что пользователи вряд ли навсегда остановятся на одном виде передвижения: в одних ситуациях они будут предпочитать автомобиль, в других — самокат. И если в городе представлены разные виды транспорта в аренду, то жители избавляются от личных автомобилей.
По данным исследований в Северной Америке, от шести до восьми личных автомобилей в долгосрочной перспективе могут быть замещены одним каршеринговым.
К главным сдерживающим факторам совместного использования велосипедов и скутеров эксперты отнесли следующие:
- Неразвитая культура езды, которая ведёт к нарушениям правил дорожного движения.
- Расходы на ремонт и амортизацию — они составляют одну из самых больших статей расходов.
- Несоблюдение требований безопасности — пользователя тяжело заставить, например, надеть шлем.
- Городские власти, которые противостоят хранению велосипедов и скутеров на улице.
Маркетплейсы услуг
В России активно развиваются маркетплейсы, которые предлагают услуги профильных специалистов: уборку, медицинскую помощь или, например, ремонт. На конференции выступили главы трёх таких агрегаторов: Qlean, Doc+ и Profi.ru. Двое из них признались, что в России ещё многое не сделано, и лишь Руслан Зайдуллин, основатель Doc+, присматривается к экспансии на зарубежные рынки.
Один из сдерживающих факторов — слишком маленькая доля самозанятых: в России их не больше 3%, в то время как в США каждый третий работает на себя. Главная причина такого разрыва — отсутствие инфраструктуры. Поэтому задача игроков на рынке — создать условия для самозанятых.
По мнению основателя Profi.ru Егора Руди, свободные ниши всё ещё есть — стоит обратить внимание на услуги с высокой частотой спроса, например, массаж.
Отдельная категория сервисов сформировалась вокруг уборки — основатели Qlean и немецкого сервиса Helping выступили с докладами о том, как развивать такой бизнес.
Евгений Гапон из Qlean рассказал, на чём держится его бизнес, и на какие четыре вещи компания сделала ставку в 2018 году:
Основатель немецкого клинингового стартапа, в свою очередь, представил последовательность действий, по которой можно оценить оправданность выхода бизнеса на международный уровень:
Инвестиции в электронную коммерцию
Представители инвестиционных фондов, которые участвовали в конференции, объяснили, что сфера бизнеса практически не играет для них роли: в портфелях появляются как фудтех-компании, так и классические интернет-магазины.
Елена Ивашенцева из Baring Vostok назвала главными критериями большой объём рынка, мотивированную команду и модель, при которой бизнес растёт очень дёшево.Отвечая на вопрос о преимуществах инвестирования в российский бизнес, спикер выделила такие аспекты, как одарённость российских предпринимателей, их умение пробиваться сквозь тернии, а также высокую квалификацию программистов. Елена также привела данные о том, что в мире всего три страны, в которых топ сайтов контролируется местными компаниями, и одна из них — Россия.
Продолжая тему, Александр Фролов из Target Global упомянул роль личности основателя проекта: даже если идея гениальная, но предприниматель не обладает достаточным опытом, вероятность притока инвестиций стремится к нулю. Ещё одна «ложка дёгтя» — незнание российскими предпринимателями английского языка, что делает практически невозможным взаимодействие с иностранными инвесторами.
Максим Медведев из AddVenture согласился с тем, что российские предприниматели делают действительно классные продукты, но не умеют их качественно презентовать и продавать.
Запись всех докладов и дискуссий доступна на сайте конференции.
Усманову нужны новые идеи для продвижения его алиэкспресса?
2 марта мы проведем еще одну крутую конференцию The Big Deal Conference. Доклады про оптимизацию в играх, программирование ИИ и маркетинговые фичи в продуктах. Панельные дискуссии про жанры, про противостояние цифр и креатива и про паблишинг в Китае. Полная программа уже на сайте tbdconf.com
Напоминаем, что регистрация на игровую конференцию закрывается уже завтра!
молю, сделайте запись
Игорь, привет! Будет и трансляция, и запись (выложим через пару недель после ивента).
У нас есть ивент в фб (https://www.facebook.com/events/1074143562787917) и канал в тг (https://t.me/tbdconf) Там все новости будут и материалы)
На сайте записи докладов и дискуссий НЕТ! Скиньте, пожалуйста, ссылку на доклады.
Анна, привет! Речь идет про запись трансляции на YouTube, все доклады и дискуссии можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/sN65-ZicwAg!
Конференция была в ноябре, в пост в феврале. Мда.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором