{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Повышение LTV в продаже каминов через разработку гарантийного сервиса

Всем привет. Меня зовут Валерьян Брунин. Я – CEO компании продуктовой разработки, и в этом блоге я пишу про опыт компании и рассказываю о крутых кейсах.

Обычно я пишу о стартапах, которые мы разрабатывали и запускали. Но сегодня будет кейс на стыке маркетинга, продаж и разработки. И если предыдущие материалы были на 8-15 страниц, то сейчас коротко и быстро.

Запрос.

К нам обратилась компания, которая занимается поставками и продажей каминов, печей и так далее. Запрос был интересным и необычным. Мы должны были разработать платформу, на которой регистрировались пользователи, вводили данные своего чека и получали за это 10 лет гарантии вместо 2 лет.

Звучит как звук выброшенных на разработку денег. Но когда мы начали погружаться в бизнес-задачу проекта, удивились, как компания придумала супер легкий способ увеличить жизненный цикл клиента и средний чек на покупку за счет небольших вложений в собственный продукт.

Итак, далее по порядку расскажу суть проекта.

Немного теории маркетинга, продаж и, возможно, диванной экономики.

Кто не сталкивался с маркетингом и продажами, тот, может, не знаком с такими понятиями, как жизненный цикл клиента, средний чек и так далее. Кто знаком, можете просто пропустить эту часть. Постараюсь коротко.

Дело в том, что привлечение клиента всегда стоит денег. А зарабатываем мы разницу между себестоимостью и стоимостью того, что продаем. И если рынок ограничен и стоимость привлечения дорогая, то надо как-то умудриться заработать максимально много с тех, кого мы привели за деньги.

Как это можно сделать:

  • Снизить затраты – вариант, но все хотят заработать: и производители, и продавцы, и грузчики. Поэтому делать товар дешевле не всегда вариант, так как демпинг разрушил не одну компанию. Это капитализм, детка.
  • Повысить стоимость – тоже вариант, но всегда есть конкурент, который продаст дешевле при том же сервисе и качестве. Это рынок.

Когда варианты снизить или повысить стоимость не вариант, надо крутиться.

Умные ребята в 1988 году ввели такое понятие, как LTV.

А если вообще просто, то подумайте о том, как часто и на протяжении какого времени вы покупаете что-то на wildberries. Вот сколько денег вы им отнесли на протяжении отрезка времени – вот такой LTV у вас и есть. Ну или как было в легендарной песне: лучше по чуть-чуть долго, чем много и один раз.

Думаю и до этого предприниматели понимали, что чем дольше клиент с тобой, тем лучше для тебя. Но когда из этого сделали определение, понятие или еще как это назвать, то стало понятно, что можно придумать инструменты для превращения определения в жизнь и деньги.

Для нас здесь важен просто факт: чем дольше клиент с вами, тем больше он у вас купит. А самое приятное, что на первое привлечение мы потратили деньги, а на второе уже и не надо. Значит со второго раза мы можем и побольше заработать. А можно скидочку дать на стоимость привлечения, чтобы второй раз точно состоялся. Ну а третий раз уже – это постоянник считайте. Птичка в клетке.

Когда мы, как торгаши, поняли эту очевидную вещь, стало понятно, что можно копать еще глубже.

Здесь появились такие методики, как:

  • up-sell – дополнительные продажи за счет увеличения, улучшения базового продукта. Можно кофе 50 мл за 1$ продать или 100 мл за 1,5$.
  • cross-sell – дополнительные продажи смежных, сопутствующих товаров. Купил кофе, возьми и круассанчик.
  • down-sell – купи 2 кофе сразу дешевле, чем по одному.
сами даже иллюстрацию сделали

В итоге, чем дольше клиент с вами, тем больше вы заработаете денег. Какой инструмент заработка применить зависит от бизнеса, клиентов и жажды наживы.

Вернемся к кейсу.

Суть бизнеса клиента в том, что он закупает у производителя продукцию в виде каминов, печей, барбекю и так далее. Особенность товара в том, что он дорогой и нужен клиенту один раз в жизни. Ну если повезет – два. Конкуренция огромная, рынок не массовый, маржинальность хорошая, но чем больше конкуренция, тем она меньше. В этой ситуации дополнительные деньги можно заработать за счет введения механик up-sell и cross-sell.

Купил пользователь камин – мы можем его апселить за счет расходников, а кроссселить за счет продажи другого продуктового ряда: есть камин – купить барбекю, а может печь в баню нужна?

Но решетка прогорит через года два-три, а печь для бани может понадобиться через 5 лет. Как выстроить систему так, чтобы каждая продажа была оцифрована, весь процесс автоматизирован и получать деньги с клиента ближайшие лет 10? Вот здесь и появились мы.

Наше решение было в том, что каждый покупатель должен зарегистрироваться в нашей системе. Мы получим его данные, контакты и товар, который он купил.

Для каждого товара или группы товаров настроены цепочки up-sales и cross-sales.

Здесь важно отметить несколько важных моментов.

  • Почему не использовать простую CRM систему. Компания была не только продавцом, но и поставщиком. Точек продаж было много, по всей стране. Сделать CRM так, чтобы все дилеры, продавцы и филиалы как-то адекватно регистрировали продажи и клиентов, было не реально. Также задача была в том, чтобы пользователь сам регистрировал чек, а мы могли проконтролировать демпинг среди дилеров и продают ли они точно нашу продукцию, а не левую. По сути, нам надо была система, где покупатели сами хотели зарегистрировать чек, по которому мы понимали ситуацию по всему нашему рынку.
  • Почему пользователь будет регистрироваться. При покупке пользователь получал с документацией информацию о том, что после регистрации он получит не 2, а 10 лет гарантии. Согласитесь, важный момент при покупке на несколько тысяч долларов камин в дом на 10-20 лет обслуживания.

Давайте рассмотрим реальный кейс.

Камин отгружается дилеру. Каждый камин имеет идентификационный номер. Покупатель приходит в магазин и покупает этот самый камин. С документацией он получает информацию о том, что надо зарегистрироваться на платформе и он получит 10 лет гарантии. Пользователь заходит на сайт и регистрируется.

пример главной страницы

После регистрации он вводит чек, по которому мы понимаем:

  • Дилер
  • Цена
  • Дата
  • Продукция

Это позволяет нам собирать статистику, контролировать дилеров и цены, чтобы не было демпинга. Когда мы получили информацию о продукции, мы запускаем таймер на цепочку up-sales и cross-sales. Зная модель камина, мы знаем, через сколько надо заменить решетку или другую деталь. Значит через 2 года мы придем и предложим автоматически заменить расходники и заработаем на этом деньги. Также мы знаем, какой тип топлива необходим и можем предложить подписку на доставку данного типа топлива. Зная, как часто покупатель пользуется продукцией, можно корректировать степень износа расходников. Также платформа предлагает за бонусы обновить информацию о наличии беседки, бани или есть ли желание в будущем их построить.

Все цепочки настроены автоматически и нам не важно, изменился ли менеджер по продаже в компании или он просто ленится, или вообще не внес в CRM продажу. Клиент сам все вносит, а программа автоматически все делает на протяжении 10-20 лет без усталости и лени.

Да, не стоит забывать о том, что пользователь получил 10 лет гарантии. Поэтому он может прямо в личном кабинете оформить заявку и рассказать о проблеме. Это экономит десятки часов на обслуживании и гарантии. Мы знаем тип продукции, запрос не теряется, можем сразу предложить расходники и привязать их к клиенту и уже на них будет настроена цепочка up-sales и cross-sales. А еще мы получаем единую базу и статистику проблем в разрезе моделей.

Также мы получаем статистику по продажам и контроль дилеров. А блок с полезной информацией помогает поддерживать связь с клиентом, так как он получает контент, который относится именно к его камину или присылает контент, который помогает определиться с выбором барбекю в беседку.

Как такой продукт создать для себя.

Чтобы получить действительно рабочий инструмент продаж, а не просто еще один софт в компании, мы рекомендуем разрабатывать по этапам:

  • Исследование - чтобы понять, что надо пользователям и как решить эту задачу.
  • Техническое задание - описать требования к системе из которых в дальнейшем сформируется документация продукта.
  • UX дизайн - прототипирование системы для проверки пользовательских историй.
  • UI дизайн - создание UI kit для проектирования всей системы в приятный интерфейс, которым будет легко пользоваться.
  • Front-end и Back-end программирование.
  • Тестирование.
  • Запуск в продакшн.

Важно в проекте настроить серьезную систему back-up, чтобы данные не потерялись за 10-20 лет существования компании. И конечно же необходимо перестраховаться с сервисами отправки уведомлений и email (или других цепочек), чтобы они работали бесперебойно и доставляли уведомления до пользователя без рисков попасть в СПАМ.

Вывод.

Иногда такое простое и изящное решение может вывести компанию на новый уровень. Такое решение компании обойдется в 15-20k$, но приносит прибыль на дистанции в сотни тысяч долларов. Плюс компания экономит на менеджерах по продажам, на менеджерах, которые должны контролировать дилеров и помогает автоматически держать под контролем свою нишу во всех регионах.

А вообще, я бы сделал из этого продукта SaaS решение и продавал бы другим нишам.

Мы также используем эти наработки в других проектах. Например, в e-commerce, где в процессе развития проекта добавляем такой функционал, по дополнительно гарантии.

Надеюсь было интересно почитать. Если кто знает, когда появилась методика up-sales впервые или кто автор – напишите плиз. Пытался через AI найти информацию и не смог.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Морозова Анна

А где статистика на сколько реально увеличились продажи и сколько клиент реально заработал?)

Ответить
Развернуть ветку
АЛианов

согласен. Не хватает статы и реальных данных, это сильно улучшило бы кейс

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

ну да. но нельзя значит нельзя)

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

такую статистику не можем раскрыть, к сожалению) просили клиента показать данные, но запретили.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Корнеев

стандартная программа

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

программа продаж да, а сам софт есть стандартный такой?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Родивец

кто настраивал всю цепочку автоматизации и продумывал весь процесс?

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

воронку давал клиент - мы программировали. также наш аналитик продумывал крайние сценарии

Ответить
Развернуть ветку
Елена O

Валерьян, вы продаете это решение другим компаниям и можно ли у вас его забрать на каких-то условиях?

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

да, для других компании тоже создаем такие продукты. пишите в ЛС по деталям)

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Galich

Ну так-то, если дилеры захотят обмануть поставщиков, то придумают решение и никакая система не поможет

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

да, но здесь достаточно серьезный уровень контроля. + риск того, что продадут не тот камин, пользователь узнает о таком сервисе через рекламу или рассылку, зарегистрирует камин и мы узнаем, что диллер косячит.

Ответить
Развернуть ветку
Романова Анастасия

Отличное решение! Надо бы поискать есть ли аналоги на рынке…Если нет, то может сделать как стартап?

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

да, я бы поискал такие решения. если нет - можно делать продукт)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Daly

на чем делали систему? на каких технологиях

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

Laravel + vue.js
Сейчас бы я делал бы еще приложение на Flutter.

Ответить
Развернуть ветку
Pol Bal

Почему не использовали готовое решение типа битрикса или amo CRM, а ушли в инд. разработку? непонятно, раскройте подробнее

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

Слишком сложная цепочка взаимодействия, чтобы настроить все на готовых решениях. Если у кого-то был опыт подобных интеграций - я бы познакомился. но я таких решений не встречал.

Ответить
Развернуть ветку
Сафонов Михаил

сколько стоит разработка такого для компании и в какие сроки?

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

бюджет такого проекта около 15 000$. но тогда мы не работали с приложениями. сейчас бы я делал клиентскую часть через приложение и бюджет будет другой.

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

по срокам 3-4 месяца под ключ.

Ответить
Развернуть ветку
Кринжач Канал

большинство компаний все эти процессы создают в Битриксе или амо срм, выстраивают нормальную систему продаж и работу менеджеров, а придумывать велосипед нет смысла. имхо

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин
Автор

Хотел бы почитать кейсы такой сложной автоматизации на готовых решениях. Буду рад, если поделитесь.

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда