{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Быть экологичным снаружи и внутри

Тренд на экологичность захватил многие компании на российском рынке. Однако здесь хотелось бы обратить внимание на слово «тренд» — оно всегда употребляется по отношению к какому-то периоду, соответственно и меры принимаются временные, а не постоянные.

Чтобы сделать бизнес более дружелюбным к природе, нужно модернизировать внутренние процессы, сокращать отходы, увеличивать бюджеты на новые разработки и так далее. На это многие компании просто не готовы, намного проще покрасить фасады или упаковку в зелёный цвет, добавить немного имитации дерева и приписать к вывеске или продукту слово «эко».

Это поверхностное встраивание в повестку дня, простое желание быть в тренде. Потребители становятся более образованными и осознанными, поэтому обман раскрывается практически сразу. Эко-френдли — это глубже, чем обёртка.

Меняется потребитель

Из исследования GfK становятся понятными этические аудиторные настроения — 62% (российская выборка) согласились с утверждением, что чувствуют собственную вину за то, что приносят вред окружающей среде.

Euromonitor отметил, что отношение к экологии стало более осознанным, и это один из факторов, который будет влиять на потребительское поведение вплоть до 2030 года.

Мы регулярно проводим глубинные интервью с разными аудиторными группами и подтверждаем усиление вектора на экологичность. Всё чаще мы слышим, что потребители устали от пластика и отказываются от неперерабатываемой упаковки. Многие уже сортируют мусор, покупают кофе в собственные термокружки, берут в магазины холщовые сумки, чтобы не покупать пакеты, делают выбор в пользу натуральных материалов.

Онлайн-ритейл слышит своих потребителей

В онлайн-магазинах активно появляются новые фильтры в категории «Здоровое питание», чтобы облегчить потребителям выбор. Это говорит о том, что рынок постепенно меняется.

Возврат упаковки становится обычным делом. Например, при оформлении заказа в "Готово" всегда есть возможность поставить галочку рядом с пунктом “заберите упаковку».

Офлайн-ритейл говорит на языке аудитории

1. Навигация по отделам

Офлайн-ритейл также отвечает на запросы аудитории о правильном и здоровом питании. В оформлении появляется удобная навигация по отделам.

2. Более экологичная упаковка или отказ от неё

«Вкусвилл», по словам куратора экологического направления Александра Цыганкова, постепенно отвечает на топ-3 обращений потребителей: «меняйте упаковку», «принимайте упаковку», «убирайте пластик». Например, поставщик заменил контейнеры из полистирола для куриных яиц на картонные. Это позволило сократить количество мусора на 2 тонны в месяц. Отказ от бесплатных пакетов и повышение их стоимости позволили покрыть издержки на проект по сдаче батареек.

В России также активно появляются ритейлеры, отказывающиеся от упаковки продуктов — например, Zero waste.

3. Сбор упаковки

Появляются пандоматы для сбора пластика и алюминия. Сейчас их можно найти в “Ленте”, “Вкусвилл”, “Магните”.

4. Вторая жизнь продовольственных отходов

Ритейлеры стали задумываться о продовольственных отходах. Например, «Пятёрочка» запустила проект по передаче нереализованных товаров до истечения срока годности для переработки в корма животным. Таким образом, продукция, потерявшая товарный вид и форму не отправляется на свалку, а получает шанс на вторую жизнь.

5. Переход на экологичное выращивание животных или птицы

Здесь в качестве примера мы можем указать одного из наших клиентов — ООО “Батыр Бройлер”.

  • Предприятие расположено в экологически чистом районе республики Дагестан и соответствует халяльным стандартам.
  • Разведение птиц осуществляется по технологии Free range (свободный выгул). Суть метода заключается в том, что птицы сидят не в клетках, а свободно гуляют по просторам фермы. У них достаточно света, естественной растительности и возможностей, чтобы быть здоровыми и прожить счастливую жизнь.
  • Технологии Free range требуют экологически чистого метода кормления птицы, поэтому предприятие запустило в эксплуатацию собственный комбикормовый завод.
  • Это другое отношение к птицам — более этичное и гуманное. Но подобные условия содержания курицы влияют не только на рост лояльности потребителей к бренду, но уровень качества получаемого продукта.

6. Безопасные и полезные продукты

Среди самых известных российских брендов в пример можно привести сеть магазинов здорового питания “ВкусВилл”. Другой российский бренд, продвигающий идею безопасных и полезных продуктов — “ФрешФрост” — первый в России магазин правильных замороженных продуктов. Компания гарантирует качество продуктов и комфортный срок хранения благодаря низкотемпературным камерам в купе с выкладкой изнутри (FIFO -100%) и гравитационными стеллажами.

7. Поддержка местного производителя, чтобы сократить экослед

Некоторые ритейлеры делают акцент на местных производителях, чтобы не только сократить издержки на логистику, но и уменьшить вред, причиняемый окружающей среде выхлопными газами и высоким уровнем потребления газа или нефти.

На Западе уже давно ритейлеры ведут активную пропаганду экологичного потребления. Многие из инициатив прижились в России, другие до нас ещё не дошли. Мы нашли несколько интересных зарубежных кейсов.

Примеры эко-френдли ритейла в зарубежных странах

Новозеландская сеть супермаркетов Countdown.

  • Компания продвигает кампанию по отказу от пластиковых пакетов. Они предлагают покупателям приобретать холщовые сумки, которые можно обменять на новые в случае их износа. Использованные отправляются на переработку.
  • В каждом их магазине стоят корзины для сбора пластика, который идёт на изготовление скамеек, лежачих полицейских и швартовых тумб.
  • Компания отказалась от продажи одноразовых пластиковых соломинок и заменила их на многоразовые, изготовленные из бамбука, металла или бумаги.
  • В магазинах убрали из ассортиментной матрицы практически все продукты, содержащие микропластик.

Немного другое решение у немецкого ритейлера ALDI.

  • Компания использует многоразовые ящики для транспортировки фруктов и овощей.
  • В магазинах есть баки для сортировки мусора и контейнеры для батареек.
  • Используются многоразовые хлопчатобумажные и джутовые сумки, а также есть более прочные варианты из переработанного пластика.

Пример «естественного» брендинга от немецкого ритейлера EDEKA.

Компания по возможности не упаковывает органические фрукты и овощи. Брендирование происходит без повреждения продуктов с помощью нанесения логотипа лазером высокого разрешения.

На наш взгляд, тренд на экологичность постепенно перерастает в стиль жизни. Это касается не только покупателей, но и брендов. Честные внутри и четко транслирующие свои ценности и позицию вовне — только такие компании привлекают к себе миллионы адептов и формируют потребительское поведение.

Эко-инициативы это лишь малая доля того, что может быть сделано. Действительно «зелёным» ритейл сможет стать, если оптимизирует все ресурсы и затраты в сферах энергии, закупок, отходов, потреблении воды, использовании бумаги, обучении сотрудников. Только тогда можно говорить об эко-френдли подходе к бизнесу.

Ритейл является посредником между производителем и аудиторией. Он лучше всех чувствует каждую из сторон и может влиять на их решения. Помните об этой ответственности, когда открываете собственный магазин.

Про экологичную упаковку читайте в следующей статье.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда