{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Парадокс Монти Холла, или как помочь человеку принять верное решение

Сегодня SMM-специалист нашей команды Артур расскажет о том, что такое парадокс Монти Холла и как можно помочь человеку принять верное решение, проанализировав этот парадокс.

​Личное фото Артура

В 1963 году мир эрудитов окунулся в жаркий спор из-за игрового телешоу. В этом шоу ведущий предлагал участникам решить различные задачи и дилеммы, которые казались элементарными. С каждым шагом к «супер-игре» — ставки увеличивались. Но без логического мышления люди проигрывали, поддаваясь интуиции.

Через несколько лет была представлена задачка, которая вызвала шквал эмоций и дискуссий, которая и получила свое название в честь ведущего — Монти Холла. Почему?

Формулировка задачи

Ведущий предлагал сыграть участнику в «супер-игру», суть которой заключалась в следующем:

На выбор давалось 3 двери. За двумя из них были спрятаны козы, а за третьей — машина. Участник должен был угадать дверь с ценным призом за ней, в ином случае он уходил ни с чем.Участник делал выбор, допустим, дверь № 2. Перед тем как показать, что находится за дверью, Холл открывал любую из 2 оставшихся дверей, например, № 1, за которой находилась коза. Он знал содержимое.

Шоу "Let's Make a Deal doors" - выбери дверь с ценным призом.
Фото с Яндекс.Картинки

Оставалось две закрытые двери. Монти предлагал изменить свой выбор. Может игрок передумает и откроет дверь № 3? Участников смущала такая психологическая уловка, и они продолжали настаивать на своей позиции.

У людей появлялась уверенность, что они выбрали верную дверь и вот-вот получат свой новенький автомобиль. Ну, конечно же, ведь интуиция подсказывает ему не менять позицию, а ведущий лишь хочет помешать ему получить приз. И проигрывали.

Как так?!

Давайте вспомним теорию вероятности. Изначально, вероятность выбора каждой двери равна 1/3. Исключаем одну дверь и вероятность выбора каждой двери становится равна ½. Верно?

Нет. Не верно. Садитесь. Вам сегодня 2.

Шансы выбрать приз за одной из 2-х дверей не равны. Потому что исключение одной двери создало новое событие, вероятность которого составляет 1/3+1/3=2/3. Значит, шансы выиграть автомобиль за новой дверью выросли вдвое.

Чтобы вычислить вероятность в данной задаче, достаточно знать основы теории вероятности.
Фото с Яндекс.Картинки

Почему же никто из людей до сих пор не начал постоянно выигрывать?

Все очень просто. Парадокс Монти Холла действительно работает, но он не гарантирует выигрыш, а лишь увеличивает шансы на него.

И как это связано с продвижением в соцсетях?

Ухх, ребят. Подобрались к самому вкусному. Если начать углубляться в эту тему, то мы сталкиваемся c проблемой применения рационального мышления.

Уже давно доказано, что человек склонен ошибаться в тех ситуациях, в которых нужно выполнить простые математические расчеты, чего уж тут говорить об оценке вероятности. Т.е. человек предпочитает автоматическое решение.

Об этом хорошо написано в книге Дэвида Канемана «Думай медленно, решай быстро». Канеман считает, что существует 2 системы, на основании которых человек принимает решение:

1) В первом случае — это «быстрое», интуитивное мышление. Решение принимается на основании уже известных, похожих вариантов. Например, по выражению лица делается заключение о настроении человека.

Вернемся к парадоксу. Наличие трех одинаковых дверей, как по стилю, так и по цвету, заставляет человека думать, что после открытия одной двери, вероятность становится 50/50.

​Двери одного цвета и стиля не просто так.
Фото с Яндекс.Картинки

Это происходит потому что мозгу не за что сразу зацепиться. Мышление работает на автомате и не переходит во вторую фазу, а сразу выдает решение.

Система № 2 — это «медленное», рациональное мышление. Иногда его еще называют математическим или статическим.

Наличие дверей разного цвета или стиля могло бы привести к активации второй системы. Тогда человек начал бы анализировать, чтобы принять решение, т.к. в этом случае оно не очевидно.

​Наличие дверей разного цвета или стиля значительно увеличивает вероятность успешного выбора. Фото с Яндекс.Картинки

Таким образом, следует помнить, что:

1. Очевидное решение может быть не таким верным, как кажется изначально;

2. Внешне различные варианты могут никак не отличаться. Двери в шоу Холла выглядят совершенно одинаково, создавая визуальную симметрию;

3. Человек склонен игнорировать расчет вероятности, потому что он уже видел подобные ситуации и якобы знает, какой выбор в них является верным.

И, наконец-то, перейдем к «вишенке на торте».

Так как же человеку помочь сделать верный выбор?

Правило очень простое:

если статистические данные корректно визуализировать, то это повышает эффективность выбора стратегии человеком, а следовательно, можно заранее спрогнозировать, какое решение примет человек. И решение это будет рациональным, а не основанным на интуиции.

Так что, используйте данное правило при подаче материала как в соцсетях для потенциальных учеников, так и для учеников в ваших программах.

Успехов!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда