Психолингвистика нейминга: как мы воспринимаем буквы
Наверняка вы помните нашумевший в своё время эксперимент с образцом текста, где буквы в словах расставлены в хаотичном порядке, и только первая и последняя находятся на своих местах. Вот этот:
Или эксперимент с задержкой прочтения названий цветов, которые написаны не тем цветом, что они обозначают:
- этот феномен ещё в 1935 году получил название "эффект Струпа", и лёг в основу многих упражнений на развитие внимания и концентрации. Сегодня он часто используется в диагностике на гибкость мышления.
What is psycholinguistics?
- Как мы читаем, какие слова выбираем, какие образы формируем и почему говорим как говорим, а не как-либо иначе?
- Как мы дешифруем юмор или иронию? Почему понимаем идиомы и метафоры? Или чувствуем разницу при произнесении одних и тех же слов c разной интонацией?
- Как в сознании человека собирается картина мира, и как она соотносится с картинами мира других людей? Как это отражается на процессе коммуникации и социальных взаимодействиях?
- Как вообще язык и его возможности связаны с мышлением? Как отличается мышление людей, владеющих больше, чем одним языком?
- все эти и ещё целое поле бесконечно любопытных вопросов вспахивают психолингвисты. Своего рода наследственные феодалы от союза Лингвистики и Психологии. В свою очередь Дом Маркетинга выражает им безграничную благодарность за проводимые исследования и те практические рекомендации, которые удаётся сформулировать и взять в работу для продвижения брендов.
Вообще в психолингвистике существует множество подходов к восприятию слова как такового. Вполне логично, что шипящие согласные звуки вызывают у человека подсознательную реакцию настороженности, а открытые гласные ассоциируются с широтой и простором, но низкой концентрацией содержания.
На восприятие образа бренда, а значит и его успешность, влияет не только фирменная цветовая палитра, но и конкретные буквы, из которых состоит название организации. Ну а раз за эффективностью нейминга стоят реальные деньги, то и исследования проводятся куда охотнее)
"Что в имени тебе моём?"
Нейминг - это суть, соль, успех или проигрыш в одном флаконе. Разумеется, качество и характеристики продукта здесь пока остаются за скобками, но когда мы говорим об эффективности продвижения, то помним, что "встречают по одёжке". У аудитории есть несколько секунд скользящего внимания, чтобы заинтересоваться. Или нет.
В идеальной картине мира при выборе названия учитывается и запоминаемость, и возможность рифмообразования, и количество слогов, и лёгкость произношения. И конечно же, буквы.
Латинский алфавит:
- названия, начинающиеся на C, S и B воспринимаются как "традиционные" и "классические", в то же время S ассоциируется со "страстностью"
- названия, начинающиеся на L, V, F и W воспринимаются как "женские", а X, M и Z - "мужские"
- названия, начинающиеся на K, ассоциируются с надёжностью
- наличие букв X, Z, Q и V вызывает аналогии с инновациями и технологическим прогрессом
- наличие согласных M и N вызывают чувство тепла, мягкости и напоминает людям о детстве.
Вспомним вполне "традиционные" Sberbank, Casio и Bristol. Но можно ли назвать феминными Warner Bros. и Louis Vuitton?
Кириллический алфавит:
- согласные Л и Д воспринимаются как "радостные" и "яркие"
- шипящие и глухие Ч, Ш, Щ, Х, С, Ф вызывают отрицательные эмоции в ассоциациях "пассивный", "тусклый", "печальный", "медленный", "тёмный"
- согласная З производит впечатление "страшный", "злой", но при этом "мужской"
- согласная К вызывает ощущения "шероховатый" и "угловатый", но "подвижный" и "быстрый"
- букву М называют "холодной"
- гласная А имеет ярко-положительные оценки и сравнение с "храбрый", "активный", "открытый".
Очевидно, не зря многие косметические бренды выбирают для себя названия с буквы Л. Тем не менее сложно охарактеризовать ФрутоНяню и Чистую Линию прямо-таки тёмными и низменными. Хотя для полноценной аналитики, конечно, необходимо учитывать совокупность всех факторов нейминга и его интеграцию в фирменный стиль продукта. В том числе ассоциацию используемых в названии букв с цветом.
Проведённые в своё время лингвистом Журавлёвым исследования вывели ряд закономерностей:
Чем гармоничнее восприятие интегральных показателей, тем целостнее образ бренда. Впрочем, как и всегда, главное не уходить в крайности и угомонить внутреннего перфекциониста. Иначе одну картину можно рисовать всю жизнь, а бизнес так и не запустится. Нейминг - только один из инструментов на пути создания продукта.
Хороший конспект по неймингу предлагает Антон Решетин. Если заинтересовались темой, то рекомендую посмотреть на досуге.
Что думаете по этому поводу? У вас Ю ассоциируется с голубым цветом? У меня вот нет.