{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Коронавирус, спасибо, до свидания: как wellness-индустрия пережила два года пандемии

В 2021 году международная wellness-индустрия показала гибкость, рост во многих подкатегориях и инновации: от стремительных слияний и поглощений, новаторских решений и личных сражений до тревожных сигналов в масштабах всей отрасли. К сожалению, пандемия COVID-19 продолжает доминировать на мировом рынке, диктуя свои правила игры. Попробуем разобраться в том, кто проиграл, а кто одержал победу.

За последние два года контроль, отслеживание и тестирование своего здоровья стали частью нашей повседневной жизни. В борьбе с коронавирусом, и в целом за хорошее самочувствие, особую ценность приобретают наука и передовые технологии, обеспечивающие профилактику и защиту от заболеваний, а также понимание потребностей своего тела и организма. Именно поэтому в 2021 году резко выросли продажи всевозможных носимых устройств (гаджеты для здоровья, трекеры, фитнес-часы и т.д.). По данным исследований, до конца 2021 года потребители потратят $81,5 млрд на трекеры и фитнес-устройства, что на 18% больше, чем в прошлом году.

В ответ на запрос рынка, первопроходцы из всех подкатегорий экосистемы wellness-индустрии создали продукты и услуги, благодаря которым забота о здоровье стала удобней, проще и доступнее. Проверить основные показатели и сдать анализы теперь можно самостоятельно с помощью гаджетов и приложений, а проконсультироваться с врачом или получить психологическую помощь, можно не выходя из дома, воспользовавшись достижениями телемедицины (конечно, речь не идёт о тяжёлых заболеваниях). Растёт количество wellness-стартапов и интерес инвесторов к технологическим решениям в области оздоровления, о чём я еженедельно рассказывают в своём Telegram-канале.

В конце 2021 года Global Wellness Institute опубликовал новое исследование, которое показало, что мировой рынок wellness-услуг вырос до рекордных $4,9 трлн в 2019 году, а затем, на фоне пандемии, упал до $4,4 трлн в 2020 году. Однако, по прогнозам экспертов, возрастающий интерес людей к профилактике заболеваний приведёт к ежегодному росту на 10%, что будет способствовать восстановлению отрасли, и к 2025 году её оценка достигнет $7 трлн. Далее рассмотрим показатели различных подкатегорий wellness.

Global Wellness Institute

Физическая активность (проигравший, но боец)

По данным Global Wellness Institute мировой рынок физической активности вырос на 5% с 2018 по 2019 год (до $874 млрд), но выручка упала на 15,5% в 2020 году (до $738 млрд).

Тренажёрные залы столкнулись с серьёзными проблемами из-за ковид-ограничений, при этом рынок захлестнула волна фитнес-технологий (приложения, прямые трансляции, платформы и устройства для домашних тренировок), их оборот в 2020 году составил $49,5 млрд.

Эксперты отмечают, что скорее всего фитнес-индустрия в ближайшее время будет развиваться на основе гибридного формата (микс тренировок в тренажёрном зале и цифровых домашних тренировок). Глобальный отчёт Les Mills за 2021 год, в котором представлены мнения 12 157 потребителей из различных стран, в том числе и из России, показал, что соотношение 60:40 между упражнениями в тренажёрном зале и дома в итоге победит, так считают 59% опрошенных. Специалисты Global Wellness Institute прогнозируют, что гибридный формат позволит фитнес-рынку увеличиться вдвое: с $738 млрд до $1,2 трлн до 2025 годы.

Подводя итоги 2021 года, Les Mills выделяет тенденции, которые будут доминировать в фитнесе в 2020-х годах, среди них: передовая роль клубов в преодолении глобального кризиса в области здравоохранения и решении проблем психического здоровья; инклюзивность; развитие цифрового фитнес-контента; усиление маркетинговой стратегии в онлайн-среде. О других трендах wellness-индустрии я уже писала в этой статье.

Les Mills

Ментальное здоровье (победитель)

Рынок психического здоровья демонстрировал стабильный рост в 7% в период с 2019 по 2020 год (с $122 до $131 млрд), так как потребители отчаянно искали решения, которые помогли бы им справиться с пандемическим стрессом. Самый крупный сегмент — «чувства и сон», вырос на 12,4%, а самый небольшой — «медитация и внимательность» на рекордные 25%. Global Wellness Institute прогнозирует дальнейший уверенный рост на 10% ежегодно до 2025 года (до $210 млрд). Ключевую роль в развитии рынка будут играть всевозможные приложения ментального здоровья и решения телемедицины.

Примечательно, что в России по данным исследований, 46% граждан заявили о своём желании получать психологическую помощь. При этом за последние полгода количество обращений к специалистам выросло на 53% по сравнению с тем же периодом за прошлый год. Стресс на работе испытывают 92% россиян, при этом каждый второй признался, что находится в стрессе постоянно.

Велнес-туризм (проигравший)

С 2017 по 2019 год рост рынка составлял 8% ежегодно (достигнув $720 млрд), но в 2020 году он уменьшился на 39,5% до $436 млрд. По прогнозам экспертов ожидается рост на 21% ежегодно до 2025 года на фоне новых потребностей людей, в частности стремления к природе и психологическому благополучию.

СПА (проигравший)

С 2017 по 2019 год спа-индустрия росла быстрыми темпами — 8,7% в год, и достигла дохода в размере $111 млрд. Но в 2020 году индустрия сильно пострадала: выручка упала на 39% (до $69 млрд), многие спа-салоны и вовсе закрылись. Но ожидается, что отрасль быстро восстановится, по прогнозам Global Wellness Institute рынок будет расти на 17% ежегодно до 2025 года.

Велнес-недвижимость (победитель)

COVID-19 позволил осознать, насколько наши дома влияют на физическое и психологическое здоровье. Во время пандемии рынок вырос с $148,5 млрд в 2017 году до $225 млрд в 2019 году и до $275 млрд в 2020 году (ежегодный рост на 22%). Количество велнес-проектов (построенных или находящихся в стадии разработки) резко возросло с 740 в 2018 году до более 2300 на сегодняшний день. Велнес-недвижимость будет продолжать расти: с 2020 по 2025 год рынок вырастет вдвое (до $580 млрд, годовой рост — 16%).

Одним из явных свидетельств необычайного роста популярности велнес-недвижимости является количество проектов, получивших сертификаты WELL и Fitwel (рейтинговые системы, оценивающие здания с точки зрения влияния на здоровье). Согласно отчёту «Wellness Real Estate: Looking Beyond COVID-19», общее количество оздоровительных строительных проектов, прошедших сертификацию за последние три года выросло в девять раз. Во время пандемии обе организации ввели новые рейтинговые стандарты, оценивающие здания с точки зрения инфраструктуры, направленной на снижение риска распространения вирусов, уже 7 684 объекта недвижимости прошли стандартизацию по новым критериям.

Альтернативная медицина (проигравший)

Данная подкатегория wellness охватывает иглоукалывание, аюрведу, традиционную китайскую медицину и т.д. Рынок альтернативной медицины вырос с $376 млрд в 2017 году до $432 млрд в 2019 году, но сократился до $413 млрд в 2020 году. Однако в период с 2020 по 2025 год он будет иметь устойчивый годовой рост в 7% и достигнет $583 млрд.

Здоровое питание, диеты (победитель)

Один из немногих секторов wellness-индустрии, который показывал устойчивый рост (3,6%) во время пандемии, что обусловлено волной интереса к здоровому питанию и продуктам для поддержания иммунитета. Сектор вырос с $858 млрд в 2017 году до $912 млрд в 2019 году и до $945,5 млрд в 2020 году и, по прогнозам, будет расти на 5% ежегодно до 2025 года достигнув $1,2 трлн.

В новом отчёте Bloomberg Intelligence говорится, что сектор аналоговых продуктов (мясо, яйца и молочная продукция из растительных ингредиентов) готовится к взрывному росту, этот рынок, по оценкам, превысит $162 млрд в течение следующего десятилетия. Эксперты высказали предположение, что продукты питания на растительной основе будут опережать продажи традиционных продуктов, что поспособствует инновациям в данной сфере, расширению производственных мощностей и снижению цен.

Примечательно, исследования показывают, что продажи растительных аналогов молочных и мясных продуктов в России за год выросли на 19% в объёме и на 18% в деньгах. В 2022 году рынок может вырасти на 20–25%, до 15,5 млрд рублей. По данным аналитиков, 55% рынка приходится на аналоги молока, около 30% — молочных десертов, 15% — на заменители мяса. Как говорят российские эксперты, многие покупатели растительных аналогов мяса и молока пока не отказываются от продуктов животного происхождения, а сокращают их потребление за счёт альтернатив.

Итог

Эксперты Global Wellness Institute отмечают, что ключевыми движущими силами дальнейшего развития мирового wellness-рынка являются: рост среднего класса, старение населения планеты, рост хронических заболеваний. Кроме того, люди переосмыслили жизненные ценности, велнес теперь нечто большее, чем просто занятия спортом и расслабляющие процедуры, с растущим вниманием к психическому здоровью, балансу между работой и личной жизнью, социальной справедливости и экологической устойчивости, расходы на оздоровительные услуги будут расти, как со стороны частных лиц, так и со стороны бизнеса и государства.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда