Карта кликов: как она поможет пользователю найти сокровища на сайте
Статья о том, на что способен один маленький клик.
Пользователь редко уходит с сайта, не сделав парочку кликов или тапов по экрану. Выбора нет, ведь только так можно перейти на новую веб-страницу, открыть ссылку в чате с другом или запустить видео.
Клики показывают шаги пользователей, а каждый шаг автоматически наносится на карту. Она пригодится, если вы хотите повысить показатели юзабилити и конверсии.
О том, как с помощью карты кликов создавать сайты-сокровищницы, а также с чем ее лучше сочетать, рассказал веб-аналитик ДАЛЕЕ Сергей Ящук.
Работа над дизайном продукта
Карта кликов — это визуализация статистики по самым закликиваемым элементам на сайте. Она показывает кнопки, иконки или баннеры, с которыми посетители взаимодействуют чаще всего, а также «мертвые зоны», переходы по ссылкам и рекламным блокам.
На картинке ниже — пример тепловой карты кликов для сайта агентства ДАЛЕЕ. Красным цветом подсвечены области, где кликают чаще всего, а синим выделены области с самой низкой концентрацией кликов.
Во-первых, карта кликов используется для тестирования дизайна и UX. Представим, что дизайнеру поручили редизайн сайта музыкальной группы, и он добавляет на него автовоспроизведение нашумевшего хита. Он хотел сделать ресурс интереснее, но пользователь не оценил «фишку». Если дизайнер пригласит веб-аналитика, вместе они увидят, что почти каждый жмет на «стоп» в музыкальном плеере. Значит, его лучше убрать.
Карта кликов показывает, насколько дизайн продукта комфортен и соответствует ожиданиям.
По логике пользователя, кнопка должна быть кликабельной, тогда продукт покажется предсказуемым и понятным. В противном случае, посетитель скорее закроет сайт и отправится на поиски другого, более логичного. Клики в «мертвых зонах», как и отсутствие кликов в активных, — знак, что сайт не соответствует пользовательской логике или его верстка отображается некорректно. Для этого проверьте, как пользователи себя ведут на устройствах с высоким показателем отказов или низким показателем конверсии.
Управление вниманием пользователя
Для создания максимально комфортного и выгодного user flow, нужно научиться ставить себя на место пользователя. В вебе для этого существует аналитика.
Некоторые ее инструменты подскажут, как сделать подачу контента более выигрышной. Кстати, многое зависит от того, как распределяется внимание пользователя на странице. Если ваша цель — расположить контент в зонах высокой конверсии, это также нужно учитывать.
Больше всего пользовательского внимания приходится на левый верхний угол. Исследования показывают, что оттуда взгляд двигается вправо: там находится зона с высоким потенциалом внимания. Такой путь описывают F- и Z-паттерны, диаграмма Гутенберга, которые используются для распределения текстового и визуального контента на сайте.
Однако мало поместить ту самую кнопку в нужную часть страницы. Пользователь все равно может проигнорировать ее. Проблема часто кроется в окружении — если вокруг море разводящих ссылок, человек не сможет выделить важное. То же самое произойдет, если информация некорректно выделена, например, второстепенные ссылки ярче ключевых CTA.
Ценные микроконверсии
Отслеживать клики полезно, но клик — не знак того, что пользователь успешно выполнил действие. Например, нажатие на кнопку «Зарегистрироваться» не всегда значит, что регистрация пройдена. Пользователь мог передумать на полпути из-за длинной формы или опасения, что потом его почту будут атаковать спамом.
Один пользователь может 100 раз кликнуть по одному и тому же месту, но так и не выполнить целевое действие.
Автор бестселлеров по веб-аналитике Авинаш Кошик приводит несколько аргументов в пользу измерения таких микроконверсий. Во-первых, это поможет отвлечься от анализа главной цели сайта и изучить то многообразие юзеров, которые заходят на него. Впоследствии всех посетителей можно сегментировать и проанализировать поведения каждой user persona. А затем — предложить интересное и привлекательное для всех решение на каждом этапе пути.
То есть измерив микроконверсии, вы видите потребности разных аудиторий сайта. На основе полученной информации можно преобразовать продукт таким образом, чтобы каждый посетитель получал желаемое сокровище. Шансы, что пользователь выполнит целевое действие в этом случае увеличиваются в разы.
Как лучше работать с картой кликов
Карта кликов — маячок эффективности дизайна. На ней вы увидите, как люди взаимодействуют с сайтом. Затем, идя по следам пользователя, можно устранить проблемы и сложности, с которыми он сталкивается. Для этого пригодятся следующие инструменты:
а) Яндекс. Метрика
В российской веб-аналитике закрепилась прочная ассоциативная связь между картами кликов и сервисом Яндекс.Метрика. Кроме того, здесь есть карты скроллинга и ссылок, а также вебвизор.
б) A/B-тесты
Как мы уже писали выше, иногда люди кликают по кнопке, просто потому что она ярче или больше.
в) гипотезы UX-дизайна
На основе карты кликов можно составлять гипотезы по модернизации UX-дизайна ресурса.
Карта кликов — инструмент, который позволяет наблюдать за пользователями и анализировать паттерны их поведения. Она показывает эффективность дизайна: на ней вы увидите, насколько комфортно взаимодействовать вашим продуктом. Это важно, если вы хотите сделать сайт с высоким юзабилити и повысить его KPI.
Карта кликов пригодиться вам для измерения микроконверсий. Ежедневно сайт могут посещать десятки пользователей, но не совершать целевое действие. Анализ микроконверсий покажет, как заманить таких случайных пользователей и довести до целевого действия. Таким образом, карта кликов может стать проводником по следам совершенно разных целевых аудиторий. Она покажет, где оставить сокровища для каждой из них.