{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Деиндекс информации по «праву на забвение». Риски и возможности

Привет! Я — Катя Городничева, основательница агентства YouTube-продвижения и защиты репутации в интернете You Story Global. Сегодня хочу поговорить на тему щепетильную и непростую, но она точно затрагивает интересы многих.

Публичные и не только персоны часто подчищают интернет на предмет упоминаний о своих прошлых деяниях. В открытую об этом не говорят, тем не менее, все знают, что так можно. Так действительно можно: если информация не касается преступлений и мошенничества, каждый человек вправе решать, оставлять ли её в публичном доступе. В 2016 году в РФ появился ещё один инструмент для реализации этой возможности: закон о «праве на забвение» (№ 264 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации…» и статьи 29 и 402 ГК РФ»). Расскажу, как мы применяем его в работе.

Фото — unsplash.com.

Напомню основной посыл закона: «гражданин имеет право требовать от поисковика прекратить выдачу ссылок на информацию о нём, распространяемую с нарушением законодательства РФ, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение…».

Несколько простых примеров для понимания.

Неактуальная информация – это, когда поиск по имени-фамилии выдаёт, например, статьи о долговых или иных обязательствах человека, которые имели место в прошлом, но давно погашены. Если в публикациях высказываются предположения о возможной причастности человека к правонарушению, что впоследствии не подтвердилось судом – это является недостоверной информацией. Фото детей, опубликованные в Сети без согласия несовершеннолетних и их родителей – это информация, распространяемая с нарушением закона.

Запрос на удаление можно подать через специальную онлайн-форму (у каждого поисковика она своя), указав в ней ссылку и подробное объяснение, какое отношение публикация имеет к заявителю, почему её нужно удалить из выдачи. Направить такой запрос может любой человек, если с момента публикации прошло 3 года и более.

Выше я привела более-менее очевидные примеры, но часто люди хотят удалить контент, который не так легко определить как незаконный или неактуальный. Чётких критериев для принятия решений в законе нет. Поисковики часто отказываются удалить информацию по причине её общественной значимости или просят предоставить решение суда о том, что информация действительно является незаконной.

Отказов на запросы по праву на забвение как со стороны Яндекса, так и со стороны русского Google гораздо больше, чем положительных решений.

При неудачной попытке самостоятельно добиться деиндексации, в Google на месте ссылки может появится следующая надпись: «В ответ на официальный запрос мы удалили некоторые результаты (1) с этой страницы. Вы можете ознакомиться с запросом на сайте LumenDatabase .org».

Это значит, запрос во всех подробностях, с приложенными документами попадает в открытый доступ.

Как мы свели долю отказов на запросы по «праву на забвение» от имени наших клиентов до 2%?

За год наша команда обрабатывает больше 10 000 запросов, соответственно, мы первыми узнаем об изменениях в поведении техподдержки поисковиков. Большинство запросов для нас уже типовые и под каждый разработаны скрипты для общения со специалистами техподдержки. Мы отработали практически все варианты, заранее знаем, каким будет запрос и ответ на него. Отработанные скрипты «запрос — возражение — оспаривание» имеют у нас вероятность успеха 98%.

Конечно, есть и непростые задачи. Например, в последнее время стало сложнее работать с Google: ответы идут долго, часто приходят банальные отписки. Сейчас мы нарабатываем практику реализации права на забвение в Google, несмотря на очевидное противостояние со стороны поисковика. За счёт большого объёма задач, решение обычно находится в течение нескольких месяцев. Дальше мы уже действуем на автомате до появления каких-то новых изменений или сложностей.

На данном этапе закон «о праве на забвение» нельзя назвать полностью сложившимся и рабочим, но в профессиональном ремувинге он вполне применим. Если речь идёт о репутации персоны, именно этот инструмент является минимально рискованным и наиболее надёжный. Удаление информации через договоренность, давление, судебное вмешательство, Роскомандзор сопряжены с риском, могут спровоцировать шантаж и вымогательство. Данные о персоне могут разглашать все, кому не лень, часто появляются обиды от владельцев сайтов из-за давления. Есть еще много факторов, способствующих дальнейшему тиражированию негатива.

SEO работает медленно, требует постоянного вливания денег, не всегда эффективно, при прекращении финансирования нежелательный контент вновь выходит на первые строчки поиска. Повторюсь, «право на забвение» нельзя назвать идеальным, но в руках профессионалов это действенный, хороший инструмент.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда