{"id":14281,"url":"\/distributions\/14281\/click?bit=1&hash=ab757d18c623a4013353d71493ed166f5261785dc223f01a84b7b3412c030874","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0435\u043c\u043f\u044b \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438? ","buttonText":"","imageUuid":""}

Исследовал 100 популярных статей на vc.ru и нашёл 12 фишек цепляющего заголовка и лид-абзаца. Сохраните себе, пригодится

Рассказываю, как писать лид-абзацы и заголовки, чтобы ваши тексты заметили и прочитали до конца. Посмотрим на реальные примеры, которые уже сработали, и найдём рабочие крючки для читателя. Бережно сохранил все 100 статей в гуглдоке — узнайте, что закономерно работает в текстах на vc.ru и не только. Велкам.

Но сначала разберем причины, почему статьи не заходят

1. Скучный или сложный заголовок

Нерабочий заголовок может похоронить отличную статью. Вы писали полезный текст несколько часов, вложили туда месяцы, а может и годы личного опыта, но он провалился из-за пары абзацев. Часто в мелочах как раз-таки кроется причина провала. Если из заголовка и подводки неясно, зачем читать статью – лучше все переделать.

Что за модульблау? Что будет на форуме? Зачем это читать? 

2. Статья выглядит шаблонно

«Я читал это уже тысячу раз!» – примерно такие мысли возникают у человека, когда он видит заголовок в стиле «Как писать статьи». Вроде бы понятно про что будет текст, но как же лень открывать. Не надо изобретать велосипед, но иногда стоит покрасить его в розовый, чтобы выделяться.

Понятно, уже смотрел на ютубе про это

3. Сухой канцелярский язык

Если вы публикуете интересную историю, что-то уникальное или полезное, даже сложный язык не спасет вашу статью от охватов. Но лучше все-таки убрать из текста юридические кирпичи и написать более человеческим языком. Взгляните на пример ниже:

Да, это сложно

4. Подводка не раскрывает суть статьи

Подводка должна объяснять человеку ценность статьи и работать как усиление заголовка.

В каком предыдущем посте? Как это связано с заголовком? Что внутри статьи? 

5. Опубликовали текст не на той площадке

Бывает, что статья не собирает должных охватов, потому что ваша аудитория тусуется на другой площадке. Например, бизнесменов много на VC, программистов больше на Хабре, а любителей вас обосрать на Пикабу. Поэтому статья про оптимизацию карточки на Вайлдбериз собрала 115к открытий на VC. Она попала в цель.

В точку

6. Статью съели громкие инфоповоды и конкуренты

Недостаточно написать шикарный заголовок и гениальную подводку. Публикация на VC – это борьба с другими не менее интересными материалами. Не торопитесь. Проверьте ленту популярного.

Есть ли конкуренты в вашем разделе? Сколько новостей собирают охваты прямо сейчас на топ позициях? Иногда проще придержать коней и опубликовать статью в другой день, когда лента не будет перегрета новостями про Илона Маска и топовыми статьями в стиле «как мы купили франшизу пекарни и потратили десять лямов на булки».

Эдди, слышал новость про апокалипсис? Как думаешь, почему наш курс по ПП никто не покупает?

7. Нельзя быстро понять, о чем статья

Похоже не первое правило со скучным заголовком, но не совсем. Если в погоне за охватами вы слишком увлеклись кликбейтом то, вероятно, получите обратный эффект. Удачная статья объясняет человеку «что внутри» и «зачем читать» за несколько секунд.

Нашел о чем спросить, какая любовь, мы же на VC :))

8. Все слишком понятно

Обычно такое происходит, когда в статье слишком мало фактуры, она выглядит как новость, которую лень читать.

Понятно, но зачем открывать и читать? Ты уже раскрыл все карты

8. Нет ответа на вопрос «почему я должен читать эту статью, а не новости»

Вы написали полезную статью, сделали крутой заголовок и подводку, пояснили в ней, что внутри и зачем читать. Но все равно собрали не так много охватов, как ожидали.

Иногда этим можно ограничиться – не каждый текст стреляет, хотя бы потому, что не везде можно рассказать вдушещипательную историю, показать денежки или уникальный опыт. Но к этому надо стремиться.

Чтобы конкурировать с новостями, приходится находить в тексте изюминку и ставить на передний план.

Ничего не может быть лучше реального опыта в яркой упаковке, но высасывать уникальность из пальца не стоит. Иначе лесные тролли откусят вам руку. Самые успешные статьи отвечают на вопрос читателя – «почему я должен читать именно это прямо сейчас?» Например:

Ого, нифигасебе, я же пользуюсь этим сервисом – скорее читать!

Ну что, с ошибками вроде разобрались, теперь перейдем к правилам.

Информативность – это база

Больше 50% материалов, которые я изучил, содержали в лид-абзаце конкретику и ответы на вопросы – «что будет в статье и зачем ее читать?» Чаще всего подводка дополняет и раскрывает заголовок. Обычно это работает так:

Читатель цепляется за заголовок → затем лид-абзац убеждает его продолжить чтение. Даже если в заголовке присутствует интрига, она дополняется какими-то фактами из вступления. Примеры:

Статья про известную компанию. Автор обещает раскрыть неудобную правду (интрига). Автор долго собирал факты, что добавляет материалу уникальности. Результат: 100к открытий, 745 комментов.

Заголовок привлекает большой суммой 250 млн + «потратил в деревне» – явное противоречие. На первый взгляд кажется, где там тратить? Подводка раскрывает заголовок, показывая подробности статьи, чем человек занимался и какой опыт получил.

Заголовок с претензией к известному игроку. Казалось бы, худшая реклама несовместима с Форбс, но автор доказывает обратное – это интересно. Подводка слегка приоткрывает суть – «слили 200 тысяч, не работает ссылка». Но вся ситуация остается за кадром – хочется узнать, как это было, и поддержать автора.

Хорошая комбинация заголовка и лид-абзаца похожа на раздачу в покере – автор дает нам посмотреть часть карт. Но вся комбинация от нас скрыта, чтобы увидеть картину целиком, нужно открывать новые карты. Чтобы их открыть, надо сделать ставку (нажать на статью и прочитать).

Поговорим немного о мотивации читателя. На основе наблюдений за комментами в популярных статьях, я сделал несколько выводов.

Что движет людьми, которые открывают вашу статью: 10 основных причин

Люди открывают вашу статью, чтобы:

1. Удовлетворить любопытство

2. Решить проблему или получить ответ на вопрос

3. Не упустить выгоду, сохранить подборку или гайд

4. Поделиться личным опытом в комментариях

5. Надрать вам задницу или затроллить

6. Блеснуть остроумием в комментах или пошутить

7. Показать, какие они рациональные и классные на вашем фоне

8. Поддержать вас

9. Заглянуть в чужой карман

10. Прочитать комменты, кто че написал (мое любимое)

Прежде чем публиковать статью, спросите себя, по какой причине читатель откроет статью? Что я могу сделать, чтобы усилить его желание прочитать и оставить коммент?

Вторая база – это подбор темы

Думаю, вы уже это знаете, но давайте повторим еще разок – какие темы заходят на VC:

Статьи про бизнес, кейсы, исследования, гайды, истории провалов и успехов (опять же бизнеса), чек-листы и подборки, новости, истории известных людей и брендов, личный опыт во всевозможных сферах.

1. Подробные инструкции и полезняк со временем набирают много просмотров.

2. Истории, новости и набросы на вентель стреляют обычно разово, а потом забываются.

Еще на VC заходят более широкие темы типа здоровья, похудения, тайм-менеджмента, выгорания, психологии и т.д. Кто-то даже выкладывал опыт знакомств с девушками, не знаю, сколько лидов ему это принесло, но статья была в популярном.

Вывод

Полезняк читают в целом меньше, чем истории или шоу-контент. Но полезные гайды собирают просмотры на дистанции и при меньших охватах могут принести больше целевых лидов.

В целом гайды и кейсы приводят более осознанных читателей. Но кейсам часто нужен дополнительный трафик. Важно понимать, что гайд – это большая инструкция, то есть супер-полезный прикладной материал, поэтому делать его долго и сложно.

12 секретов удачных заголовков

Я изучил заголовки из списка статей и выбрал самые популярные форматы. Напомню, содержание статьи должно соответствовать заголовку, иначе а-та-та, ничего хорошего не получится. Давайте посмотрим на примеры:

Цитата

В начале идет эмоциональная цитата автора статьи – «был почти нищий» – потом уже сама суть: «13 ошибок при запуске пиццерии». Эмоции в заголовке хорошо привлекают внимание, но тут главное не переборщить. Вторая часть отвечает на вопрос: что будет в статье.

Немного интриги

Содержание статьи показано в подводке, но сохраняется некоторая интрига. Часть карт открыты, но надо прочитать, чтобы открыть остальные. На мой взгляд, это идеальное сочетание интриги и информативности. Ну и еще один пример умеренной интриги ниже.

Цифры

Внушительные 160к открытий, но так мало комментов, поскольку здесь люди хотят сохранить полезную подборку и не упустить выгоду.

34 из 100 популярных статей в моем списке имеют цифры в заголовке. Цифры работают в виде конкретных сумм или списков, или кол-ва времени, потраченного на определенную задачу. Например, «как установить банковское приложение на айфон за 5 минут» – здесь цифры показывают легкость и скорость решения проблемы.

Цифры показывают мозгу, что внутри статьи лежит структурированная инфа, которую легко усвоить, поэтому мы охотнее открываем статьи «7 способов продвижения в телеграм», а не «способы продвижения в телеграм».

Деньги

Ну считай такие же «цифры в заголовке», но только деньги – чисто для примера. «Потратил 130 млн» – это уже интересно. «Детский лагерь на советских руинах» – читатель сразу видит уникальный опыт в статье.

Спорное и неожиданное заявление

Ну вроде бы очевидно – попроси и дадут. Но так же не принято. В смысле просить? Ну ладно, что там в статье, пойду почитаю...

Как

42 из 100 заголовков у популярных статей в моем списке содержат «как». Я сам довольно часто использую заголовки по типу «Как написать вакансию». Эта конструкция позволяет максимально конкретно обозначить выгоду для читателя и показать, чем статья может быть интересна.

Вызов

500 комментов – бросить кому-то вызов всегда хорошо, но будьте готовы отражать атаку хейтеров в комментах. Они придут и скажут, что ваш дизайн говно и придется на это все смотреть.

Разрушение мифов

Разрушение мифов – это тоже своеобразный вызов сложившемуся мнению. Ну а если разрушать мифы на поле политического противостояния, можно вообще 1754 коммента намайнить. Это вообще красота. Подводка отлично раскрывает пользу статьи и подогревает нашего «хомяка упущенной выгоды» – неужели я че-то не знаю про экономику?

Наброс и провокация

Ужас. Мой внутренний моралист осуждает, но сколько же открытий у статьи, целых 215к. Признаюсь, я тоже открыл. Кстати, статья не чисто хайп и кликбейт, а вполне интересная история про бизнес.

Эксперимент

Я очень люблю эксперименты. Только ради них посещал уроки химии. А что если налить вон ту зеленую жидкость и добавить еще чуток из вот этой баночки? Для такого формата подойдет любая ниша, например:

  • 100 дней выкладывал по одному видео на ютуб – результат меня удивил
  • За 2023 год мы написали 39 статей на VC — вот, что из этого вышло
  • Как я выживал на 3000 рублей в месяц – рассказываю, что покупал из продуктов

Подумайте, какой эксперимент можно провести в вашей нише.

Исследование

Подсветите часть результатов исследования в заголовке, а в лид-абзаце объясните коротко, что сделали, но не раскрывайте все карты. На VC хорошо заходят исследования – особенно на популярные темы, вроде продвижения в телеге, развития соцсетей, зарплат в айти. Но такой контент требует времени, усилий и денег. Не каждый может себе позволить регулярно делать исследования.

Возмущение и критика

Критика кого-то известного работает еще сильнее. Перемыть косточки и высказать недовольство – это по-нашему. Ростелеком, Вайлдберриз, М-видео – ловите какашку. Люди с удовольствием рассказывают в комментах о том, как они боролись со злой корпорацией.

Не стоит намеренно искать какие-то косяки в компаниях, но если у вас есть парочка историй, почему бы не набросить.

Эти приемы можно миксовать. Например, исследование + интрига + цифры. Наброс + критика + деньги. Все зависит от содержания вашей статьи.

Придумывайте заголовок только после того, как вы полностью написали текст. Так будет проще, поскольку вы уже точно знаете, о чем статья. Если делать наоборот, подстраивать текст под заголовок, это может испортить его структуру и содержание.

Резюме

Чтобы написать успешную статью и собрать охваты:

1. Выберите тему

2. Соберите фактуру и раскидайте тезисы по структуре

3. Напишите текст

4. Придумайте подходящий заголовок, пользуясь приемами из этой статьи

5. Напишите лид-абзац, который поможет читателю лучше понять ценность статьи

6. Опубликуйте статью, когда будет меньше конкурентов в топе

7. Попросите своих коллег, сотрудников, подписчиков накинуть вам лайков и комментов. Пусть все думают, что это боты, но вы не признавайтесь :)

Приходите на мой канал по текстам и контент-маркетингу. Пишу там про всякие прикладные штуки – тексты, редактуру, посты, контент-планы, как писать интересно и тд. Без лишней скромности скажу, что я лучший автор в мире, а может быть даже и в России :)

Покажу как писать убедительные, полезные, смешные тексты для людей. Вы получите лайки, восхищения и самое главное – продажи. В обмен на свои тексты. .

Продаю только инфоцыганские курсы. Стараюсь не засорять эфир ненужной инфой, но и скукотищу не развожу – подписка без привязки карты и пробного периода.

0
98 комментариев
Написать комментарий...
Максим Кульгин

Я перестал читать статьи, сразу иду в комментарии. Не понимаю почему, но vc стал не торт уже :( объяснения нет

Ответить
Развернуть ветку
Артём Сергеевич

Вы выучили "шаблон" ресурса и он перестал вам быть интересен. Примерно такой же эффект как с игровой импотенцией

Ответить
Развернуть ветку
95 комментариев
Раскрывать всегда