(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(96243164, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(96243164, 'hit', window.location.href);

О роли текста, обучающем контенте, критике в интернете и выгорании. Опыт Максима Ильяхова

Главред медиа «Кинжал», автор книг «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» — о трендах потребления контента, злых комментаторах и других реалиях контент-маркетинга. Взяли основное из свежего часового выпуска подкаста «Потом доделаю»

Максим Ильяхов
главред медиа «Кинжал»

Роль текста среди изобилия мультимедиа

Текст всё ещё важен. Длинные тексты всё ещё читают. Но есть нюансы:

  • Раньше интернет был местом, куда приходили, чтобы целенаправленно найти информацию. Её было мало, надо было искать. А сейчас мы погружены в интернет и информацию всё время. А потому 👇
  • Поменялись требования к контенту. Проектируя контент, думайте: будет ли человек это смотреть лёжа на диване или сидя в туалете? Он будет в этот момент торопиться или настроен на равномерное и медленное потребление? Это определяет формат, а ещё дальнейшую судьбу и распространение контента

История с текстом не закончилась. Допустим, есть поисковый запрос: «Как отогреть форсунку стеклоомывателя?» И вот, находится видеоролик, с помощью которого можно решить эту проблему. Кто-то его досмотрит, а кто-то идёт в следующее видео. Или прочитать текст, потому что это быстрее. Если в 2005 году текст был одним из немногих способов для решения каких-либо проблем, то сейчас он превратился в один из очень многих. Он подходит не всегда, но важность его нельзя недооценивать.

Про значение книг

Книги остаются частью информационной экосистемы, однако в этой области такой же переизбыток и изобилие, как в мире интернета. И если раньше книги надо было искать, то теперь надо искать «те самые» хорошие и полезные книги среди множества.

У многих людей нет времени на полноценное чтение книг. Это следствие ускоряющегося темпа жизни. Это неправильная траектория, но мы по ней идём в течение всей истории человечества. Однако рулить миром будут те, кто читает книги — в отличие от тех, кто залипает в соцсетях.

А для автора книги — это бизнес, основанный на личности автора и его популярности, и инструмент репутационного роста.

В процессе решения задач клиентов у меня накапливаются знания. Чтобы сделать шаг вперёд, нужно эти знания закрепить. Для этого я и пишу книги. И это не для заработка. Но с другой стороны, когда есть популярная книга, то тебя приглашают в более интересные проекты и тренинги. Книга — часть моей большой экосистемы, в которой есть и курсы, и книги, и подкасты, и много чего ещё.

Как подавать обучающий контент

  • Когда готовите обучающий контент, нужно помнить, что в YouTube приходят в основном для отдохнуть и расслабиться
  • Но не всегда — иногда туда заходят и учиться. И в этом случае длинный ролик будут уместны. Если человек настроен, то и длинный текст будет уместен
  • Если хотите чему-то научить, лучше не ждать, что ваш длинный полезный текст найдёт ту самую аудиторию, готовую учиться. Лучше собрать такой контент отдельно — в виде курса, к примеру. Тогда читатель или слушатель будет знать, куда ему идти
  • Длинные единицы контента можно реюзать и переупаковывать. Например, разрезать длинное видео на маленькие более съедобные кусочки — но может пострадать контекст

Я сейчас начал делать оригинальный контент для YouTube, то есть это не ресайзы из готового. Если ты хочешь, чтобы это работало, нужны общечеловеческие темы развлекательного характера и ориджинал контент. Я снимаю что-то типа полуэссе или полудокументалок. Например, про смысл жизни, как побеждать в спорах, о нарративах.

Как реагировать на критику в интернете

  • В интернете всегда будут те, кто что-то не понял. Это нормально. Для себя надо понять, что у человека по ту сторону экрана свой контекст, настроение и образ мира. А если вас не поняли, то можно постараться сделать так, чтобы люди с подобными типами претензий поняли вас в следующий раз.
  • Не закрывайте глаза на негатив. Воспринимайте критику исходя из того, можно ли извлечь из неё что-то полезное. Иногда в ней сокрыто что-то справедливое или объективное — или элементарно классная идея.
  • Примите свою уязвимость. Как социальные существа, люди уязвимы в плане критики. Все триггерятся, когда их комментируют или критикуют. Даже если это какой-то тупой комментарий. Смотрите два пункта выше — это залог здоровой реакции и возможность сохранить менталочку.
  • Важно то, что происходит в жизни в целом. Признак того, что вы занимаетесь чем-то правильным — когда к вам обращаются за помощью снова и снова (и получают пользу).

Не так важно то, что люди написали тебе в комментариях. Важно то, за что тебе платят. Приходят ли люди на курсы, консультации, заказывают ли бренд-медиа, происходит ли коммерческая движуха? Готовность заплатить деньги за работу — это реальное мерило твоей пользы для окружающих людей.

Как предотвратить выгорание

  • Не занимайтесь тем, что противно вашей природе. Это главный предиктор выгорания
  • Не путайте выгорание с кромешной усталостью. Если накопилась усталость к концу недели, лучше не принимать никаких важных решений. Потому что в понедельник придётся решать заново
  • Держите себя в тонусе. Каждый день делайте больше, чем вчера. И от этого будет постоянно «переть». Это и есть антидот к выгоранию
  • Поддерживайте умеренную активность и вовремя ложитесь спать
  • Планируйте заранее, что будете есть. Так снизится риск съесть тортик вместо обеда
  • Делегируйте
  • Если у вас проявляются: наплевательство, неряшливость, циничность, небрежность по отношению к работе — пора что-то менять

Главная причина выгорания — когда не видите ценности работы. Когда каждый день тратите время на преодоление себя, чтобы делать то, считаете ерундой. А если добавляются плохие сон и питание, отсутствие спортивных нагрузок и хобби, тревога и залипание в соцсетях, то может и депрессия начаться. Ты один маленький человек, а в мире дофига всего. В любом случае придётся выбирать. И единственный критерий выбора — цель. Что хочешь в жизни, к чему идёшь? Ответ даст понять, что делать, а что — нет.

Максим Ильяхов

Делегирование как основа продуктивности

  • Делегирование команде позволит высвободить уйму времени
  • Помогает личный ассистент и делегирование ему части повторяющихся или рутинных задач
  • Но важные переговоры лучше вести не через ассистента, а лично

До рождения сына я думал, что в целом я такой мощный и могу разруливать всё сам. Теперь в лучшем случае у меня рабочий день шесть часов. В худшем — четыре. Когда день вебинара, то два. Тут уже невозможно делать всё самостоятельно и нужна команда. Поэтому я стал яростно делегировать, и это дало результаты. Теперь я работаю не по 12, а по 6 часов, и стал продуктивнее.

  • В процессе работы качественно брифуйте. Сотрудник, получивший задание, должен быть полностью автономен. Если бриф хороший, то задание будет выполнено в заданных рамках
  • Не вмешивайтесь и не стойте над душой, пока задание не будет сделано
  • Если результат не устраивает, подумайте, что не так брифом
  • Сделайте 10 раз на разные лады одну и ту же идею. А потом посмотрите, что из этого сработает. Корректироваться лучше на следующих разах

Я работаю с командой по принципу баллистической ракеты. Бывают управляемые ракеты — у них есть двигатель и крылья, которые позволяют менять направление ракеты в полёте. Это довольно дорого и тяжело. А есть баллистические, когда прицеливаешься, выстреливаешь, и она летит сама по законам физики и гравитации. Если ты не попал, то в следующий раз нужно лучше прицеливаться. В общем, я ставлю задачу и говорю — делай. Мне приносят результат, и если он плохой, то не прошу переделывать. Мы публикуем его, и в следующий раз я лучше ставлю задачу.

Помогает ли ИИ в работе с текстом

  • Для написания текстов — нет. Потому что у автора, который провёл хорошую подготовку, собрал информацию и продумал структуру, написание текста не займёт много времени
  • Для поиска информации ИИ тоже не подойдёт. Информацию нейронки перевирают, выдумывают, путают. Так что после ИИ всё равно надо будет перепроверять и исправлять. Быстрее не получится
  • Можно попробовать использовать ИИ как помощника — для адаптации текста, исправления ошибок, перевода на другой язык
  • ИИ может пригодиться в определённых сферах — например, арбитраж трафика или создание посадочных страниц, чтобы через них прокачивать трафик. Раньше эту работу делали низкооплачиваемые специалисты, а сейчас может сделать ИИ

На ресёрче использовать ИИ — самоубийство, потому что он может галлюцинировать как мразь. А зачем вести ресёрч по источнику, который может так себя вести? Лучше вести исследование по нормальным источникам. Но, предположим, эти проблемы будут решены. Ты даёшь ИИ план, он тебе качественный текст — но, вероятно, такой текст будет неинтересен. Ведь ты читаешь блогера не потому, что у него текст гениальный, а потому что у него есть какой-то социальный статус, позиция, харизма, дух, тело. Нейросеть этого лишена. Людям нужны другие люди.

Подкаст в этот текст упаковала автор WEEEK Олеся Шерстобитова. Слушайте полную версию выпуска «Потом доделаю» 👈

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда