Как перенести многовековую историю в онлайн: интервью с музеем Банка России и агентством ДАЛЕЕ, призерами WDA 2023

Реально ли адаптировать старинные архивы в контент, который будет интересен даже молодежи? Почему месячная программа московского филиала музея бронируется полностью через два часа после публикации? Как подружить первоклассный дизайн с интуитивно понятным юзабилити для всех сегментов целевой аудитории?

На этот и другие вопросы ответили призеры премии WDA 2023 – представители музея Банка России и диджитал-агентства ДАЛЕЕ. Их сайт занял третье место в номинации «Финансы, страхование и инвестиции».

Сайт выглядит как журнал. Материалы цепляют не только за счет интересных тем, но и за счет грамотной работы с композицией

С нами пообщались:

  • Галина Копосова – руководитель проектной группы ДАЛЕЕ;
  • Анна Алаева – Департамент по связям с общественностью, руководитель проекта;
  • Елена Бережкова – Департамент по связям с общественностью, организация работы Музея.

Перейдем к интервью.

– Здравствуйте, поздравляем с третьим местом в вашей номинации! Насколько ожидаемой была победа в WDA 2023?

ДАЛЕЕ: – Мы понимали, что сайт Музея Банка России достоин внимания, и надеялись на награду. Уже в процессе работы над сайтом было понятно, что получится интересный и познавательный для аудитории продукт.

– На сайте музея Банка России указано, что дизайном занималось другое агентство – aic. Команда ДАЛЕЕ занималась исключительно разработкой сайта. Какие сложности возникают в процессе координирования трех команд для работы над одним продуктом? Как был выстроен процесс работы над проектом?

ДАЛЕЕ: – aic. – профессионалы в вопросах дизайна. С ними мы тестировали сайт на разных целевых аудиториях, обсуждали его прототипы и реализацию дизайна с точки зрения разработки. Они передавали нам качественные макеты, удобные для разработчиков. Макеты содержали адаптивы, подробные состояния элементов, кнопки и другие UI-элементы для каждой страницы.

В проекте мы были ведущим агентством, поскольку отвечали за релиз и сроки. Каждую неделю мы собирались с клиентом и партнерским агентством: смотрели, что сделано, после чего собирали комментарии и пожелания. Так становилось понятно, какие работы нужно поставить в план. Еще, кроме разработки, мы проделали большую работу над подготовкой документации и отладкой внутренних процессов заказчика.

Схематичное отображение работы анимации на странице сайта, которое отображает тайминги работы с анимацией. Взято из кейса

– Много ли еще предстоит работ над сайтом? Планируете ли вы как-нибудь расширять его функционал? Если да, то что планируете внедрить в сайт?

ДАЛЕЕ: – У клиента на него большие планы. Конструктор, эталонные страницы, контентная работа – все это только первый шаг в создании продукта.

В скором времени сайт будет включать в себя интерфейс онлайн-записи во все филиалы Музея. Для записи нужны персональные данные, поскольку музеи находятся внутри зданий Банка России. Для прохода нужно иметь при себе документы и согласовать время посещения заранее.

Плюс мы разрабатываем календарь для администраторов сайта. Изначально он был написан с использованием стандартных инфоблоков Битрикса. Но типовое решение с календарной сеткой оказалось не совсем удобным для управления экскурсиями. Сотрудники не понимали, когда у экскурсоводов есть свободные окна, или когда их нет. А еще нужно было следить, чтобы один и тот же человек не оказался записан на две встречи, которые будут проходить одновременно.

Но главный план – расширять возможности блочного редактора, чтобы он был максимально удобен для сотрудников. Они тестируют все функции вживую: мы наблюдаем за их действиями, запрашиваем обратную связь и дорабатываем редактор.

– Сайт выглядит отлично – он похож на модный журнал об истории и искусстве. За дизайн полностью ответственно агентство aic. или вы пришли к ним с готовыми идеями? Были ли какие-то черновые драфты дизайна сайта, которые в итоге не стали финальной версией? Проводились ли пользовательские исследования перед работой над дизайном сайта?

Музей Банка России: – Процедура была стандартной – мы смотрели предложения агентств и выбирали, что нам подходит. Концепт от aic. и ДАЛЕЕ заинтересовал нас больше всего своим дизайном, проработкой, а также идеями по мобильной версии и соцсетям.

Пользовательские исследования – основа проекта, они дали нам два важных знания. С дизайном мы абсолютно попали, а вот по структуре сайта понадобились изменения. Лишь малая аудитория знает о существовании музея – остальные не понимают, чем он может быть полезен.

Мы с командой довольно быстро переконструировали пользовательский путь. Несмотря на то, что дизайн интерфейса должен отражать стиль и характер музея, структура сайта должна быть интуитивно понятной для разных целевых аудиторий.

– Как к вам пришла идея о создании такого сайта? Какие цели перед ним ставились? До того, как вы стали работать с подрядчиками, вы уже представляли вид и функционал будущего сайта? Есть ли у вашего сайта на данном этапе какие-либо KPI?

Музей Банка России: – Главная цель нашего музея – коммуникация с аудиторией. У нас нет проблем с посещаемостью: наоборот, очередь из желающих выстраивается на месяцы вперед. Например, в Москве запись на месяц закрывается через два часа после публикации расписания. Поэтому ключевые метрики – удобство записи для пользователей и глубина просмотра страниц.

У нашего Музея довольно специфическая ситуация: все площадки расположены в действующих зданиях Банка России, закрытых для свободного доступа. Сайт помог сделать Музеи Банка России более доступными и понятными для посетителей. С ним люди могут следить за нашими программами во всех городах, а также записаться на экскурсию.

Плюс у нас есть уникальная база знаний обо всех этапах жизни денег и участниках денежных отношений, а у аудитории есть запрос на материалы по этой теме. Мы постоянно работаем, чтобы наш контент был интереснее для читателей.

– Какие разделы вашего сайта больше всего нравятся посетителям? Нам, например, очень понравился раздел с виртуальными выставками – любители истории могут пропадать в нем часами.

Музей Банка России: – Да, страницы с виртуальными выставками и статьи – лидеры по длительности просмотра. Но из-за большого потока желающих попасть в Музей Банка России, самые посещаемые разделы – те, что связаны с экскурсиями и мероприятиями.

По виртуальным залам музея можно бродить часами – неудивительно, что у этих разделов сайта самые длительные сессии

– Стало ли больше людей посещать музеи Банка России с тех пор, как у вас появился свой сайт?

Музей Банка России: – Определенно, ведь механизм записи на экскурсии стал более понятным: на ручную запись стали тратить меньше ресурсов. Это позволило сосредоточиться на разнообразии и качестве программ. Например, четыре года назад в Москве было две экскурсии – сейчас их уже больше 10. После релиза функции онлайн-записи мы ожидаем скачок посещаемости по всем регионам в 1,5-3 раза.

– Как считаете, много ли молодежи сейчас интересуется культурой России? Много ли молодых посетителей приходит в ваш музей по своей инициативе?

Музей Банка России: – У молодежи есть явный интерес к общемировой культурной повестке. Проекты, предлагающие аудитории интересные просветительские программы, переживают настоящий бум. Мы тоже почувствовали этот запрос и сделали больше программ для молодых людей.

– Занимались ли вы продвижением этого сайта? Если да, то с помощью каких каналов? Каких успехов получилось добиться?

Музей Банка России: – Отдельную рекламную кампанию не запускали. Все продвижение проходило через основные каналы Банка России. Также мы запустили социальные сети. В них мы общаемся с аудиторией, публикуем анонсы и предлагаем перейти на сайт: почитать статьи и посмотреть виртуальные выставки.

– Как вы нашли агентство ДАЛЕЕ? Почему решили обратиться за услугами именно к этим специалистам?

Музей Банка России: – Компания пришла на конкурс и у нее было лучшее предложение. Ранее мы сотрудничали с ДАЛЕЕ по другим проектам: знали, что выполнят работу качественно.

– Быстро ли вы научились пользоваться административной частью сайта, которую подготовила для вас команда ДАЛЕЕ? Приходится ли к ним обращаться сейчас за какими-нибудь подсказками по работе с сайтом, или вы уже сами занимаетесь его обновлениями?

Музей Банка России: – Создание понятной админки, где можно разобраться без программистов, было одним из требований. Нам было важно иметь панель, где наши сотрудники сами собирают классные и разнообразные материалы.

Сейчас административная часть отлично реализована и на нашей стороне ведется значительная часть контентных работ. Коллеги отвечают на все вопросы по работе админпанели, которые у нас возникают.

– У сайта есть англоязычная версия. Много ли у него зарубежных посетителей? Планируете ли вы расширять контент на англоязычной версии сайта?

Музей Банка России: – Приток англоязычных туристов снизился. Расширять контент будем, если поймем, что это будет востребовано.

Задача англоязычной версии сайта – рассказать главное о музеях, чтобы замотивировать иностранных туристов их посетить

– Есть ли в ваших планах какие-нибудь новые онлайн-спецпроекты? Например, онлайн-выставка, или 3D-модель одного из ваших отделений музея, или еще какие-нибудь новые виртуальные выставки на вашем сайте. Может, вы работаете над чем-то принципиально новым и приоткроете завесу тайны в нашем интервью?

Музей Банка России: – У нас есть большой проект по созданию уникального пространства об истории денег. Он пройдет в одном из наших зданий – это здание Ссудной казны в Настасьинском переулке в Москве.

Такой масштабный офлайн-проект потребует новых подходов к работе с аудиторией онлайн. Но об этом мы расскажем чуть позже. А пока мы изучаем интерес аудитории к разным темам и пробуем разные формы подачи материалов.

– Много ли осталось важных вещей и событий, информацию о которых хранит музей Банка России, но о которых еще не рассказано на сайте? Большой ли фронт работы у контент-менеджеров сайта?

Музей Банка России: – Информации огромное количество. Но ее нужно каким-то образом оформить, адаптировать для аудитории. Контент-менеджеры публикуют все то, что мы с вами видим на сайте. Вся информация – эксклюзив, основанный на нашей базе знаний, архивах.

– Насколько большой штат специалистов работает над наполнением сайта контентом? Сколько материалов выходит на вашем сайте в месяц?

Музей Банка России: – Над сайтом Музея трудится целая команда – около 15 человек. Это кросс-функциональная команда, которая совмещает работу над сайтом с другими обязанностями.

Историки находят фактуру для публикаций или проводят экспертизу материалов. Редакторы пишут тексты. Хранители фондов подбирают предметы, передают экспонаты фотографам.

Если для материала нужна съемка монет, то весь процесс может занимать несколько дней. Съемки монет – трудоемкий процесс, особенно если нужно несколько разных ракурсов. Мы учились много лет, чтобы делать такие красивые фотографии.

Фотографии монет изображены крупным планом и в мельчайших деталях – их интересно изучать

Сайт обновляется достаточно часто – в месяц выходит около пяти материалов. Это среднее значение. Все-таки материалы разные по сложности и требуют разного количества времени.

Наконец, нужно сказать, что окончательный результат оценили не только мы. Нам передавали, что сайт приводят в пример на разных образовательных курсах как образец с точки зрения контентного наполнения. Конечно, такая оценка очень радует.

– Вы рассказали в кейсе, что создали специальный визуальный редактор страниц для более удобной верстки новых страниц сайта. Как вы считаете, можно ли на основе этой наработки создать самостоятельный продукт – скажем, плагин или шаблон на Битрикс? Пользовался бы этот инструмент спросом?

ДАЛЕЕ: – Мы разработали кастомный редактор, а такие решения пользуются большим спросом. Он создан на основе готового решения одного из ведущих Битрикс-разработчиков, который выложил код в открытый доступ. Однако мы сильно изменили редактор под стилистику дизайна и верстку сайта Музеев.

Дело в том, что в базовом редакторе Битрикса можно создать новость с заголовком, текстом и картинкой. Если вам нужно больше функций, то это уже кастомизация. Поскольку верстка статей и материалов на сайте сложная, то и кастомизировать продукт пришлось практически с нуля. Хотя маловероятно, что мы будем разрабатывать на его основе самостоятельный продукт.

– Какие функции поддерживает ваш конструктор? Насколько глубоко он позволяет вносить изменения в дизайн страниц? Есть ли какие-нибудь ограничения, установленные в нем, чтобы неопытный контент-менеджер не напортачил с дизайном сайта?

ДАЛЕЕ: – Помимо редактора для публикации статей, который описан выше, у нас еще есть похожий конструктор для онлайн-выставок. С его помощью можно собирать виртуальные экспозиции с разным дизайном – фоном, иллюстрациями, цветами, шрифтами. Материалы имеют похожую структуру, но их дизайн совершенно отличается от друг от друга. Еще с помощью конструктора можно собирать фотоистории, события и экскурсии – весь контент делается через блочный редактор. Главная страница тоже состоит из блоков.

Про ограничения: у нас с Банком России с этим все строго регламентировано – за системой следят пять администраторов. У каждого свои обязанности: один отвечает за сервера, другой – за информационную безопасность и так далее. Насчет контент-менеджеров – нам попадались только опытные. Не припомню ситуации, чтобы пришлось исправлять дизайн сайта.

– В чем была самая большая сложность работы над этим проектом? А какая задача была самой интересной?

ДАЛЕЕ: – Самой сложной задачей было разработать проектную документацию. Мы делали ее по всем ГОСТам – вышло 2 документа по 100+ страниц, и еще несколько по 30-40. А сколько было более мелких документов примерно на 15 страниц... Уже и не вспомнить. В документации описана работа каждого элемента системы, собраны принципы работы администраторов, гайды по обновлению Битрикса и багфиксам. Все документы мы согласовывали с заказчиком, анализировали безопасность системы, отрабатывали комментарии.

Из интересного, помимо разработки редактора, – тестирование на пользователях в партнерстве с aic.. Мы показывали прототипы сайта реальной целевой аудитории разных возрастов. Некоторые гипотезы дизайнера из первой версии интерфейса оказались нежизнеспособными: мы заменили их на более удобные решения для пользователей.

Еще был интересный опыт, связанный с требованиям к правам, которые Битрикс настроить не позволял. Права нужно было настроить так, чтобы один администратор мог только создавать аккаунты для пользователей, другой – только назначать права для них и все в таком духе. «Коробочное» решение Битрикса это не предусматривает, поэтому тимлид разработал кастомный модуль, который покрывает нужные функции. Также в админпанели созданы отдельные роли для контент-менеджеров, корректора.

– Приходилось ли вам лично встречаться с командой музея Банка России, или вы вели всю работу дистанционно?

ДАЛЕЕ: – Хотя дистанционная работа стала нормой в отрасли, все же остались случаи, когда не обойтись без личного взаимодействия. В нашем случае это были приемочные испытания. Сначала они проводились удаленно, в этом году уже очно. Приемочные испытания – это встреча с ответственными лицами из разных департаментов Банка России, которые сопровождали разработку и в будущем должны были обслуживать сайт. На ней проверяется функциональность: все ли работает, как заявлено.

– Вы использовали CMS «1С-Битрикс» в качестве основы программной части сайта. Почему вы выбрали именно эту CMS, а не другую или фреймворк?

ДАЛЕЕ: – Это функциональное требование от заказчика. Мы не выбирали стек, а работали с тем, что выбрал клиент. Но в целом, причин несколько: это отечественное решение, которое можно кастомизировать под конкретные запросы проекта. Это очень помогло нам в ходе разработки.

– Сколько времени ушло на работу над сайтом? Насколько большая команда приступила к работе над проектом?

ДАЛЕЕ: – Работа над первым этапом длилась один год. В команде был верстальщик, фронтенд-разработчик, два бэкенд-разработчика, тестировщик, девопс-инженер и тимлид.

– Наверное, после работы над этим проектом ваша команда стала лучше разбираться в истории России, верно? Не ездили ли ваши сотрудники в музей Банка России, чтобы изучить его воочию?

ДАЛЕЕ: – Над проектом работала распределенная команда из разных городов, поэтому лично на экскурсии мы не ездили. Однако статьи читали и после завершения проекта обязательно посетим Музей.

– Сильно бы изменился сайт, если бы и его дизайн, и его концепция зависела только от вас?

ДАЛЕЕ: – Сайт Музея выглядит так органично, что сейчас сложно представить какой-то другой интерфейс. Вдобавок – нам было очень комфортно работать с .aic, считаем их реализацию по дизайну отличной.

– Какой уникальный опыт вы получили в работе над сайтом музея Банка России? Можно ли этот опыт взять с собой, чтобы применить его в работе над другими проектами?

ДАЛЕЕ: – Терпение и умение находить решения в любых ситуациях. Отдельно выделю работу с редактором. Мне кажется, эти знания пригодятся в работе над другими проектами. Вряд ли встретится аналогичная задача, но сама механика поиска нестандартного решения точно стала для нас бонусом к основному опыту.

Внимание, внимание! Сбор заявок на WDA 2024 завершен. Уже 24 апреля будут названы победители. А прием работ на следующий конкурс будет открыт осенью.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Oleg Zenkevich

Самое сложное тут - это наполнение контентом всего этого. А это уже заслуга редакции получается, а не разработчика.

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Да, над сайтом музея помимо разработчиков трудится целая команда – около 15 человек.
Историки находят фактуру для публикаций или проводят экспертизу материалов. Редакторы пишут тексты. Хранители фондов подбирают предметы, передают экспонаты фотографам. Фотографы снимают. Сейчас на сайте выходит около 5 публикаций в месяц.
Это отдельный труд, но классный сайт - общая заслуга команды и разработчика.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бойченко

Ого, у банка есть музей!

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

И какой! 160 лет ему!

Ответить
Развернуть ветку
КшиштOFF

Гражданин, пройдемте-ка в музей!

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Логвинова

Я бы посмотрела на сайт музея "Поля Чудес". Хотя, скорее всего, это просто городские легенды)))

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zenkevich

На банки с соленьями посмотреть? Это в шкаф можно заглянуть, там этот музей)))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бойченко

Ждем статью с расследованием!

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zenkevich

"Музей «Поля чудес» реально существует. Самые странные и непонятные подарки, хранящиеся там, — статуя Будды с малосольными огурцами внутри, кусок асфальта с детским рисунком и скульптура «Писающий дрозд», изготовленная из высушенного навоза."

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бойченко

а туда можно попасть человеку с улицы?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zenkevich
Ответить
Развернуть ветку
КшиштOFF

Сколько же это все стоило? Сайт классный, особенно виртуальная экскурсия хороша

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Бюджет в кейсе не разглашается, но судя по функциональности, дизайну, юзабилити и общей крутости сайта, цена наверняка соответствовала качеству)

Ответить
Развернуть ветку
Markow

Вот не любят бюджеты озвучивать почему то все. А что там такого то? Или скажут что дорого или своровали чего??

Ответить
Развернуть ветку
Markow

Все это конечно хорошо, но ничего лучше живого похода в музей нету!

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Это да. Но в этом и суть виртуальной экскурсии - посмотреть, загореться, восхититься и пойти вживую!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина

Интересно, а что представляет собой редакция такого сайта? Сколько людей в итоге работают над контентом?

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Ирина, над сайтом музея трудится целая команда – около 15 человек.
Историки находят фактуру для публикаций или проводят экспертизу материалов. Редакторы пишут тексты. Хранители фондов подбирают предметы, передают экспонаты фотографам. Фотографы снимают. Сейчас на сайте выходит около 5 публикаций в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Бессонов

вот это супер конечно

Ответить
Развернуть ветку
Константин Коробов

Я правильно понимаю, что в 2024 году, после того, как будут списки новых победителей, вы продолжите публиковать парные интервью? Если да, то инициатива исходит от победителей или вы сами точечно обращаетесь по каким-то своим критериям отбора?

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Да, конечно. Мы сами инициируем интервью, если вы занимаете призовое место на WDA (оно будет посвящено именно конкретному проекту). Так можно рассмотреть интервью на платной основе (и там может быть любая тема). Подробнее здесь https://workspace.ru/advertising/#interview

Ответить
Развернуть ветку
Константин Коробов

Благодарю.

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Представляете диджитал-агентство и хотите участвовать в подобных дискуссиях/публикациях? Присоединяйтесь к нашему специальному каналу для агентств Workspace Kitchen — https://t.me/workspace_kitchen. Там же будем рассказывать и о старте приема работ на конкурс.

Ответить
Развернуть ветку
КшиштOFF

Так, а почему сайта 2 https://cbr.ru/museum/ и https://museum.cbr.ru/? А главная страница называется "Главная"))) Кто-то явно недорабатывает тут, ай-яй-яй!!!

Ответить
Развернуть ветку
Семен Васильев

С наступающим 8 марта, дамы!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда