Мобильная версия сайта, адаптивный сайт или мобильное приложение? Честно разбираем плюсы и минусы

Если вы как этот витязь, не знаете что выбрать, боитесь коня потерять, трафик угробить и получить негатив от клиентов — скорее читайте нашу статью. Сравниваем три варианта адаптации своего продукта под мобильные устройства: мобильную версию сайта, сайт с адаптивной версткой и мобильное приложение.

Привет! На связи команда Workspace – площадки для быстрого проведения тендеров на диджитал-услуги.

Что выбрать, мобильную версию сайта, адаптивный сайт или приложение? Сегодня по полочкам разбираем преимущества и недостатки.

Сайт с адаптивной версткой

Адаптивная верстка или адаптивный дизайн – это способность сайта корректно отображаться на устройствах с разными разрешениями экранов.

Например, сайт Workspace тоже поддерживает адаптивность. Так смотрится его дизайн с компьютера и мобильника

Преимущества сайта с адаптивной версткой

  • Простота в разработке.

Сейчас адаптивность по умолчанию поддерживают все популярные CMS и даже конструкторы сайтов, которые не требуют навыков программирования. То есть, любой человек может за пару дней освоить конструктор Tilda и своими силами сделать простенький одностраничник с адаптивным дизайном. Даже Google рекомендует делать адаптивные сайты, потому что это проще, чем создание отдельной мобильной версии.

Пример адаптивного сайта, сделанного на Tilda

  • Экономия.

Сайт создается сразу и для смартфонов, и для компьютеров. Разработка отдельного мобильного сайта включает в себя больше трудочасов, нежели работа с адаптивной версией. Разработка мобильного приложения стоит дороже всего.

  • Универсальность.

Адаптивный сайт создается таким образом, чтобы корректно работать на любом устройстве. Мобильные версии сайта и мобильные приложения рассчитаны только на использование со смартфонов.

Недостатки сайта с адаптивной версткой

  • Медленная загрузка страницы.

Мобильная версия сайта будет содержать меньше контента, чем адаптивный дизайн и загружаться быстрее. Мобильные приложения будут работать еще быстрее: основная часть контента хранится в памяти смартфона.

  • Сайты со сложным интерфейсом невозможно адаптировать.

Для таких сайтов, как «ВКонтакте», нужно создавать отдельный интерфейс под мобильные устройства – перетаскиванием блоков и изменением размера шрифтов тут не отделаться. Любой многофункциональный сайт со сложным интерфейсом требует наличия отдельной мобильной версии или приложения.

  • Хорошая адаптивность тоже требует проработки.

Адаптивность бывает разной по качеству исполнения. Например, кто-то просто задает отступы у полей, отчего блоки вроде как и помещаются в любые экраны, но смотрятся некрасиво в определенных разрешениях. Такую верстку называют «резиновой».

Баг «резиновой» верстки: при изменении ширины экрана части меню наехали друг на друга

Вы можете сами изучить, как реализована адаптивная верстка на разных сайтах. Для этого откройте с компьютера любой сайт и попробуйте поиграться с шириной окна браузера.

У сайтов с качественной адаптивной версткой контент будет менять внешний вид и местоположение в зависимости от изменения ширины экрана. Такая функция достигается с помощью внедрения «брейкпоинтов» – диапазонов ширины экрана, под которые подстраивается контент. Чем лучше проработана адаптивная верстка, тем больше будет вариаций адаптивного дизайна под различные диапазоны. Здесь речь идет не только о смартфонах с разными диагоналями, но и больших экранах с разрешением 4K (3840 на 2160 пикселей).

Мобильная версия сайта

Мобильная версия сайта – это отдельный сайт, предназначенный специально для смартфонов и планшетов. Его размещают на поддомене основного домена. Как правило, это выглядит так: если адрес основного сайта – site.com, то у его мобильной будет адрес m.site.com. Обычно мобильная версия сайта лишена большого количества функций в угоду скорости и хорошему юзабилити для устройств с маленькими экранами.

Пользователи смартфонов отправляются на мобильный сайт автоматически. При переходе на сайт браузер пользователя отправляет HTTP-запрос, в котором есть строка с данными user-agent – идентификатором браузера и операционной системы его устройства.

Так выглядит мобильная версия «ВКонтакте», если открыть ее с компьютера по адресу m.vk.com

А так выглядит десктопная версия – в ней гораздо больше функций и у нее более сложный интерфейс:

Десктопная версия «ВКонтакте»

Преимущества мобильной версии сайта

  • Скорость.

Мобильные версии сайтов в разы легче, чем сайты с адаптивной версткой.

  • Возможность тонкой настройки юзабилити.

Мобильные сайты разрабатываются полностью с нуля, благодаря чему его функционал и дизайн будет лучше проработан, чем у сайта с адаптивным дизайном.

  • Возможность включить полную версию сайта с мобильного устройства.

Эта функция зависит от разработчиков, но в большинстве случаев на мобильном сайте есть кнопка для перехода на десктопную версию. Ее добавляют для ситуаций, когда на сайте нужно осуществить какое-то действие со смартфона «через костыль».

Кнопка для перехода на десктопную версию сайта

  • Экономия трафика. Мобильные сайты легковесны и будут «съедать» немного килобайт у людей с мобильным тарифом, в котором нет безлимитного интернета.

Недостатки мобильной версии сайта

  • Дороже в разработке, чем адаптивная версия сайта.

На разработку адаптивной верстки уходит гораздо меньше времени, чем на создание отдельной мобильной версии сайта. Создание мобильной версии сайта включает в себя отдельные работы по прототипированию, программированию, тестированию и SEO. Еще для мобильной версии сайта понадобятся дополнительные серверные мощности. Такие вложения должны быть оправданы.

  • Сложности, связанные с SEO.

Для поисковых систем мобильная версия сайта – отдельный сайт. При разработке сайта нужно будет провести ряд дополнительных манипуляций, чтобы мобильная и десктопная версия сайта подкрепляли друг друга в поисковой выдаче. И то, эти работы не дадут такой же положительный эффект, как разработка единого сайта с адаптивным дизайном, который принимает и десктопный и мобильный трафик.

Какие SEO-работы нужно будет проделать при разработке мобильной версии сайта:

  • Определить канонические страницы с помощью HTML-атрибутов rel=canonical и rel=alternate. Эти атрибуты нужны, чтобы указать поисковым роботам, какие страницы дублируются. Если этого не сделать, роботы могут воспринимать одну страницу как ненужную копию другой и пессимизировать ее в выдаче, что негативно повлияет на позиции сайта в целом. Такими атрибутами нужно будет «обвесить» весь сайт.
  • Создать файлы robots.txt и sitemap.xml для мобильной версии сайта. Robots.txt содержит разрешения для обхода сайта поисковыми роботами, а sitemap.xml содержит XML-карту сайта, которая позволит поисковым роботам сориентироваться в его структуре и проиндексировать все страницы.

Мобильное приложение

Создание приложений на Android и iOS обладают своими преимуществами и недостатками.

Преимущества мобильных приложений

  • Возможность внедрить практически любой функционал.

Изобретательность разработчиков ограничивают только характеристики производительности смартфонов владельцев и возможности их операционных систем. Можно хоть вставить онлайн-игру внутрь приложения магазина: главное, чтобы она решала бизнес-задачи.

Например, приложение «Яндекс Go» давно рекламирует другие продукты экосистемы «Яндекс», повышая общую прибыль компании

  • Скорость работы.

Основная часть файлов мобильного приложения будет загружена на смартфон пользователя, за счет чего можно достичь более быстрой работы приложения. Быстродействие сервера будет зависеть от его мощности и архитектуры – тут как у сайтов.

  • Отправка push-уведомлений.

Приложения могут отправлять push-уведомления, за счет чего у бизнеса появляется еще один канал для связи с клиентом. Например, с помощью push-уведомления можно реактивировать старого клиента, отправив ему скидку или промокод. Но есть проблема: большое количество пользователей отключает push-уведомления.

  • Удержание клиента.

Грамотно спроектированное приложение будет лучше удерживать пользователя, чем сайт. Если человек удосужился скачать на свое устройство ваше приложение, он уже к вам достаточно лоялен. Клиента нужно удерживать и дальше, внедряя программы лояльности, предлагая участие в закрытых скидках, высылая ему полезный контент и так далее.

Недостатки мобильных приложений

  • Бесполезность для десктопных устройств и смарт-устройств.

Мобильные приложения не нужны ни компьютерам, ни умным телевизорам.

  • Дорогая стоимость разработки.

Нативная разработка на Android и iOS обойдется дороже, чем создание мобильной версии сайта. Разработка мобильного приложения должна быть оправдана достижением конкретных бизнес-задач.

  • Пользователям нужно установить приложение.

Людям будет лень искать и скачивать какое-то приложение в аппсторе. Чтобы это произошло, их нужно будет дополнительно мотивировать: например, дарить промокод за установку. Если у вашего бизнеса большая аудитория, а приложение будет качественным продуктом, расширяющим возможности сайта на смартфонах, тогда его будут качать сами по себе. Но активировать аудиторию маркетинговой акцией все же стоит.

  • Своя специфика в продвижении продукта.

Есть свои инструменты для продвижения мобильных приложений: например, ASO. Чтобы успешно зарелизить мобильное приложение и выполнить план по аудитории, нужно будет привлекать специалистов, которые специализируются на мобильном продвижении. На рынке больше специалистов, которые занимаются продвижением сайтов: приложения появились позже и их меньше. Поэтому найти специалистов на продвижение мобильного приложения труднее.

Подытожим

  • Сайт с адаптивной версткой создать проще всего, но качественный адаптив тоже потребует хорошей проработки.
  • Мобильная версия сайта потребуется, если у десктопной версии сайта сложный интерфейс, который не получится «переложить» на экраны мобильных устройств без отсечения лишних функций.
  • Мобильные приложения работают быстрее всего и лучше удерживают пользователей, но их разработка обходится дороже всего, а еще нужно мотивировать клиентов скачать приложение.

Если вам нужна разработка сайта или запуск мобильного приложения – не тратьте время на поиск исполнителя, разместите заказ на Workspace. На нашей площадке зарегистрировано более 17 000 digital-агентств и десятки тысяч самостоятельных исполнителей. Опубликуйте задачу, собирайте отклики и выберите подходящего подрядчика. Workspace – тендерная площадка № 1 в сфере digital.

0
44 комментария
Написать комментарий...
Timur Mustafin

Я считаю, что если функционал который подразумевает сайт состоит в чем-то большем чем просто представительская функция (ИИ калькуляции, сбор данных, т.д. да что угодно кроме сайта-визитки), то в таком случае имеет смысл делать мобильное приложение в дополнение, сайту. Другими словами я хочу сказать что у всего есть свое предназначение. Выбирать между мобильной версткой или мобильным приложением опираясь лишь на показатели стоимости глупо. Так же категорически не согласен с утверждением что мобильная разработка "дорогая", все всегда зависит от самого проекта, но в отличии от разработки функциональных сайтов, дата центров ну или любых других крупных а то есть затратных проектов, мобильной версткой занимаются максимум 3 человека на команду + 1 ui/ux дизайнер опционально. В сравнении с теми же софтверными разработчиками где 4 человека это минимум, и стоимость человекачасов разработчиков приложений намного ниже., в результате я бы сказал что достаточно затратно и одно и другое, но мобильная разработка явно дешевле, по любым расценкам.

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Тимур, большое спасибо за ваш опыт и дополнение!

Ответить
Развернуть ветку
КшиштOFF

Нужно и приложение (для постоянных клиентов) и адаптивный сайт для тех, кто просто зашел с телефона

Ответить
Развернуть ветку
Timur Mustafin

да все нужно, со всех возможных источников собирать трафик. вопрос лишь в соотношении затрат к эффективности выполнения поставленной цели данной компании.

Ответить
Развернуть ветку
КшиштOFF

Пока не начнешь воплощать, эффективность и затраты будут не понятны

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zenkevich

Так обычно дома строят, которые потом недостроенными годами стоят. Огромная коробка без отделки и всего остального, только один сплошной пеноблок.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Mustafin

Если эффективность и затраты не понятны, то либо это стартап либо плохо посчитали.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Funky

Порой бизнес вообще не считает или не готов платить, чтобы подсчеты произвели. Методом проб и ошибок, по наитию

Ответить
Развернуть ветку
Timur Mustafin

Denis вы говорите о супер редких случаях, когда компания - первопроходец. Если же ты не придумываешь что-то супер уникальное, и при этом тебе не понятные расходы - то ты долбаеб. конченный. Не конкретно вы, а все те кому "непонятны" расходы. А с долбоебизмом работают очень просто - уволен и все.

Хотя если вам не понятны ваши расходы а вы не создали уникальное предложение при этом, тогда да ты тоже долбаеб

Ответить
Развернуть ветку
Denis Funky

Timur, судя из вашего "смелого" ответа, вы - "мыслитель", который не имеет представления, как работает большинство бизнеса: малый, крупный. Вы бы офигели, когда увидели как компании с миллионными оборотами ведут учет в тетрадках или экселе. Ну да ладно. Вам же лучше знать, вы же, наверное, самый умный)))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Злобин

Для малого бизнеса приложения хороши для внутреннего пользования сотрудниками – чтобы оптимизировать, например, процессы по продажам, логистике или т.д. Принуждать заказчиков устанавливать свое приложение по силам только очень мощным брендам или компаниям с уникальным предложением.

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Ну принуждением наверное мало чего можно добиться :) А вот грамотно продать, убедить в преимуществах - это да.

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Кстати, если вам нужен крутой подрядчик или идеи для собственного проекта, рекомендуем изучить списки финалистов конкурса Workspace Digital Awards - https://workspace.ru/awards/cases/?stage=shortlist. Все кейсы как на подбор, главное - выбрать максимально похожий на вашу задачу. Если агентство уже запускало успешные проекты, аналогичные вашему, значит, и с вашим справится.
Просто выбирайте нужную категорию и номинацию. Наверняка найдете что-то полезное.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Булдаков

В большинстве случаев достаточно адаптивного сайта.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zenkevich

У многих и этого нет. До сих пор есть сайты, где даже прайса нет или он в xml файле

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Zhukov

Внятный подрядчик всегда сам подскажет, какой вариант для конкретного заказчика наиболее подходящий. Другое дело, что надо хотя бы примерно сориентироваться в начале к кому именно идти - мобильным или веб-разработчикам.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Пылаев

Как по мне прежде всего должен быть удобным сайт и мобильная версия сайта,а вот приложение не всегда обязательно ,просто задолбало уже наличие 150 приложений на телефоне,которыми ты пользуешься раз в пару месяцев и то не факт

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Сложно спорить. Приложение действительно должно быть нужным пользователю, а не просто "чтобы было" еще одна иконка на экране.

Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

Статья рассказывает о выборе между мобильной версией сайта, адаптивным сайтом и мобильным приложением

Саммари:
- Адаптивность: легко создать, экономно, универсально
- Медленная загрузка и сложный интерфейс - минус адаптивности
- Моб. версия: быстрая, настраиваемая, с выбором полной версии
- Разработка моб. версии дороже, SEO сложности
- Приложения: функциональны, быстры, с push-уведомлениями
- Разработка приложений - дорогая, нужно скачивание
- Акцент на продвижении приложений через ASO

Стараюсь выделять самое важное для вас.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Коробов

Не могу понять, кто-то тестирует или рекламирует бота?)

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

нейросеточка, наверное)

Ответить
Развернуть ветку
КшиштOFF

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел ботик погулять.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Поиграем мы с ним вместе.

Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

Имя на бота у тебя больше похоже 😜

Ответить
Развернуть ветку
КшиштOFF
Ответить
Развернуть ветку
pixelday

ds2p8q5zeeeaqsyazdzqzb7mx1hnxqnmk

Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

Ага, щас

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zenkevich
Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

НейроСветочка 😄

Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

Почему сразу бот?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Коробов

А кто?) И что у вас за стратегия, расскажите, любопытно. Вы так презентуете свои услуги - комментируя новые статьи на VC?

Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

Ну да. Людям полезно - мне приятно.

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

Вам приятно, без сомнений. Но давайте спросим у читателей, им это было полезно?

Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

Спросите

Ответить
Развернуть ветку
Timur Mustafin

Ваш самари бездумно подитоживающий некоторые очень спорные пункты самой статьи, при этом вырванные из контекста, в купе с публикацией от имени вашего бизнес акаунта - выглядят не адекватно.

Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

Это ваше мнение

Ответить
Развернуть ветку
Timur Mustafin

Из вашего самари можно сделать выводы, что разработка приложений дорогая по тому что нужно скачивание. shame

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zenkevich

Есть решение. Надо с безлимитным интернетом скачивать разработку приложений, а не через мобильный.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Mustafin

А ты хорош! xD

Ответить
Развернуть ветку
GINIX - отзывы для бизнеса

Из вашего комментария можно сделать выводы, что вам лишь бы докопаться. И что?

Ответить
Развернуть ветку
Timur Mustafin
Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Сеня Даар

Какое счастье, что года три назад нам, наконец, удалось уговорить бигбосса нашей маленькой уютной компании заказать мобильную версию.

Ответить
Развернуть ветку
Workspace
Автор

О, расскажите же скорее - почему он не хотел и что поменялось, когда заказали?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Выприков

Спасибо за развернутый обзор! Решение о мобильной версии сайта, адаптивном дизайне или разработке мобильного приложения требует внимательного анализа и понимания потребностей аудитории

Ответить
Развернуть ветку
41 комментарий
Раскрывать всегда