Холодные звонки: несколько практических советов
Холодный звонок – страшный сон и для менеджера по продажам, и для фрилансера, предлагающего лично свои услуги. Эффективность у этого инструмента часто низкая, но начинающему удаленщику, например, без них никуда.
Давайте разберемся, как превратить холодные звонки из страха в свое преимущество.
Проще некуда
Главное, что обычно тормозит человека перед тем, как делать звонок незнакомцу – это страх. Страх общаться по телефону, страх представлять себя в разговоре, страх отказа или еще того хуже – быть оскорбленным. Все это бьется в голове, учащает пульс и останавливает от того, чтобы взять трубку и наконец позвонить. Как себя преодолеть?
Правда заключается в том, что рецепт выхода из такого состояния только один – это практика, практика и еще раз практика. Чем больше холодных звонков сделано, тем меньше у вас останется страха. По-другому это не работает.
Однако для того, чтобы сломать барьер впервые, лучше подойти к этому подготовленным.
Изучаем себя и свой продукт
Первый шаг подготовки – минимизировать для себя важность отказа. Это возможно только в том случае, если вы уверены в себе и в своем продукте и понимаете, что один отказ на вашу ценность никак не влияет.
Вы – ценность сами по себе, как специалист. Эту ценность важно сформулировать в двух-трех простых предложения. Кто вы? Чем можете быть полезны? Как выглядит результат вашей работы? Почему стоит выбрать именно вас?
В бизнесе это называется УТП – уникальное торговое предложение. Его формулировку вы должны знать наизусть и искренне в нее поверить, прежде чем возьмете трубку.
Репетиция – залог успеха
Следующий шаг нашей подготовки – продумать варианты того, как может развиваться ваш разговор с потенциальным клиентом. Для этого придется:
1) поискать в интернете парочку статей / книг о психологии клиентов и об их реакции на холодные звонки;
2) попросить своего друга / родственника / коллегу представить себя как в роли отказывающего вам, так и в роли заинтересованного клиента.
Пропишите ход звонка в виде алгоритма по типу такого:
Важное пояснение: вы можете развернуть эту схему более подробно, прописав в нее возможные варианты ответа клиента и вашу отработку возражений.
Казалось бы, причем тут зеркало
Понятно, что во время телефонного звонка клиент не увидит ни вашего взволнованного лица, ни того, что вы кусаете губы и нервно ходите по комнате туда-сюда. Но ситуации в жизни бывают разные – никто не может исключать того, что когда-нибудь вам понадобиться сделать холодный видеозвонок. Кроме того, контроль над своим телом очень важен на случай личных переговоров с человеком. Так что умение держать себя в руках лучше отработать заранее.
Окунаемся в прорубь
Скрипт готов, текст самопрезентации вы выучили, взяли под контроль привычку яростно дергать ногой под столом от волнения. Можно звонить?
Да, если вы готовы. Впрочем, скорее всего, по-прежнему не готовы. На самом деле это совсем не важно, потому что главное – начать. Так что не оттягивайте неизбежное и снимайте трубку.
Во время разговора положите перед собой скрипт и следуйте ему. Держите инициативу в своих руках и перехватывайте, если она вдруг уплыла к собеседнику. Не торопитесь и не забудьте представиться, а в конце – уважительно завершить разговор. Даже если он закончился отказом.
Чего говорить точно нельзя
Вот топ ошибок, которые точно сделают ваш звонок неудачным:
1. Игнорировать имя потенциального клиента. Звук собственного имени важен для человека, так что постарайтесь употребить его за время звонка хотя бы пару раз.
2. Ошибаться в имени клиента или фамильярничать. Тут без комментариев.
3. Настойчиво предлагать услугу, в которой клиент точно не заинтересован. Например, у кондитерской уже есть новый классный сайт и его нужно продвигать в сети, а вы настаиваете на новой версии сайта, рекламу при этом не предлагая. Или звоните в компанию, у которой уже есть свой маркетинговый отдел, который со всем справляется.
3. Не работать с возражениями. Если вы не совершали всех вышеперечисленных ошибок, клиент все равно может сомневаться и возражать вам. Не оставляйте ни одного его аргумента без вежливого, но четко выражающего ваши преимущества ответа.
Мне грубо отказали. Что делать?
Давайте честно: у холодных звонков вообще очень высокий процент отказов. Даже у представителей известных и раскрученных брендов редко получается изменить статистику. А согласно ей, более 90% холодных звонков длятся менее одной минуты. Это значит, что потенциальный покупатель либо слушает и вежливо отказывается, либо резко обрывает разговор, не нуждаясь в ваших услугах.
Отказ (даже грубый) – это нормально и это ничего не говорит о качестве вашей работы. Его не нужно принимать на свой счет и думать о нем больше, чем он того стоит. Принимать во внимание стоит только отказы, произошедшие по зависящим от вас причинам – например, вы совершили одну из прописанных ваше ошибок. В остальных ситуациях отказ – это просто отказ. Вы ценный и грамотный специалист и вы просто двигаетесь дальше.
Практика и подготовка к холодным звонкам играют огромную роль