(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(75724285, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(75724285, 'hit', window.location.href);

Самые популярные бренды в Российской империи

«Красный октябрь», «Эконика» и «ЭПЛ Даймонд» — бренды конфет, обуви и ювелирных изделий, известные в России сегодня. А чему отдавали предпочтение и куда несли свои деньги люди более ста лет назад? Мы — банк для ИП Хайс — решили вспомнить популярные бренды Российской империи. Посмотрим, что тогда пользовалось спросом!

Водка Смирнов

До Петра Смирнова водка была напитком домашнего производства: каждый делал её самостоятельно и по своему рецепту. Качество было низким: сначала всё портили яичные белки, которые использовались вместо дистилляции для очищения.

Потом из Европы привезли способ производства водки на основе картофеля — и это тоже портило конечный продукт, поскольку он содержал множество примесей. И Смирнов решил начать делать свою водку.

Пётр Арсеньевич Смирнов основал бренд в 1862 году: довольно скоро его продукция стала популярной: в особенности, настойка «Нежинская рябина» и некоторые столовые вина, а сам Пётр стал поставщиком двора Его Императорского величества и получил право поставить герб на логотип компании.

Компания не переставала масштабироваться: в конце 70-х годов годовая выручка была около 3 миллионов рублей, а уже в начале XX века стоимость всей произведённой за год водки превышала 170 миллионов рублей!

Смирнов был хорошим маркетологом: во-первых, известно, что он платил постоянным гостям питейных заведений за то, чтобы они просили у тогдашних «барменов» смирновку. Спрос влиял на предложение, продажи росли. Во-вторых, он заботился о рабочих своих заводов, чтобы предотвратить стачки — и не терял деньги на бунтах.

Но самое интересное — что Смирнов был убеждённым трезвенником и сам ни капли спиртного в рот не брал.

Шоколад ЭйнемЪ

Тот самый известный сегодня «Красный октябрь» полторы сотни лет назад был заводом Эйнема. В 1851 году Теодор Фердинанд фон Эйнем — или Фёдор Карлович, как он стал зваться в России, — открыл кондитерский цех. Начальный капитал он заработал, поставляя сироп и варенье на фронт во время Крымской войны, так что, можно сказать, сахар был у него в крови. Сладкое дело он решил развивать и дальше — и начал производить шоколад и конфеты. Довольно быстро компания завоевала славу, не в последнюю очередь за счёт необычного продукта — «корзины для невест».

Эйнем — тоже один из тех производителей, кто довольно быстро получил звание поставщика императорского двора. Его предпринимательский успех не в последнюю очередь заключался в выгодном партнёрстве: в качестве компаньона он пригласил Юлиуса Гейса, который был прекрасным рекламщиком и поспособствовал продвижению продукции Эйнема на широкую аудиторию.

Гейс придумывал отличные рекламные ходы: пригласил известных художников Михаила Врубеля и Ивана Билибина для создания дизайна упаковки и рекламы, вкладывал в коробки какао для детей буклеты по географии, истории или искусству, а для взрослых — красивые игральные карты. Конфеты Эйнема рекламировались даже на программках спектаклей — чтобы зрители не кашляли во время представления.

Прошла половина столетия — и «Эйнем» производили уже не только конфеты, но и печенье, кофе, компот, леденцы от каш­ля, томатную пасту, горчицу и еще около 100 наименований товаров. После революции фабрику национализировали — и появился «Красный октябрь».

Яйца (и не только) Фаберже

Бренд Фаберже — это, конечно, не только яйца. Да, знаменит он именно ими, но всё же фабрика производила не только произведения искусства, но и предметы для людей со средним достатком — в том числе, например, обычные медные чарки.

Петер Карл Фаберже, немец по происхождению, родился в России, и именно здесь начал своё увлечение ювелирным искусством. Он обучался ему в Европе, но всё равно вернулся в Санкт-Петербург, принял в свои руки фирму отца и начал развивать знаменитый бренд.

Первое яйцо у него заказал Александр III в подарок для жены на Пасху — и сделал мастеру прекрасную рекламу. Результат был великолепен, и традиция стала ежегодной. Фаберже создавал по несколько яиц в год и всего изготовил 54 штуки для царской семьи: каждое в уникальном дизайне. Всего яиц 71 — последнее было сделано в 2015 году.

Некоторые были утеряны, какие-то проданы на аукционах за огромные деньги, а одно случайно нашлось на блошином рынке в США. И позже его оценили в 33 миллиона долларов! А ведь на барахолке его продавали практически за бесценок, в сравнении с этой суммой — 14 тысяч долларов.

Обувь Скороходъ

Началась история бренда в 1882 году, когда в Санкт-Петербурге было создано Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви. Самой популярной моделью стали туфли с узором в ёлочку «Реформа», которые прозвали скороходами за удобство и лёгкость — по одной из легенд. По другой же, название бренд получил согласно сказке про «Маленького Мука» Вильгельма Гауфа: «Мои туфли, — подумал он, — пожалуй, могут доставить мне пропитание. — И он решил наняться скороходом».

Уже привычный читателю этой статьи символ популярности бренда — изображение государственного герба на логотипе — получило право использовать и это товарищество. А обувь стала выставляться даже на международных выставках: в Чикаго в 1893, в Амстердаме в 1894 и в Париже в 1900 годах. А с 1910 года слово «Скороход» стало названием фирмы и в виде клейма проставлялось на подошву.

Часы Буре

В России часы «Буре» были довольно популярными: их носили и обычные люди, и заслуженные чиновники. Бренд выпускал как массовую продукцию, так и элитную — стоимость часов начиналась от 2 рублей и могла достигать нескольких тысяч. Недорогие были хорошим подарком для выпускников почётных учебных заведений, а дорогие вручались высокопоставленным персонам.

Роскошные часы считались символом богатства и власти, их выставляли напоказ наравне с медалями и орденами — это не изменилось и сегодня, когда встречают не только по одёжке, но и по часам. К стоимости подарочных часов были внимательны: это показывало статус наравне со званием.

Император вручал их иностранным дипломатам, награждал старательных государственных деятелей, а некоторые компании даже выдавали часы своим труженикам — например, в железнодорожном транспорте, где важна точность.

Существует легенда, что Фёдор Шаляпин отказался принять часы «Буре» за 150 рублей в подарок, потому что получил такие же на прошлогоднем концерте. Мнение великого певца учитывали, а ещё наверняка бренд был не прочь получить дополнительную рекламу за счёт «медийной» персоны — и часы отправили на доработку, украсив золотой корпус рубинами и бриллиантами. Часты стали дороже и статуснее — и от такого подарка Шаляпин уже не отказался.

После революции фирма перебралась в Швейцарию и сменила название на латинское Paul Buhre.

Коньяк Шустова

Основатель фирмы, Николай Леонтьевич Шустов, родился в семье купца, который увлекался записями рецептов алкогольных напитков и сам их периодически изготавливал: в основном, это были водки и наливки.

В 1863 году он организовал собственное дело и зарегистрировал Торговый дом «Шустов с сыновьями» с тремя рабочими на производстве, выпускающем 20-25 тысяч вёдер водки в год. Как и Смирнов, Шустов следил за качеством, поэтому его заводы и объём продукции росли в прогрессии — уже в 1896 году в год производили более 100 тысяч вёдер ликёров и наливок и около 400 тысяч вёдер дистиллятов вин.

Шустов также заботился о сотрудниках: по данным на 1900 год, директор завода зарабатывал 550 рублей в месяц, каждый из братьев получал по 250 рублей, мастера отделений — от 50 до 75 рублей, а чернорабочие — 18 рублей. Чтобы понять уровень зарплаты: 400 граммов ржаного хлеба стоили 3 копейки. Сегодня в супермаркете «Лента» «Бородинский» того же веса можно купить за 74 рубля — то есть по нынешним меркам, зарплата чернорабочего была бы около 45 тысяч рублей, а мастера отделения — от 123 тысяч до 185 тысяч рублей. Фраза «не будешь учиться, пойдёшь работать на завод» приобретает приятный оттенок!

Что касается навыков в сфере рекламы, Шустов следовал заветам Смирнова: тоже нанимал студентов, которые ходили по кабакам и спрашивали его продукцию. В случае отсутствия — дебоширили, а Шустов платил за их освобождение после ареста и доплачивал им за это действие. Ноу-хау Шустова — размещение рекламы на транспорте: он обклеивал афишами кареты московской конки — конно-железной дороги.

К концу XIX века на заводах Шустова производили большое количество продукции, включающее популярную зубровку, мандариновую наливку, ликеры русских степных трав и многое другое.

Табачные изделия Лаферм

Табачная фабрика «Лаферм» — ленинградская табачная фабрика им. Урицкого — одна из старейших компаний по производству табака и табачных изделий.

Основал её австриец Йозеф Гоффман, и как всегда сначала это была просто табачная лавка с мастерской. Позже он превратил свой бизнес в Товарищество фабрик табачных изделий под фирмою «Лаферм» с четырьмя специализированными магазинами в Санкт-Петербурге и одним — в Москве.

К 1914 году фабрика «Лаферм» являлась первым табачно-папиросно-сигаретным производством России и считалась первой сигаретной фабрикой в мире. Стоит ли говорить о том, что и эта компания являлась поставщиком Двора Его Императорского Величества и размещала российский герб на продукции? Практически очевидный знак качества!

Сигареты и папиросы «Лаферм» — «Лилия», «Ира», «Друг», «Звезда» — были известны не только в России, но и в Европе. Были и другие: тонкие и длинные папиросы «Ферезли», короткие и толстые «Пажеские», на две или три затяжки — «Антракт». Папиросы пользовались огромным успехом у всех слоёв населения.

Забавно, что для рекламы «Лаферм» придумали образ «дяди Корнея», который говорил стихами со страниц всевозможных СМИ того времени: «Папиросочка «Набат» лучше многих во сто крат. Упаковочка с умом и отменный вкус притом. Словом, сорт хорош собой и доступен всем ценой».

После революции и эта фабрика была национализирована — и тогда известность её только подкрепилась производством всем известных папирос «Беломорканал», про которые даже сейчас помнят анекдоты и байки: «Ты карту взял? — Забыл. — Значит опять по пачке Беломора добираться будем».

В какое бы время ни жили люди, бренды пользовались и будут пользоваться спросом. Уже тогда предприниматели находили варианты создавать и продвигать свои товары — а сегодня возможностей благодаря современным инструментам и технологиям куда больше. Жаль, что и конкуренция стала выше!

Эти истории вдохновляют на то, чтобы повторить их успех и сделать современный бренд, который вспомнят через сто лет. Если у вас есть идеи, открывайте ИП и приходите к нам в Хайс, чтобы больше времени тратить на развитие своего дела и меньше — на банкъ.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Полина Голованова

Спасибо большое за статью! Очень интересный экскурс в историю!

Ответить
Развернуть ветку
Егор Деружинский

Эпохи меняются, суть популярных товаров остается - коньяк, шоколад, табак.

Ответить
Развернуть ветку
Хайс
Автор

Егор, да, люди довольно последовательны в своих интересах :))

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Джамелия

Интересный текст. Вообще, почитала ваши материалы. Интересные у вас темы, и их выбор. Не похоже на скучные клерковые банки.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Джамелия

Почитал точнее))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Захаров

Вы просто представьте, у Шустовых было 30% ВСЕГО алкогольного рынка огромной империи, какие-то космические цифры...

Ответить
Развернуть ветку
Хайс
Автор

Иван, потенциально могли монополизировать рынок. Если бы не Смирнов :)

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Меньшикова

Забавно, что в те времена сравнимое число бизнеса было в Петрограде и Москве. Сейчас как будто весь самый крупный бизнес в Москве.

Ответить
Развернуть ветку
Хайс
Автор

Валерия, где столица — там и бизнес!

Ответить
Развернуть ветку
Oleg17

Очень интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Хайс
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда