Управляем вниманием: как мы делали редизайн мобильной Почты Mail.ru

Рассказываем, как на мобильную Почту повлиял plus size, чем нам помог хакатон, и куда завел пользователей «мультипаспорт».

Для многих пользователей Mail.ru почта — универсальный способ доступа к любому сервису. Когда мы планировали редизайн мобильных приложений Mail.ru, мы знали, что интерфейсы нужно будет менять всерьез — не только эстетически и технологически, но и концептуально. Почта должна стать удобным инструментом решения повседневных задач.

Почти 60% владельцев ящиков на Mail.ru проверяют почту со смартфонов. Все больше mobile only пользователей, которые в принципе заходят только с телефонов.

Потребности и предпочтения пользователей изменились. Старая структура и UX-паттерны уже не могли полноценно поддерживать стратегию развития продукта.

Поменялись и технические требования к интерфейсам приложений. За последние два года количество plus size-смартфонов выросло в три раза, другими стали даже основные жесты для управления интерфейсом.

Добавили воздуха

Нам хотелось, чтобы интерфейс стал для пользователя комфортной нейтральной средой. Чтобы внимание направлялось туда, где оно по-настоящему нужно.

Помимо писем и рассылок, пользователям в почту приходит огромное количество важной информации: билеты на самолет, которые нужно быстро найти в аэропорту, встречи, которые важно не пропустить, счета и штрафы, которые необходимо оплатить в срок.

Внимание пользователя — ценный ресурс для productivity-сервисов,и дизайн должен помогать расходовать его с умом.

Мы уделили много внимания экрану списка писем и правильной расстановке акцентов в нем, поработали с типографикой, чтобы улучшить читабельность писем, выделили основное действие «Написать письмо».

При этом мы сохранили преемственность в расположении основных действий с письмом, чтобы при переходе на новый дизайн пользователям не пришлось искать важные иконки заново.

Поместили навигацию под палец

Навигацию нам нужно было спроектировать заново. В предыдущей версии она располагалась вверху, что сделало ее труднодоступной на больших девайсах.

Мы проанализировали тепловые карты и статистику использования функций приложений, и на основе этих данных расставили приоритет в действиях на экранах и опустили главные контролы ближе к пальцам.

Сделали легче доступ к папкам

Переключение между папками – одно из самых частых действий. Мы разместили их сразу под пальцем. Сейчас список папок раскрывается так, чтобы большинство нужных действий сразу находилось в «зеленой зоне».

По статистике у 80% людей, которые создают дополнительные папки, их не больше трех: для них новая версия выглядит оптимально. В дальнейшем мы продолжим работу над папками и фильтрами, чтобы облегчить работу и с большим количеством папок.

Вынесли настройки аккаунта на один экран

У трети наших пользователей больше одного аккаунта в приложении, 85% из них подключают до трех учетных записей. В новом дизайне нужно было предусмотреть легкое и понятное переключение между учетками.

Чтобы пользователь сразу понимал, в каком аккаунте находится, мы вынесли аватарку на список писем. В будущем можно будет переключить аккаунт, смахнув аватарку прямо в меню на списке писем.

Мы вынесли все персональные данные и настройки пользователя в нижнее меню, разгрузив интерфейс. Теперь, нажав на аватарку, можно в пару касаний изменить настройки, бесшовно перейти в приложение Облака, проверить историю входов с устройств, создать новый пароль или добавить новые способы его восстановления.

Разработали прототипы

Мы не сразу пришли к финальному варианту дизайна. В Mail.ru Group есть традиция хакатонов, в которых могут принять участие все дизайнеры подразделения.

На хакатонах мы используем испытанную модель генерации и проверки идей double diamond: сначала расширяем представление о проблематике задачи, а затем быстро прототипируем и проверяем выбранные решения.

Именно на хакатоне стало понятно, что если переместить все пункты и функции в одно меню, оно станет откровенно перегруженным, и от этого направления в проектировании стоит отказаться в принципе.

В результате хакатона появились два варианта навигации:

  • Новый: вниз переезжают все основные действия.
  • Консервативный: настройки папок и аккаунта остаются сверху, вниз переезжает только контрол написания письма.

Провели UX-тестирование

Мы обратились в UX-лабораторию Mail.ru Group и провели классический юзабилити-тест. Респондентам предлагалось выполнить задание в прототипе интерфейса, а после рассказать, что они думают об изменениях и с какими трудностями столкнулись при взаимодействии с новыми UX-паттернами.

Тесты показали, что навигация снизу воспринимается непривычно, но существенных трудностей в использовании интерфейса и восприятии изменений не возникает.

А вот с навигацией сверху обнаружились неожиданные проблемы. Из-за того, что внешние изменения были незначительными, люди пытались использовать приложение как раньше, и просто не догадывались, что некоторые привычные настройки могли куда-то переехать.

Респонденты не всегда бывают с нами честны, поэтому в финале интервью, чтобы проверить их откровенность, мы спрашивали, какую версию интерфейса мы можем им установить.Победил вариант с нижней навигацией — мы убедились, что смелая версия вполне безопасна.

Мы запустили обновление на коллег. Все прошло успешно, и мы продолжили тестирование уже на бета-сообществе Mail.ru. Поменять интерфейс можно было через пасхалку, набрав в поиске по письмам кодовое слово «мультипаспорт». Выбор слова связан с тем, что это пятый крупный редизайн приложения, и мы его назвали Лилу — в честь пятого элемента.

Первые отзывы

Не все отзывы были восторженными. Основные сложности были с адаптацией к новой навигации. Мы кластеризовали проблемы по категориям и сейчас решаем те, на которые жаловались чаще всего: шлифуем механику переключения аккаунта и доступа к папкам для тех пользователей, у которых их много.

Пока мы обновили интерфейс частично, начав с навигации. Но вектор на будущее задан: мы планируем серьезную работу над персонализацией приложения. Появятся темы из веб-версии Почты, dark mode, в разделе аккаунта можно будет получить легкий доступ к новым умным возможностям продукта и к остальным сервисам.

Улучшения и эксперименты в интерфейсах наших приложений происходят часто. Если хотите пробовать их первыми, присоединяйтесь к бета-сообществу Mail.ru.

0
5 комментариев
Михаил Потапов

выглядит свежо и в стиле "минимализм", мне нравится)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Душечкин

Вы бы еще занялись декстопный версией а то там сейчас ад и п*здец. Куча ненужной рекламы и неудобный, неочивидный перегруженный интерфейс. Пользуюсь через силу только потому что одну из рабочих почт мне дали именно на мэйле и нужна иногда писать именно с нее. По сравнению с декстопом gmail небо и земля.
ИМХО: А моб версия просто стала похожа на gmail. Но тут без претензий потому что сложно да и незачем придумывать что то инновационное в дизайне моб почты, тут главное удобство и функционал а gmail просто можно рассматривать как эталон дизайна моб почты.

Ответить
Развернуть ветку
Tema Gladkov

Десктопной версией мы тоже занимаемся, рекламу мы конечно никуда не убрали, потому что это наш заработок, но проработали очень много моментов.

Наша бета-версия доступна по ссылке https://octavius.mail.ru

Ответить
Развернуть ветку
NiceBuh

не очень удобно переключать аккаунты

Ответить
Развернуть ветку
Александра Абдульманова

Раньше можно было найти письмо среди своих аккаунтов, так как был виден и список писем и список аккаунтов одновременно, было удобно, когда ищешь письмо и не знаешь на какую конкретно почту оно тебе пришло. Сейчас приходится переключаться между ними и закрывать выезжающую навигацию, не удобно

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда