Зачем брендам CX-райтинг — на примере Яндекс.Лавки и не только

За время самоизоляции я порядочно (вернее, непорядочно) разленилась и теперь часто заказываю продукты в Яндекс.Лавке. И заметила вот что.

Эволюция пакетов из Лавки

Раньше Лавка возила заказы в бумажных пакетах. Простых таких пакетах из крафтовой бумаги, заклеенных наклейкой «Продукты за 15 минут. Яндекс.Лавка».

Какое-то время всем было хорошо. А потом, возможно, кто-то из курьеров попал под дождь или условная мороженка подтаяла, не знаю, — в общем, заказы стали развозить в полиэтиленовых пакетах.

Консультант экологических инициатив Лавки опубликовала в фейсбуке пост, в котором объяснила, почему для доставки предпочтительнее (в том числе и с экологической точки зрения) полиэтилен. Если вкратце, то для производства бумажных пакетов надо рубить деревья, что неэкологично; к тому же бумажные пакеты вряд ли получится использовать несколько раз. Полиэтилен же подходит для многоразового использования, а ещё его потом можно сдать на переработку.

Эту позицию стали ретранслировать с помощью текстов на самих пакетах.

Поиск оптимальной формулировки

В посте были макеты пакетов с текстом:

«Я — пакет из Лавки! Не боюсь дождя, снега и тяжёлых грузов. (Маркировка.) Используйте меня как можно больше раз и обязательно сдайте в переработку! (Штрихкод.)».

Не знаю, уходили ли в производство именно эти макеты — мне заказы в таких пакетах не привозили ни разу. Тем не менее давайте посмотрим на текст.

Что ок

  • Объяснение — почему пакет полиэтиленовый. В объяснении есть польза для самого клиента (даже если он не слишком заботится об экологии): его коробка с кукурузными хлопушками не намокнет, даже если на улице будет дождь.

  • Алгоритм дальнейших действий. Понятно, что с пакетом делать дальше, и даже маркировка есть.

Что не ок

  • Много восклицательных знаков. Первый («Я — пакет из Лавки!») создаёт ощущение какого-то напускного энтузиазма — как будто пакет хочет со мной познакомиться и подружиться во что бы то ни стало. Ну и одушевление пакета («Я — пакет») мне кажется странноватым. Восклицательный знак в последнем предложении, особенно вкупе с глаголами в повелительном наклонении, создаёт впечатление, что пакет командует клиентом — это не ок.
  • Давление. Глаголы в повелительном наклонении, а вдобавок — «обязательно».

  • Недостаток информации. Ок, я готов «обязательно сдать <пакет> в переработку», у меня есть маркировка, но куда идти дальше?..

Повторюсь, мне в таких пакетах заказы не привозили ни разу — привозили вот в таких:

Текст на них:

«Это большой/средний пакет с заказом из Лавки. Мы используем пластиковые пакеты, потому что они прочные и не намокают в плохую погоду. Ваша Яндекс.Лавка».

Что ок

  • Объяснение + польза для клиента (подробно не расписываю — было выше).

  • Нейтрально, без заигрываний и перегибов (без восклицательных знаков и я/мы-пакетов).

Что не ок

  • Лишняя информация. Зачем мне, клиенту, знать, что пакет большой или средний? Это намёк на то, что я слишком много ем? Подпись «Ваша Яндекс.Лавка», на мой взгляд, тоже лишняя — информации не несёт (пакет брендированный, и так всё понятно), настроения не создаёт.
  • Непонятно, что делать дальше. То есть для клиента информации, может, и достаточно. Но если бренд хочет мотивировать клиента беречь экологию, стоит рассказать, что дальше делать с пакетом.

Последний заказ, который мне привезли, был в пакете с таким текстом:

«Это пакет из Лавки. Удобный и прочный, чтобы вы могли использовать его много раз. А после отправьте пакет на переработку».

Зачем брендам CX-райтинг — на примере Яндекс.Лавки и не только

Что ок

  • Без давления. Не «обязательно используй», а «смотри, какой классный пакет — отлично подходит для многоразового использования (но выбор, разумеется, за тобой)».
  • Без лишней инфы: ненужных подписей и прочего.

  • Примерно понятно, что делать дальше.

Что не ок

  • Всё ещё не хватает информации: как и куда сдать пакет на переработку? Почему бы не добавить сюда маркировку (тем более что на макетах выше она уже была)? А в идеале — и список точек, куда пакет можно сдать. Например, сверстать небольшую страничку с коротким запоминающимся урлом и напечатать этот урл на пакете (или куар-код, но не уверена, что он будет нормально читаться с пакета). Было бы удобно для тех, кто уже сортирует отходы, а для тех, кто ещё не, — могло бы стать отправной точкой.

Вернёмся к терминам

Таки что такое СХ-райтинг? Казалось бы, только успели с UX-райтингом разобраться, а тут новая напасть.

Термин CX-райтинг используют пока редко.

Результаты поиска на Indeed по запросу «cx writer»...
Результаты поиска на Indeed по запросу «cx writer»...
...и «ux writer» (и это ещё не все)
...и «ux writer» (и это ещё не все)

То есть готового определения СХ-райтинга мне найти не удалось. Но можно идти от понятия CX (Customer Experience, клиентский опыт).

CX — опыт, который складывается у клиента из взаимодействий с продуктом во всех точках контакта, как онлайновых, так и офлайновых, будь то реклама, заказ на сайте или покупка в офлайн-точке, доставка, сервис и прочее. UX (User Experience, пользовательский опыт) — это более узкая штука: про интерфейсы.

Для наглядности:

Если нужно более утончённое объяснение — вот статья User Experience vs. Customer Experience: What’s The Difference? от Nielsen Norman Group. А если попроще и с самого начала — рекомендую курс «CX-исследователь» от Contented.

В общем, я бы определила CX-райтинг так: создание текстов, обеспечивающих наилучший опыт клиента во всех точках взаимодействия с продуктом — как в онлайне, так и в офлайне.

Что ещё может CX-райтинг

Как мы выяснили на примере Лавки, СХ-райтинг может:

  • объяснять клиентам, как оптимально использовать продукт на всех этапах;
  • улучшать репутацию бренда.

И вот что ещё.

Повышать ценность продукта. Например, я люблю вкусняхи от Brave Goodies — всякие там брауни с беконом и прочие ништяки. У ребят прекрасно всё: и инстаграм, и сайт, и рассылка, и открыточки, которые они прикладывают к заказу, — всё сделано с душой. Но баночка карамели с виски и имбирём меня просто покорила. Почитайте этикетку — они добывали имбирь, чтобы я могла загадать желание! :)

Этикетка на банке с карамелью
Этикетка на банке с карамелью

Как клиент, я не просто веселюсь, читая эту историю, но и чувствую заботу о себе. А ещё — вижу, сколько старания вложено в продукт. Это вызывает у меня эмоциональную привязанность к бренду.

Сокращать издержки и решать другие бизнес-задачи. Вот, например, СХ-райтинг на минималках от Smoke BBQ: пара тёплых слов маркером на пакете (какая-никакая персонализация, что уже хорошо) и куар-код, по которому можно скачать приложеньку.

Зачем брендам CX-райтинг — на примере Яндекс.Лавки и не только

Казалось бы, мелочь — но если клиенты будут заказывать в приложеньке, ресторану не придётся платить комиссию агрегаторам типа Яндекс.Еды или Delivery Club.

Бесить. Недавно я заказала чехол на телефон. Получила его в нескольких слоях упаковки: плотном запаянном почтовом пакете, внутри которого был фирменный пакет компании-производителя, внутри которого — картонная коробка, почти намертво заклеенная наклейкой — какой бы вы думали — «Открой меня скорее!». *****, а я что делаю?!

Обращайте внимание на такие штуки, если путешествие продукта до клиента не заканчивается вашим офисом или точкой продаж. По пути, пересекаясь и взаимодействуя с другими продуктами или сервисами, он может получить вот такие «наслоения» — и несколько трансформироваться.

У СХ-текстов есть и другие функции: например, рассказать о новостях бренда или развлечь клиента. Более подробно об этом можно почитать в письме «Мелочи, которые рассказывают о многом» рассылки Иры Моториной (рекомендую подписаться).

Итого

СХ-райтинг помогает улучшать клиентский опыт в каждой точке взаимодействия с продуктом — как в онлайне, так и в офлайне.

СХ-райтинг может:

  • объяснять клиентам, как оптимально использовать продукт на всех этапах;
  • улучшать репутацию бренда;
  • повышать ценность продукта;
  • создавать эмоциональную привязанность и повышать лояльность к бренду;
  • сокращать издержки и решать другие бизнес-задачи;

  • рассказывать о новостях;
  • доносить позицию бренда;
  • развлекать и т.д.

При создании СХ-текстов важно:

  • соблюдать tone of voice вашего продукта;
  • учитывать путь вашего продукта до пользователя и возможные трансформации при пересечении с другими продуктами и сервисами или при их «наслоении» на ваш продукт.

Всем качественных текстов и довольных пользователей!

1111
6 комментариев

Спасибо, было полезно и интересно!

Ответить

Качество у Яндекс-еды или при заказе в обход Яндекс-еды - дорого, а качество на уровне "Пятерочки", или шаурмы за углом - никакое

Ответить

Полиэтиленовые пакеты то как раз принимают на переработку, тот же Собитатор и Раздельный сбор. Тут проблема с крафтовыми пакетами в том что древесное волокно имеет ограниченное количество циклов переработки, а на производство этих пакетов требуется много ресурсов.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

В СССР пакеты вообще стирали и использовали месяцами) Стирайте тоже))

Ответить