Журналисты и пиарщики: VS или feat?
Во втором выпуске подкаста «Лампово посидели» СЕО коммуникационного агентства «ЛАМПА» Евгения Лампадова встретилась с Анной Левинской, корреспондентом отдела потребительского рынка издания «РБК», и Марией Коломыченко, редактором рубрики «Технологии» в Meduza, чтобы поговорить о непростых взаимоотношениях журналистов и пиарщиков.
Двое из ларца, одинаковых с лица
Говорят, что в пиаре попроще, чем в журналистике. Однако есть два типа пиарщиков: агентские и корпоративные. Журналисты часто и много взаимодействуют с пиарщиками, поэтому им не составляет труда уже из первого письма определить, кто находится по ту сторону - агентский или корпоративный PR-специалист. И чаще всего приятнее общаться с сотрудниками, которые работают внутри компании. Причина проста — они глубже погружены в специфику компании, более спокойно относятся к форс-мажорам и ленивы в рамках разумного, потому что привыкли, что журналисты сами к ним приходят за информацией. С журналистской точки зрения, агентские пиарщики зачастую не очень понимают, почему они работают с той или иной компанией, чем они могут быть полезны ей и заодно работникам медиа.
Что журналистов бесит в пиарщиках
И PR-специалисты, и журналисты ратуют за максимально продуктивную коммуникацию, но в процессе неизбежно возникают шероховатости, которые раздражают обе стороны. Среди самых раздражающих вещей для журналистов, которые раз за разом допускают пиарщики — спам, чрезмерная активность и вторжение в личное пространство. О последнем гости выпуска поговорили подробно и рассказали, что период пандемии размыл границы между личным и рабочим настолько, что рабочие запросы сыпались в полночь даже в Direct личного аккаунта в Instagram.
Пиарщикам может казаться, что это только журналисты игнорируют их запросы. На самом деле, это двусторонняя история - пиарщики также часто игнорируют запросы журналистов.
Искусство эффективной коммуникации
Как правило, крупные компании имеют целые отделы по связям с общественностью, которые отрабатывают журналистские запросы. Журналисты поделились личной болью: иногда пиар-службы крупных компаний чаще либо отвечают на запрос отказом, либо присылают три страницы воды - в этом случае журналисты вынуждены указать в материале, что в компании не ответили по существу на четко поставленный вопрос.
Но, по мнению представителей СМИ, наиболее эффективно коммуникация происходит с людьми не из пиара, а напрямую с генеральными директорами или топ-менеджерами компании. Яркий пример — Олег Тиньков, который открыт для оперативных комментариев и легко идёт на личный контакт без дополнительных согласований и инстанций.
Взаимная предельная полезность
Пиар-специалист полезен журналисту, когда пиар-специалист действительно работает в рынке и отлично знает не только свою сферу деятельности, но и конкурентов, что делает его профессионалом своего дела. Чем больше пользы журналист извлекает из общения с пиарщиком, тем больше шансов, что он вернется к нему за помощью в следующий раз.
И давайте будем честны друг с другом и признаем, что любые рабочие отношения - это, в первую очередь, отношения между людьми, которые строятся на человечности и уважении. Журналисты зачастую замечают, что иногда пиарщики искренне полагают, что журналисты им должны за помощь или какое-либо общение. Но не стоит забывать, что медиа - не часть отдела маркетинга компании, на которую работает тот или иной коммуникатор.
Вместо P.S.
Залог эффективной коммуникации:
Понимание предельной полезности друг друга: при таком подходе союз журналиста и пиарщика - априори продуктивная и взаимовыгодная комбинация;
Эмпатия: уважать работу друг друга и быть вежливыми несмотря ни на что;
Пунктуальность: заранее согласовывать встречи, придерживаться дедлайнов;
- Тактичность: ценить чужое время как свое, например, если можно обойтись без спама и сообщений в 12 ночи в директ, то лучше обойтись;
- Профессионализм: не игнорировать сообщения друг друга, разбираться в предмете, внятно отвечать на вопросы, признавать ошибки и не врать.
Слушайте второй выпуск подкаста «Лампово посидели» на любой удобной платформе. Будем признательны за отзывы и рекомендации героев нашего следующего выпуска! ;-)