Советы по работе с клиентами для фрилансеров
Привет, меня зовут Катя, я веб-дизайнер, в этой статье расскажу о своем опыте общения с клиентами и дам несколько советов по работе с ними💪🏻.
После такого режима на протяжении нескольких лет мне пришлось восстанавливать здоровье, работать с психологом, разбираться с выстраиванием личных границ.
Перейдем к сути)
Совет номер 1
Устанавливайте свои правила в работе с клиентами и никогда их не нарушайте.
Вы не должны идти на поводу у клиента, а он вами манипулировать. Вы должны контролировать процесс. Именно вы- исполнитель данного проекта! У вас должна быть мотивация 💪🏻 сделать работу качественно.
Совет номер 2
Не рискуйте!
Если на первом созвоне, изучая клиента с помощью определенных вопросов вы понимаете, что не сходитесь в определенных моментах, я советую не работать с такими заказчиками.
Когда я только-только начинала заниматься дизайном и хваталась за каждую возможность, даже если были сомнения, уговаривала клиента на условия, которые были комфортны ему (но не мне) - это было огромной 🤦🏻♀ ошибкой...
Сейчас, когда клиент после отказа, возвращается спустя какое-то время, объясняя это тем, что передумал, я не меняю своего решения.
Совет номер 3
Встреча vs почта.
Расскажу про ситуацию, которая произошла со мной около двух лет назад.
Согласовали с заказчиком прототип, основной концепт и после отправки на утверждение дизайна главной страницы я получаю письмо, в котором клиент хочет, чтобы были внесены 28 правок в дизайн. Я предложила встретиться в зуме, обсудить проект и дальнейшее сотрудничество.
На встрече мы обсудили дизайн, я аргументировала свое решение в формате: почему цвет этой кнопки именно такой, а не серо-буро-малиновый.
В процессе разговора клиент в большинстве случаев соглашался со мной и как итог, после встречи из 28 правок, осталось только 2 👌🏻
Совет номер 4
Встреча.
Вы не просто отправляете свою работу, а договариваетесь о встрече и объясняете, что вы сделали: почему выбрали такой оттенок в дизайне, почему этот блок следует именно за этим. Т.е. не стоит отправлять макет до телефонного разговора/встречи.
Были ситуации, когда я отправляла презентацию с выполненным этапом работы, пояснила детали и клиент смотрел сам, советовался с коллегами, родственниками и в ответ мне прилетало огромное количество правок 🤯
Сейчас я не отправляю макет заказчику до нашего созвона. Вначале беседы говорю клиенту: "Сейчас я вам на почту отправлю макет и мы вместе его обсудим." И показываю проделанную работу.
Просто веду заказчика по дизайну или прототипу и поясняю, ссылаясь на бриф, что в нем все реализовано именно так, как вы хотели.
Если вы разговариваете по телефону, это уже огромный плюс. Заказчик просто не успевает это все показать секретарше, уборщице и вы сразу таким образом исключаете лишние комментарии.
Конечно, у клиента тоже есть свое видение бизнеса, он знает свою целевую аудиторию.
Но когда на встрече я чувствую, что заказчик не разбирается в ЦА, не разбирается в веб-дизайне, в бизнесе, естественно все его правки я отправляю обратно. И поясняю, что тот вариант, что есть сейчас - максимально эффективное решение для вашего проекта.
Совет номер 5
Открытый процесс.
Для заказчика важно понимать, что будет завтра с его сайтом, что происходит сейчас. У меня очень подробно расписан ✍ план работ и поэтому клиенту понятно, на каком этапе его проект. У него есть ощущение, что он владеет всей ситуацией, контролирует весь процесс и не отвлекает вас от работы вопросами - когда будет готово, а что вы сейчас делаете? Таким образом, спокоен заказчик и вы спокойно работаете.
Совет номер 6
Общаться с тем, кто принимает решения.
У меня была ситуация, когда я отправляла бриф, а заполнял его секретарь. Макет утверждал тоже, не тот человек, который принимал решение. В итоге, после выполнения верстки проекта, руководству не понравился результат.
Хорошо, что пришли к решению - изменить некоторые элементы и цвета за доплату. Но так бывает не всегда, и нужно на начальном этапе общаться именно с руководителем.
Конечно, важно делать свою работу качественно, учитывать пожелания заказчика с точки зрения целевой аудитории его бизнеса.
В этих советах я хотела поделиться своим опытом, что именно в моей работе стало ключевым, чтобы выстроить здоровые отношения и не нарушать личных границ друг друга.
Понравилась статья? Буду рада вашим комментариям 😌
Больше полезного в группе ВК:
https://vk.com/site_good_you