{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес-дизайн – как меняться системно и в лучшую сторону

2020 год показал, что выигрывает тот, кто умеет быстро меняться и адаптироваться. В условиях неопределенности меняться не страшно, если применять системный подход и выстраивать стратегию. Бизнес-дизайн – это майндсет, который помогает осуществлять непрерывные изменения в бизнес-процессах с помощью гибких методологий. Разберемся подробней.

Зачем меняться?

Скорее "зачем становиться мобильным". Чтобы ответить на этот вопрос достаточно посмотреть на то с какой динамикой меняется экономика и вслед за ней и потребительское поведение. Если раньше мы могли ясно сказать о главенстве информации в экономических отношениях, то сейчас самым ценным активом стал опыт. Что будет дальше? Опять же 20ый год показал, как важно иметь релевантный опыт наиболее широкого профиля. Кстати, о 2020'ом.

Черные лебеди

Главный аргумент в сторону адаптивности изменений в компаниях. Все планы и долгосрочные стратегии могут идти к чёрту, если ваш бизнес завязан на офлайне, а в стране тотальный локдаун. Не стоит пробовать предсказать эти случайные события, стоит подготовиться к резким изменениям в бизнес-модели.

Так ребята, которые организуют Суровый Питерский SMM и много других офлайн конф в сфере маркетинга, смогли реорганизовать всю свою работу под онлайн буквально за неделю, когда в разгар локдауна стало известно, что офлайн-ивенты разрешат очень нескоро. В целом, черные лебеди тоже не новшество, об этом подробнее далее.

VUCA-мир

volatility – нестабильность, uncertainty – неопределенность, complexity – сложность, ambiguity – неоднозначность

В этой аббревиатуре заложено описание всего того, что сейчас происходит во всех жизненных процессах людей, не только в бизнесе. События случаются чаще, поэтому велика нестабильность, а нестабильность приводит к высокой неопределенности и рискам долгосрочного планирования. На обществе это отражается в первую очередь как переход от накопительного образа жизни в потребительский. Мы не хотим быть привязаны к вещам, потому-что ответственность за них сковывает нас при принятии решений, а в условиях высокой неопределенности нужно быть решительным.

Всеобъемлющее человеческое право на свободу самовыражения приводит нас к многочисленным спорам об истине в мире, где общество мета-модерна апеллирует к новой искренности как к основе всего. Понять что делать и как быть так же сложно, как и понять формулировку прошлого предложения. Если коротко, то это про то, что в мире больше нет деления на черное и белое, есть постоянная неоднозначность во всем.

Насколько важно в VUCA-мире уметь адаптироваться и принимать быстрые прорывные решения, можете решить сами. Дальше мы поговорим о тех, кто уже определился.

Run, Change, Disrupt

Кредо современных управленцев, которые поддерживают инновационный подход не только в самом продукте, но и в управлении компанией. Этот тренд пришел с массовой популяризацией дизайн-мышления и agile-майндсета. В идеальной структуре современной компании вы можете встретить три вида единиц:

Run – те, кто осуществляют текущую деятельность и обеспечивают компанию ресурсами для работы. Это те, кто движет локомотив по инерции от импульса уже успешного продукта.

Change – единицы занимаются текущей адаптацией к реалиям, именно они разрабатывают решения, которые помогут компании не только не упасть из-за черных лебедей, но и заработать на этом. И мы сегодня с вами про это.

Disrupt – планируют на длинной дистанции, их задача понять куда должна двигаться компания в течение пяти или даже десяти лет. Они думают о производстве продуктов, которые сейчас описываются как фантастика.

Run - Change - Disrupt bizzapps.ru

Три кита бизнес-дизайна в основе культуры инноваций в компании

Бизнес-дизайн помогает компаниям менять к лучшему за счет системного мышления во всем. Первая система, которую мы рассмотрим, это состав показателей на которых держится любой бизнес-дизайн процесс.

Жизнеспособность (Бизнес)

Изменения должны быть экономически выгодны. Новый облик компании не должен потерять бизнес-эффективность, он все еще должен приносить деньги.

Востребованность (Человек)

Но помимо цели заработать, мы должны быть human-centric. Это значит, что внутренние и внешние изменения должны удовлетворять потребностям пользователей. Сотрудники должны быть долвольны новым курсом, а аудитория благодарна за решение очередной боли. Изменения не годятся, если мы преследуем цель как можно больше продать, но не приносим реальной пользы. Такой подход сыграет на короткой дистанции, но не приведет к долгосрочным отношениям с пользователем. Гугли лоялти-луп.

Loyalty loop mckinsey.com

Осуществимость (Технологии)

Насколько бы идея ни была хороша, важна её осуществимость. Этот вопрос стоит закладывать на подготовительном этапе к изменениям. Сложно оценить насколько сложным в технологическом плане получится решение на берегу, но это может решаться заранее запланированными рамками. Во всей этой теоретической простыне мы не должны забывать о том, что сами по себе идеи изменений ничего не стоят без реализации.

Бизнес-дизайн оперирует уже известными всем технологиями

Исследование

Собирайте информацию о рынке, стейкхолдерах, контексте, в котором существует компания и посмотрите на то, какие первоначальные идеи решения проблемы есть в вашем инфополе.

Методология

Сформируйте траекторию процесса, выстройте её из методологий и фреймворков. Пройдитесь по всему таймлайну и подключите релевантные инструменты: от стратегических до методов оценки результатов.

Модель

Как итог формулируйте работоспособную модель без условностей. Определите для неё все: от mvp до финансовой модели.

The Business Models businessdesign.digital

Цикличный процесс бизнес-дизайна провоцирует к постоянным изменениям

В своей основе процесс бизнес-дизайна схож с алгоритмом дизайн-мышления. Нам важна быстрая доставка решений для тестирования и сбор фидбека. Но если в дизайн-мышлении мы собираем отзывы пользователей и быстро доставляем обновленный mvp, то в бизнес-дизайне чуть более широкий масштаб.

Изучай

Все начинается с общего исследования. Мы исследуем всю среду, в которой находится компания. Важно, что нам нужно собрать не только данные аналитики рынка, конкурентов и аудитории, но и гипотезы задач, которые мы будем решать с помощью изменений. Первоначальный запрос на изменения может отличаться от истинного источника проблем. Чтобы определить его, нам потребуются стратегические инструменты. Мы формулируем результат всей этой работы в виде гипотез и первоначальных идей.

Строй

Далее мы развиваем полученные данные в идеи с помощью методик генерации решений. Отбираем лучшие и реализуем в виде рабочих прототипов. Нам важно собрать новые данные.

Измеряй

Данные нужны, чтобы сделать замеры и определить эффективность решения. Информация об эффективности попадает в этап изучения как часть информации. Мы проводим новое исследование и начинаем цикл заново.

Майндсет бизнес-дизайнера

На самом деле область компетенций бизнес-дизайнера не сильно отличается от какого-нибудь продукт-оунера. Скорее отличается фокус. Если в ответственности продукт-оунера продукт компании, то бизнес-дизайнер смотрит на всё шире и определяет как в целом улучшить бизнес-процессы или модель. Это видение может приземлиться не только на продукт, но и на hr-brand или коммуникацию.

Исследование

Первичный сбор информации: изучаем пользователей, экспертов в категории, конференции. Проверям статистику, собственные данные и отчетность. Важно сформировать первичное понимание контекста.

Инструменты: CustDev, аналитика данных

Синтез

Далее более глубоко исследуем рынок и сегменты аудитории, формируем цели и задачи, гипотезы инсайтов и первичных идей. В целом, приземляем всю собранную информацию до конкретных целей и задач.

Инструменты: CustDev, Design thinking, Lean Canvas, Scoping Canvas, Jobs To Be Done

Генерация

На основе сформулированных задач и инсайтов пользователей будущего решения. Здесь нужно понимать, что пользователем решения может быть не только кастомеры, но и сотрудники компании, либо партнеры. Все зависит от области работы компании, в которой будут производиться изменения. В результате получаем сформулированную бизнес-модель и идею для mvp.

Инструменты: Lateral thinking, TRIZ, CRAFT, Design thinking, scamper, lean canvas, CJM

Прототип

Прототипирование относится к этапу замера и тут наша задача собрать все что можно о решении: собрать фидбек со стейклхолдеров, сформулировать финансовую модель на основе использования, оценить эффективность.

Инструменты: Design thinking, JTBD, CJM

The Business Design Mindset businessdesign.digital

Как стать бизнес-дизайнером

Бизнес-дизайн как часть агентства или продакшена

Как самостоятельная структура услуга бизнес-дизайна пока не очень распространена, так как в привычном понимании любого клиента после любой аналитической, стратегической и креативной работы ему хочется отдать проект в реализацию. Поэтому идеально, когда дизайн-продакшн дополняет свою работу киллер-УТП в виде бизнес-дизайна.

Частные бизнес-дизайнеры

Однако, как отдельная услуга бизнес-дизайн может сработать у частных консультантов или небольших команд, которые легко могут на не которое время встроиться в команду клиента, погрузиться помочь с достижением целей.

Change-менеджеры в бизнесе

Но все это не значит, что каждый из вас не сможет начать маленькую революцию эффективности внутри своей компании. Под бизнес-дизайн процесс рекомендуется выделить рабочую мультифункциональную группу сотрудников, которая будет формулировать и реализовывать проект по изменениям.

На кого стоит смотреть сейчас

Дизайн-агентство с фокусом на продукт. Пионеры в бизнес-дизайн сфере.  https://www.ideo.com/

Консалтинговая фирма с фокусом на стратегию и инновации.  https://www.boardofinnovation.com/

Школа креативного мышления и инноваций https://ikraikra.ru/

Miro experts

Здесь есть еще несколько компаний

Что почитать и посмотреть

Много информации по теме

Множество фреймов для работы и большая презентация с описанием процесса

Онлайн курсы по бизнес-дизайну и инновациям

Подборка Lean-Agile инструментов от Nimax

Инстаграм Штурмовой с короткими карточками про инструменты

Хайптрейн на платформе, доставайте билетики

Подытожим краткой выжимкой статьи:

В общем, есть ощущение, что это скоро бизнес-дизайн дойдет до России с более широким охватом. Сейчас мы командой Штурмовой решили закрепить свою базу знаний на данный момент. Будем рады увидеться на наших Штурмах. Также заходите в наш инстаграм, мы там рассказываем о новых инструментах, объясняем как они работают.

Если есть предложения или дополнения к статье, пишите на нашу почту [email protected]

0
4 комментария
Евгений В.

Не хватает примеров. Без них теория остается теорией. Да и схемы на английском выглядят по-школьному, понадерганы из разных источников.

А в целом материал хороший, уважаю. Пишите еще.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стифеев
Автор

Да, согласен, надо было пару кейсов наверное разобраться.
Спасиб)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дикий

Инфоциганщина какая-то! Банальные вещи поданые под соусом скрама и инноваций. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стифеев
Автор

Действительно, SCRUM также можно использовать в бизнес-дизайн подходе, методика со спринтами отлично вписывается в философию постоянных изменений. Круто, что вам показалось все это банальным, значит вы эти методы вовсю применяете на своей работе. А в целом, не зря я назвал бизнес-дизайн майндсетом, потому-что это некий алгоритм мышления, который состоит из разных инструментов и методик, можно его сравнить с инфоцыганством, вот только под это понятие можно загнать почти любую неновостную статью. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда