{"id":4879,"title":"\u0427\u0442\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0443\u0441\u043f\u0435\u0442\u044c, \u043f\u043e\u043a\u0430 \u0432\u044b \u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0435 \u044d\u0442\u0443 \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044e","url":"\/redirect?component=advertising&id=4879&url=https:\/\/vc.ru\/otpbank\/266952&hash=82572a4a372a00657a2afc359f19a24c0bd24be8cecbd743f0681209c07c9a3a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
ProductStar

Коллаборативная фильтрация: как предпочтения других пользователей влияют на твои рекомендации

Последние несколько лет в интернет-магазинах, онлайн-кинотеатрах и других сервисах активно развиваются алгоритмы отслеживания интересов пользователей, на основе которых составляется индивидуальный список интересных товаров.

Рекомендательные системы — win-win инструмент как для владельцев платформ, так и для их пользователей. Первые повышают объем продаж за счет показа релевантного контента потенциальным покупателям, вторые тратят меньше времени на поиск нужных вещей.

Говоря о рекомендательных системах, часто упоминают «коллаборативную фильтрацию». В этой статье мы простыми словами расскажем, что это такое, как она работает и приведем несколько примеров использования.

Коллаборативная фильтрация простыми словами

Коллаборативная фильтрация — технология прогнозирования предпочтений пользователя с учетом интересов других посетителей интернет-ресурса. На основе собираемой информации система рекомендует те товары, которыми аудитория со схожими интересами уже интересовалась, а конкретный человек — еще нет.

youtube.com

Коллаборативную фильтрацию в основе алгоритмов используют многие крупные сервисы (например, Amazon, eBay, AliExpress, Netflix и другие) и социальные сети (ВКонтакте, Facebook и другие). Умные алгоритмы помогают сервисам предлагать пользователям интересные товары или услуги и сокращают время поиска нужных вещей.

Принцип работы коллаборативной фильтрации

За сложным и страшным названием кроется простая схема работы. Система делит пользователей на группы по схожим интересам и затем рекомендует им то, что просматривали (покупали, заказывали) другие люди из этого сегмента.

ivi.ru

Рассмотрим пример работы коллаборативной фильтрации на основе сервиса IVI (онлайн-кинотеатр). Пользователь регистрируется, смотрит фильм «Законопослушный гражданин» и дальше получает рекомендации на основе того, что смотрели другие люди, интересовавшиеся этой картиной.

По такому принципу платформа делает разные подборки и рекомендации: по жанрам, актерам, создателям фильмов и т.п.

Здесь действует принцип накопления знаний: чем больше вы смотрите страниц, тем точнее становятся рекомендации. Кстати, некоторые сервисы предлагают пользователям оставлять оценки, чтобы повышалось качество работы системы.

Типы коллаборативной фильтрации

Коллаборативная фильтрация делится на 3 типа: основанный на соседстве, основанный на модели и гибридный. Далее поговорим о них подробнее.

Основанный на соседстве

Этот тип появился первым и сегодня используется в большинстве рекомендательных систем. Для посетителя подбирается подгруппа пользователей со схожими интересами и на основе комбинаций весов и оценок подбирается контент, который с большей долей вероятности заинтересует человека.

Функционирование системы, в основе которой лежит этот тип, осуществляется в несколько этапов:

  1. Каждому посетителю присваивается вес с учетом схожести его оценок и оценок активного пользователя.
  2. Выбирается несколько пользователей, которые по весу максимально близки к посетителю. Подобранная группа называется «соседями».
  3. Подбирается релевантный контент с учетом весов и оценок соседей.

Основанный на модели

Этот тип дает рекомендации на основе параметров статистических моделей для оценок пользователей, построенных с помощью метода байесовских сетей, кластеризации, латентной семантической модели и т.п.

Модели разрабатываются с использованием интеллектуального анализа данных и алгоритмов машинного обучения, чтобы найти закономерности на основе обучающих данных. Число параметров в модели не имеет жестких ограничений и может быть уменьшено в зависимости от типа с помощью метода главных компонентов.

Данный подход набирает популярность из-за более высокой точности прогнозов, потому что при работе рекомендательной системы учитываются скрытые факторы, объясняющие наблюдаемые оценки.

Недостатки тоже есть, но среди основных особо выделяется высокая стоимость реализации модели. Важной задачей на этапе создание становится поиск компромисса между точностью и размером модели, так как из-за сокращения можно потерять полезную информацию.

Гибридный

Гибридный тип распространен больше остальных, особенно если рекомендательная система разрабатывается для коммерческого сайта: интернет-магазина, маркетплейса и т.п. Он объединяет в себе два первых типа и помогает преодолеть ограничения изначального оригинального подхода (основанного на соседстве) и улучшить точность рекомендаций.

Он решает и другие трудности, например, проблему разреженности данных и потери информации. Из-за этого он сложен и дорог в реализации и применении, но при этом приносит компаниям много пользы.

Проблемы коллаборативной фильтрации

Несмотря на всю пользу, которую дает коллаборативная фильтрация, есть и ряд проблем, с которыми сталкиваются разработчики.

Разреженность данных

Обычно большие коммерческие рекомендательные системы основаны на большом количестве данных (контент, товары, услуги и т.п.), при этом большая часть пользователей не ставит оценок. Из-за этого матрица «предмет-пользователь» получается большой и разреженной, поэтому иногда трудно подготовить релевантные рекомендации.

Эта проблема характерна для новых систем. В связи с этим иногда усиливается проблема «холодного старта», о которой поговорим далее.

Масштабируемость

При постепенном росте количества пользователей рано или поздно может возникнуть проблема масштабируемости. Например, у нас есть 100 тысяч пользователей O(M) и 15 тысяч товаров O(N). Тогда алгоритм коллаборативной фильтрации сложен для расчета в такой степени, каким получается выражение O(M x N).

Эта проблема дополняется тем, что некоторые рекомендательные системы должны за доли секунды реагировать на запросы пользователей, причем история их покупок и оценок не имеет значения. Все это требует еще большей масштабируемости.

Проблема холодного старта

Новый контент и пользователи для рекомендательной системы — проблема. Часть проблемы программисты решают использованием подхода, который основан на анализе содержимого, потому что он ориентируется не на оценки, а на атрибуты. Поэтому удается включать новые предметы в рекомендации для пользователей.

Синонимия

Синонимия — это тенденция, когда похожие или вовсе одинаковые предметы имеют разные имена. Большинство рекомендательных систем не умеют находить скрытые связи, поэтому считают эти предметы разными. Например, «фильмы про сыщиков» и «фильмы про детективов» — это один жанр, но система будет понимать их как разные категории.

Мошенничество

Проблема рекомендательных систем в том, что любой пользователь может ставить оценки. А если это будет, например, производитель конкретных товаров? Он может положительно оценивать свои товары, а на конкурентных оставлять плохие отзывы. Поэтому рекомендательные системы стали сильно влиять на продажи и прибыль, когда коммерческие проекты начали массово использовать их.

Разнообразие

Некоторые алгоритмы, например, основанные на продажах и рейтингах, создают сложные условия для продвижения малоизвестных продуктов. Они не могут набрать нужного количества оценок, как у популярных товаров.

Изначально коллаборативная фильтрация задумывалась как способ продвижения малоизвестных товаров. То есть пользователям на основе их интересов должен был демонстрироваться контент от мелких производителей, которые в другой среде из-за нехватки ресурсов не могут конкурировать с гигантами.

Белые вороны

«Белые вороны» — пользователи, чье мнение не совпадает с большинством остальных. Возможно, у них специфичные вкусы и взгляды. Из-за этого делать релевантные рекомендации становится проблематично.

Вопрос не в том, что мы хотим знать о людях, вопрос в том, что люди сами хотят рассказать о себе.

Марк Цукерберг
Основателей социальной сети Facebook

Где используют коллаборативную фильтрацию

Рассмотрим несколько примеров, где применяется метод коллаборативной фильтрации. Самые очевидные варианты — социальные сети Facebook и ВКонтакте. Он заложен в основе «умных» новостных лент. Наверное, вы замечали, что уже давно посты не показываются в хронологическом порядке. Сервисы определяют ваши интересны и сначала показывают записи, которые заинтересуют вас с большей вероятностью.

По аналогичному принципу сегодня работает еще одна крупная социальная сеть — Instagram. Если раньше мы видели публикации по новизне, то сегодня система автоматически подбирает сначала то, что заинтересует нас. И чем больше ставим лайков и оставляем комментариев, тем точнее работают рекомендации.

Еще один наглядный пример — YouTube. Он делает рекомендации видео на основе того, что мы смотрели до этого. Помимо этого, площадка предлагает ознакомиться с материалами других пользователей, интересы которых максимально совпадают с нашими.

Ранее в статье мы упоминали об онлайн-кинотеатре IVI. Он подбирает фильмы на основе интересов пользователя, предварительно проанализировав предыдущие просмотры и оценки. Также предлагаются подборки фильмов, которые формируются на основе схожести интересов с интересами других пользователей. Стоит отметить, что по такому принципу сегодня работают все крупные онлайн-кинотеатры.

О примерах можно говорить очень долго. Обратите внимание на крупные интернет-магазины, музыкальные сервисы и т.п. Вы увидите, что, спустя некоторое время после начала использования, они рекомендует контент, который соответствует вашим интересам.

К сожалению, коллаборативная фильтрация — не идеальное решение для построения рекомендательной системы для пользователей, но зато у этого метода есть особенности, которых лишены другие алгоритмы.

Раньше в основе систем лежали интересы самого пользователя. В результате он оказывался замкнут в кругу собственных предпочтений и с трудом получал информацию о новом контенте, который на первый взгляд не соответствовал его интересам. Теперь пользователи могут знакомиться с полным спектром товаров площадки и выбирать для себя что-то новое, полезное и интересное.

{ "author_name": "ProductStar", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 153788, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 08 Oct 2020 21:32:46 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Как малому бизнесу понять свою «зону смерти»

Риск-менеджмент традиционно считается уделом крупных компаний. Кроме них просчитывают риски разве что стартапы, и те по требованию инвесторов. Малый и средний бизнес (МСБ) работает без подобной аналитики — ему не до этого. Предпринимателей можно понять, когда ты поднимаешься с нуля или масштабируешь проект, мысль идет в векторе достижения…

Девять советов для улучшения сна, которые (не)работают у меня
Как превратить юристов из бюрократов в опору компании

Бывает, что корпоративные юристы — люди, которые не показываются из кабинета и иногда вставляют палки в колёса другим отделам. Но в «Фоксфорде» они сами ходят к бизнес-заказчикам и предлагают идеи. Юрист онлайн-школы «Фоксфорд» Катя Кулакова рассказывает, как работает юридический отдел, который живёт интересами компании.

Катя Кулакова, юрист онлайн-школы "Фоксфорд"
Скандалы пивоварни BrewDog приносят её панкам-создателям миллионы: история про дикий маркетинг Статьи редакции

Джеймс Ватт и Мартин Дики ездят на танке по Лондону, продают чучела с бутылками внутри, бесят корпорации своим «агрессивным портером» и благодаря этому привлекают инвесторов и покупателей.

Мартин Дики (слева) и Джеймс Ватт (справа) BrewDog
Мошенники развели 22-летнюю девушку на 700 тысяч рублей. Чем мы можем помочь и чему научиться?

Многие, я думаю, видели, не так давно выпущенную статью о том, как мошенники под видом сотрудников банков и прокуратуры обманули сестру автора на 700 тысяч рублей. Вот, если что, ссылка на неё:

31 июля завершается приём заявок в 1-й этап отбора программы B2C Future Solutions
RU-CENTER (NIC.RU) Опять дарят "подарки" увеличивающие стоимость продления услуг ВДВОЕ

Занимаюсь своими делами. Приходит письмо от RU-CENTER (NIC.RU) смысл которого сводится к тому, что если я не хочу потратить при продлении доменов сумму вдвое больше и так конской стоимости продления, то я должен отложить свои дела и потратить час своей жизни, что бы всё вернуть как было до "подарка".

Пять практических приёмов, как улучшить читаемость документов
Пошаговый пример переработки таблицы Joey Cherdarchuk, darkhorseanalytics.com
Как успешно пройти испытательный срок?

Свершилось – вы получили работу мечты! Но впереди еще три месяца испытательного срока. Это время дается вам и работодателю, чтобы определиться, насколько вы друг другу подходите. Как использовать это время с максимальной для себя пользой? Рассказывает главный специалист отдела подбора персонала Ольга Шабалина. Как всегда, упаковали полезные…

Опрос: 38% сотрудников в США на удалёнке регулярно работают в кровати Статьи редакции

При этом 74% опрошенных регулярно испытывают боль или дискомфорт во время работы.

Как подготовиться к жизни без cookies: рекомендации маркетологам

О технологии Federated Learning of Cohorts (FLoC), которая заменит cookies, Google объявил еще в начале года. Недавно компания анонсировала перенос запуска технологии на 2023 год, и теперь у рынка интернет-маркетинга есть 2 года, чтобы найти альтернативу работе с данными. Как выглядит ситуация сейчас и что делать маркетологам — в обзоре от AiData.

null