{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем стартапу бренд работодателя

Автор: Игорь Трофимов, креативный директор и сооснователь employer-брендингового агентства makelove

Меня зовут Игорь, я занимаюсь созданием брендов для работодателей в агентстве makelove уже восемь лет. Все это время мы делаем привлекательными для соискателей большие, чаще международные, компании. А сейчас решили заняться стартапами: ведь им никто не помогает строить бренды, не учит и не поддерживает. В этой статье будут теория и советы для стартапов и даже розыгрыш бесплатного бренда – возможно, сейчас самое время начать строить имидж компании, даже если вас в ней всего пятеро.

Что такое бренд

Если говорить совсем просто, то бренд – это одинаковый образ продукта (услуги, человека или работодателя) в сознании нескольких людей. Например, когда люди идут в консалтинговые компании в надежде там прокачать карьеру – их привлекает бренд, когда люди идут в силовые структуры за властью – это тоже бренд, когда люди, которым нужны деньги, в первую очередь вспоминают о работе в McDonald’s – на них влияет сильный бренд работодателя. Когда вы в следующий раз подумаете, что хотите попасть в определенную компанию, будьте уверены: вы тоже находитесь под влиянием бренда работодателя. Компании без бренда не существует (если она не появилась только что), просто бренды бывают созданными и стихийно сформировавшимися. Созданный бренд – это Google: копания вложила много труда и денег, чтобы люди знали, как много она дает свободы для запуска собственных проектов. А если соискатели идут в Газпром в надежде поднять там много нефтяных денег – это стихийный, сформированный СМИ образ, на который компания никак не влияет. Такой образ сложно перестраивать: чем больше вы с ним живете, тем больше усилий понадобится для его переделки.

Теперь к стартапам. Бренд для стартапов тоже важен, и он сильно влияет на найм: вспомните прошлогодние скандалы c Револютом – тогда сильно уменьшилось количество желающих работать в компании. Бренд работодателя может влиять на то, как клиенты реагируют на ваш продукт (поищите истории о культуре Zappos или даже прочитайте книгу Тони Шея «Доставляя счастье»), и даже инвесторы зачастую интересуются привлекательностью стартапа на рынке труда. Большинство стартаперов увлечены разработкой своего продукта, их окружает небольшая команда единомышленников – все в порядке. Но что будет через год, когда ваш проект выстрелит и у вас уже будет сто человек? Им нужна будет единая культура, понятная ценность для привлечения новых сотрудников – все это дешевле и проще начать создавать, когда вас пятеро. Но вот как это сделать?

Бренд CEO или корпоративный бренд

Многие стартапы собирают команды, демонстрируя ценности основателя. Это удобно, ведь CEO может просто продолжать вести свои соцсети, выступать, и все будет работать. Но рано или поздно компания станет заложником такой жесткой связки: так эпатажный образ Олега Тинькова помогал нанимать подходящих людей и привлекал клиентов, пока не начались проблемы. Проблемы начались у Олега, а повлияли на всю компанию. Или вспомните историю Адама Неймана, основателя WeWork, который только своим поведением уменьшил капитализацию компании в семь раз. Это, конечно, не частый случай, но все же стоит задуматься о том, как не стать заложником личного бренда. Поэтому начинаем разрабатывать бренд работодателя профессионально, последовательно. Но вот вопрос

Самому или с агентством?

Разрабатывать бренд работодателя своими силами нормально: например, «Додо Пицца» сделала себе понятное позиционирование своими силами меньше чем за год. Получилось классно.

Или ребята из украинского Sleepers сняли такое уютное и милое видео, что оно четко обозначило их ценности и показало культуру.

Если же вы идете в агентство, вы потратите больше денег на разработку, но получите взамен скорость, опыт команды, которая сделала много других проектов, и более полное понимание рынка. Давайте я коротко расскажу, как мы работаем над брендом на примере «Мегалабса». Вы знаете такую компанию? Ребята являются дочерней компанией «Мегафона», и по сути это стартап: небольшая команда разрабатывает все инновационные продукты для телеком-оператора – мобильный банк, кинотеатр, умный дом.

На первом этапе работы мы провели исследование: узнали, что о компании думает внешняя ЦА, что ценят действующие сотрудники. Оказалось, что нужные нам айтишники хотят работать в маленькой компании, хотят изобретать и запускать новые продукты, не знают о «Мегалабсе» и считают «Мегафон» огромной неповоротливой махиной.

На следующем – стратегическом этапе – мы проанализировали конкурентов, определили инсайты ЦА и сформулировали ключевую ценность (employer value proposition): «будь первопроходцем в компании ярких молодых изобретателей».

Дальше – креативная концепция. И на этом этапе мы придумали «изобретательский» слоган «А что, если…» и динамическую структуру текста. А в визуалке использовали гаражный, грязноватый стиль (чтобы не быть похожими на большой «Мегафон») и цвета «Мегафона» (чтобы все же оставаться похожими), взяли фотографии реальных сотрудников и их реальные изобретения.

Ну, а дальше начались медиапланирование и продакшн: тут мы уже решали, что конкретно и где будем говорить целевой аудитории. Вот тут можно посмотреть описание проекта.

Активации

Итак, мы обсудили с вами, как найти и красиво подать вашу ценность как работодателя. Но дальше наступает этап тактических действий, где большое значение имеет не охват, а точное попадание и правильное сообщение. А, ну, и яркость креатива, конечно.

Вот тут мы звали женщин-инженеров в компанию ABB для выравнивания гендерного баланса, а еще делали ее более технологичной и современной в их глазах.

Вот тут приглашали программистов в банк, о котором они ничего не знали и в который не особо хотели идти.

А вот тут вообще рассказали всему Краснодарскому краю о том, что МТС – это крутое место для работы айтишников.

Все, мы обсудили с вами бренд и креативные активации для привлечения соискателей в стартап. А дальше, как говорит Юрий Дудь,

Конкурс

Мы, makelove, вместе с технопарком «Сколково» решили помочь стартапам, рассказать о важности работы над брендом работодателя и показать прямо на практике, как поэтапно строится бренд.

Для этого мы запускаем реалити-шоу «Бренд-инкубатор»: будем бесплатно создавать бренд работодателя для одного стартапа и писать и снимать видео об этом, чтобы показать процесс всем. Публиковать эти отчеты мы будем в соцсетях у себя и «Сколково» и прямо тут, на vc.ru.

Как стать стартапом, которому мы разработаем бренд? Принять участие в конкурсе. Вот простые условия.

В конкурсе вам нужно любым способом схантить сильного CTO, уговорить прийти в вашу компанию. Напишите нам +79998377069 (WhatsApp/Telegram), и мы пришлем вам контакты главного героя конкурса: его знают многие участники стартап-рынка, и по профилю он подходит почти любому стартапу. Участвовать в конкурсе могут компании, которые получили инвесторские деньги и у которых штат меньше 50 человек.

Оцениваться будут три вещи:

– понятная и четко сформулированная ценность работодателя;

– оригинальность идеи для хантинга;

– эффективность – кого выберет герой.

Предложения принимаются до 21 апреля. Поехали!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда