{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Адаптация локальных брендов натуральной косметики к условиям кризиса: наш опыт

Вынужденные каникулы в связи с пандемией коронавируса, конечно, нас, как и многие другие бизнесы, сначала ввели в небольшой ступор. Было не особенно понятно, что будет дальше. Но в целом, по прошествии времени в таком режиме, можем сказать, что эта мера, к счастью, не стала для нас приговором, а выступила катализатором для развития: оголила слабые места и дала возможность их быстро проработать.

Опыт работы на удаленке у наших офисных сотрудников уже был. С декабря 2019 года мы активно стали практиковать режим работы 4+1. Это когда 4 дня сотрудник работает из офиса, а 1 — из дома. Ввели эту меру просто для удобства, чтобы сотрудники могли один рабочий день в неделю строить по своему усмотрению и сменить обстановку: поработать в кафе, например, или устроить "коворкинг” с друзьями. Когда ситуация стала более шаткой, примерно после 8 марта 2020 года, и нависла угроза "каникул”, мы перешли на режим 3+2. Это помогло офисным сотрудникам плавно и безболезненно перейти на полную удаленку “без тревоги и стресса", минимизировать перемещения по городу и сократить количество контактов. Мы практикуем созвоны в ZOOMе, но только лишь для того, чтобы сохранять ощущение командного духа, поддерживать друг друга, общаться на нерабочие темы, не более. Мы не впадаем в крайности, которые присущи другим компаниям, не проводим по 100500 совещаний и планерок в день, не превращаемся в онлайн реалити-шоу «Офис». У нас в команде 14 человек, включая офис и производство, и нет проблем с оперативной коммуникацией. Простых созвонов по телефону или сообщений в Telegram вполне достаточно для решения точечных вопросов без лишних телодвижений. Мы и работая в офисе редко решали вопросы через общие собрания. У “болтологии" маленькая продуктивность.

Что касается работы производства, оперативно были приняты меры для продолжения бесперебойной работы: в первые дни введения режима изоляции мы начали регистрировать антисептик и жидкое мыло для рук, так как они входят в перечень товаров первой необходимости и ранее в ассортименте их не было. Это как раз основная мера, которая позволила нам сохранить весь штат сотрудников, как офиса, так и производства, а также привлечь дополнительно аутсорс. Естественно, что "производственников” никак не перевести на удаленку, они — наш фронт в данный момент, главные люди, благодаря которым “офисники" также продолжают свою работу, тут круг замкнулся. Поэтому для них были введены дополнительные меры безопасности: дополнительный оплачиваемый выходной в месяц и развозка на такси на работу и домой. Маски, перчатки, форма и санитарная обработка были у нас всегда обязательны. Также каждый сотрудник и члены его семьи имеют неограниченный доступ к антисептику и защитным маскам для личного использования как бонус от компании.

Помимо этого, никому не была урезана зарплата ни на копейку. Этому поспособствовало несколько факторов:

— Мир давно уходит онлайн, поэтому мы не спешили открывать шоу-рум хотя есть возможность. Это помогло нам «не попасть на деньги» из-за простоя и избежать увольнения или вынужденной переквалификации работников офлайн-магазина.

— Основная доля продаж у нас всегда была привязана к онлайну. В этом проявилась наша антихрупкость в данной ситуации. Даже закрытие физических магазинов у партнеров не влияет на нас и наши продажи коренным образом. Хотя мы бесконечно эмпатируем им и всячески пытаемся поддержать, сделать более лояльные условия. Сейчас мы можем просто больше вкладывать в развитие продаж через маркетплейсы и онлайн розницу: 80% выручки приходит именно от них. Правило Парето в действии. Это наша сильная сторона.

— Маркетплейсы постоянно улучшают условия для клиентов в отличие от торговых сетей, куда зачастую даже сложно встать на полку, и которые имеют больше издержек. Это напрямую способствует увеличению объема продаж. У нас за апрель в разы ускорилась оборачиваемость товара по маркетплейсам. Но и увеличилась очередь у самих маркетплейсов на приемку товара. Из-за этого мы не можем делать поставки быстро и обеспечивать постоянное наличие средств, чтобы покупать их продолжали бесперебойно. Это, с одной стороны, минус. Но с другой — показывает востребованность товара. А мы то знаем, что все, что дефицитно, особенно желанно. Это заложилось еще с советского детства.

— Мы не вкладывали в этом году деньги в офлайн мероприятия. Несмотря на то, что в планах все же было участие в них. Это решение пришло на интуитивном уровне, тянули до последнего с оплатами и вовремя все заморозили. А в итоге сэкономили большой объем денег: сдать все билеты и вернуть потраченные средства было бы сложно без потерь в противном случае.

— Мы производим продукт среднего ценового сегмента высокого качества. За счет этого те, кто потерял значительную часть дохода, все равно остаются с нами. А еще сейчас мы — повод перейти с люкса на ценовой сегмент ниже, так как эти средства зачастую отличаются от наших только роскошью упаковки и дороговизной рекламы. Эффективность при этом не страдает абсолютно, как и карман потребителя.

— Мы перераспределили рекламный бюджет и политику продвижения через блогеров в сторону WIN-WIN коммерческих проектов. А сейчас сделали основной упор на таргет в соцсетях.

В общем-то, относительно марта, например, общая выручка стала чуть меньше, но это логично, потому что март обычно в принципе «жирный» месяц.

Конечно, обошлось и не без потерь на косметическом рынке:

— На рынке тары случился коллапс. Очередь на поставки 0-4 недель была всегда. А теперь стала 2-3 месяца. И вызвана такая ситуация не тем, что тара дорожает от курса евро и доллара и все хотят сэкономить, скупив остатки по старому курсу. А в том, что стали производить больше продуктов первой необходимости, тех же антисептиков разных мастей. И пока падения спроса не предвидится.

— Большая часть сырья закупается в долларах и евро. Даже не нужно проводить серьезные математические расчеты, чтобы понять, что есть риск повышения стоимости конечных косметических средств в связи с этим.

Но нас пока эти беды обходят стороной, так как есть запасы: сырье закупается всегда в большом объеме, как и тара. Так что повышение цен нас коснется не скоро. Если вообще коснется. Возможно, к моменту, когда нам потребуется очередная закупка, курс стабилизируется. Но на всякий случай уже делаем просчеты худших вариантов, синхронизируемся с поставщиками сырья и комплектующих, чтобы быть начеку и в случае чего иметь альтернативу. Здесь работает принцип: надеемся на лучшее, готовимся к худшему.

Рано или поздно карантин закончится, а такой важный опыт останется с нами навсегда.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда