{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Сотрудник сделал рекламный креатив и нарушил авторские права киноконцерна - КОМУ ПЛАТИТЬ?

Как правило, крупные бренды знают, что нарушать чужие авторские права не стоит. Кого-то пугает ответственность, другие не используют чужой интеллектуальный труд, руководствуясь благородными мотивами.

Итог один — компании не используют объекты, за которые не заплатили и не получили их по договору.

Но в этих компаниях работают люди, которые к авторскому праву могут относиться пренебрежительно.

Например:

На днях партнер (продавец) крупного сетевого бренда смонтировала видео для инстаграм, где продукцию как будто рекламирует герой известного фильма. Девушка взяла кадры из фильма, где герой дарит подарки своим женщинам, и вставила в них продукцию бренда.

Реклама есть, нарушение налицо, но бренд тут точно не при чем.

Таких ситуаций миллион и чем крупнее компания, тем больше шансов, что среди сотрудников найдется вот такой креативный «доброжелатель».

Кто будет отвечать перед правообладателями за подобные креативы?

Закон и судебная практика делят ситуацию на две части:

  • с одной стороны, если сотрудник выполняет свои прямые должностные инструкции, например, если это маркетолог, который запустил в рекламу креатив с нарушением чужих авторских прав, платить придется бренду;
  • с другой стороны, если сотрудник или подрядчик, монтируя подобные креативы, не выполняет своих прямых должностных инструкций, ТК РФ эти отношения не регулирует. Нарушение прав на чужую интеллектуальную собственность рассматривается в рамках ГК РФ.

Сотрудник лично будет нести ответственность, причем и перед работодателем тоже. Он как человек, вне своих трудовых полномочий, использовал не только интеллектуальную собственность киноконцерна, а и картинки с продукцией бренда.

И бренд имеет право подать в суд за то, что человек воспользовался его интеллектуальной собственностью, подорвав репутацию.

Платить компенсацию придется сотруднику, представителю — человеку.

Поэтому очень важно, чтобы компании объясняли людям, которые на них работают, что такое авторское право, как оно действует, и что не нужно делать, чтобы не получить штраф.

Как думаете, насколько ваши сотрудники осведомлены о таких тонкостях законодательства?

0
22 комментария
Написать комментарий...
Демьян Федулов

Платить придется юрлицу от лица которого был ОПУБЛИКОВАН видеоролик, содержащий интеллектуальную собственность третьих лиц включенную туда без разрешения этих самых лиц.
А сотрудник отмажется очень просто - заявит что ничего не делал и ничего не знает и все заявления работодателя это оговор. Главное сотруднику в этом случае действовать по тактике матерых урок - "ничего не делал, ничего не видел, ничего не знаю - доказывайте" и не вестись на провокации, угрозы и попытки развода по соусом "договоримся" от работодателя или полиции (если до этого дойдет). Как человек, занимающийся (в частности) именно той деятельностью, как описано в статье, совершенно не представляю как работодатель будет доказывать вину работника...

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин
> совершенно не представляю как работодатель будет доказывать вину работника

А если, например, если ролик изначально опубликован на youtube канале "Ivan Ivanov", а не "LTD XXX". И работника, по странному совпадению, зовут также. Плюс, он ещё и похвастался (распространил ссылки на ролик на начальном этапе "раскрутки") этим роликом в коллективе.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Правонарушение возникает именно в момент опубликования спорного видеоролика (доведения до всеобщего сведения, предоставления возможности ознакомиться с ним неограниченному кругу лиц исключая членов семьи и т.д.). Ответственость несет тот, кто опубликовал - администратор доменого имени или владелец учетной записи (если на сайтах), подписант договора от рекламодателя на размещение рекламы (если на телеканалах, билбордах, журналах и т.д.)

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин

И что? Мой комментарий был только про доказательную базу.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

я могу себе представить, что, например, сотрудник в порыве любви к бренду создаст какой-то криповый ролик с фильмом и топорной (или не очень) вставкой продукции бренда внутрь и захерачит это в соцсети. видел. но такое, прямо скажем, происходит в специфичных и не очень крупных компаниях сейчас. я помню, когда такое было на заре существования того же ВК, но правообладатели тогда еще не очень понимали, что с таким делать и надо ли (признание это или паразитизм). сейчас с мелкими компаниями судится никто не будет (самопальных билбордов со стражами галактики и миссиями невыполнимыми в регионах более чем, всем пофигу), а в крупных порядок упоминания бренда в соцсетях регулируется в договоре (порядок согласования и прочее) с сотрудником. если маркетолог не знает закона о рекламе и той части авторского права, что касается производства контента, то сорян, это уже вопрос к hr, были ли такие требования к нему, и как выстроен процесс согласования постов внутри конкретной компании.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин

Снова актуально сейчас. С появлением тиктока такое ("было на заре существования того же ВК") воскресло.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

пфф. страйки правообладателей на тиктоке работают лучше досудебок. все процессы выстроены и инструменты отработаны, поэтому никакой зари ВК тут больше не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

А то что не понимая того что я выше написал вы неправильно оцениваете как вы выразились "доказательную базу"...

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

если пост сделан в рабочее время с рабочего аккаунта, то доказать, что сотрудник действовал вне рабочих отношений с брендом суду не получится. суд не настолько тупой и съехать на этом не даст. бизнесу платить.

как бизнес потом накажет сотрудника — вопрос договора и мат ответственности в нем. но за использование бренда (якобы незаконно) так же вряд ли получится привлечь, потому что он уже сотрудник бренда. он не имеет на бренд право, но является его представителем.

в общем, второй случай, указанный в посте, больше миф, чем реальность, потому что в любой должностной инструкции есть размытое "выполнять распоряжения непосредственного руководителя".

но я могу быть не прав. дайте кейсы того и другого. без них статья кажется просто размышлением на тему, а не указанием на судебную практику.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

О том и речь, что если сотрудник сделал публикацию в рабочее время от имени фирмы, выполняя свои должностные инструкции, то платить придется компании. А если распространитель условного Орифлейма/Эйвона/Фаберлика с личного аккаунта запостил такое видео, бренд переложит вину на него. И даже если человек работает не по договору с корпорацией, а в рамках ТК РФ, но монтирует подобное видео не в рамках трудовых действий и публикует с личного аккаунта, желая «помочь компании в рекламе» или просто так, все равно отвечать ему.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

это тоже слова. если есть хоть какое-то отношение (договор найма, подряда), суд встанет на сторону сотрудника, как наименее защищенного. это когда условный орифлейм подаст в суд. а в суд изначально подадут на орифлейм, и им не откреститься. пригласят "сотрудника", спросят, где вы работаете, он ответит, что в орифлейм. вот реализую продукцию их. и суду этого будет достаточно. дайте ссылку на практику, где у условного "орифлейм" удалось съехать на физлицо. очень интересно изучить мотивационную часть.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 1 августа 2019 г. N С01-446/2019 по делу N А40-202764/2018

Для определения того, является ли созданное работником по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное - исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения. Сам по себе факт использования автором для создания произведения материалов работодателя не может служить основанием для вывода о том, что созданное автором произведение является служебным.

Из позиции суда ясно, что должно быть 1. служебное задание 2. которое входит в пределы трудовых обязанностей 3. в течение срока действия договора

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

пример с nginx и рамблер был бы более очевидным, если вы хотели про интеллектуальное право на ПО, созданное во время работы где-то, но не в рабочее время, написать. так вот. это к рекламному ролику или созданному на коленке ролику сотрудником орифлейм вообще не относится. ни одному SMM менеджеру не дают служебного задания на каждый мем и твит. никогда. вот просто... просто на этом все. я все понял, я пошел отсюда.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Именно! И именно поэтому я и пишу о том, как важно инструктировать сотрудников о нарушении прав на чужую интеллектуальную собственность! Это может привести к компенсациям, крупным, и их придется платить. И я думаю, что ни один бренд не хочет быть вовлеченным в подобного рода истории. Ни один бренд не заинтересован в том, чтобы сотрудники платили кому-то компенсации, или сам бренд по недосмотру или банальному недопониманию платил. Поэтому так важно объяснять сотрудникам, даже непрофильным, как работает интеллектуальное право.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy

Да не будет ничего. Сначала будет досудебка с просьбой "удоли". И нужно быть горшком, чтобы ее проигнорировать. И на этом закончится 99% прецедентов связанных с самопальной самодеятельностью. Не нужно непрофильных грузить ничем таким. А если профильные косячат и запускают рекламные кампании с нарушением авторских прав (те же smm в инсте), то вопрос уже к процессам внутри: где был юрист, который на подхвате smm.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Там ничего очевидного не было. На момент создания программы ГК РФ никак не регулировал эти права между работником и работодателем, что и было камнем преткновения, с которым пошли в суд. Это если мне не изменяет память.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Вот сейчас все верно говорите а почему в статье все подругому? Из прочтения статьи складывается мнение, что вы хотите сказать о том, что юрлицо, опубликовавшее ролик, сделанный своим сотрудником, может переложить ответственность на этого сотрудника...

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Яшин

Вот выше у нас и произошло непонимание из-за этого. Вы стали считать, что ролик опубликовало ЮЛ.

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Видимо, недостаточно конкретно прописано то, что пост был опубликован на странице распространителя сетевого бренда. Спасибо за уточнение, в следующий раз буду такие вещи прописывать максимально конкретно.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

".....без них статья кажется просто размышлением на тему...."
Так и есть, причем размышлением ошибочным, написанным исключительно для саморекламы.... :-)))

Ответить
Развернуть ветку
Артем Чярняускас

а

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда