Как создавать продуктовые месседжи для ИТ-продуктов

Я Александр Гладкий, продуктовый маркетолог. Специализируюсь на B2B ИТ-продуктах: работал c SaaS и Enterprise, коробочными продуктами и сложными проектными решениями, в корпорациях и стартапах.

За 10 лет практики я попробовал десятки инструментов, которые делают ежедневную работу маркетолога проще. Некоторые подсмотрел у коллег и внедрил себе, другие придумал сам.

Сегодня поделюсь таким инструментом и расскажу, как я решаю типовую продукт-маркетинговую задачу: разработку продуктовых сообщений или product messages. В тексте буду намеренно использовать разные формулировки, потому что как их только не называют.

Что такое продуктовый месседж

Это слова, которыми разговаривают компании, когда продают нам свой продукт. Продуктовое сообщение передает в голову потребителю посыл: «наш продукт решит твою проблему, купи его». Компании используют эти месседжи в маркетинговой коммуникации и прямых продажах, размещают в маркетинговых материалах и на сайте – везде, где рассказывают о продукте.

Как создавать продуктовые месседжи для ИТ-продуктов

Создавать такие сообщения – одна из моих задач. Если у продукта несколько целевых сегментов, я готовлю сообщения под каждый. Методология от этого не меняется.

Покажу, как это работает на примере вымышленного B2B продукта, скажем, AR-очков для промышленного применения. Заодно посмотрим примеры попроще.

Допустим, целевой потребитель моих очков – это производственные машиностроительные компании, которым AR-очки помогают собирать агрегаторные узлы быстрее.

Прежде чем начать

В общем случае месседжи рассказывают потребителям, как продукт решит их боль. Поэтому к процессу создания сообщений нужно приступать после предварительного маркетингового исследования: изучения рынка и конкурентов, общения с сейлами и касдева с клиентами. В нашем примере буду считать, что мы провели подготовительную работу и нашли желанные боли – с них и начну.

1. Формулирую задачу, которую решает продукт

Я работаю с таблицей, в которой последовательно заполняю пять столбцов.

Как создавать продуктовые месседжи для ИТ-продуктов

В первый записываю собранные боли в виде задачи. Пишу так, как о них говорит клиент. Если он сказал «сотрудники на производственной линии работают медленно», задачу фиксирую как: «повысить производительность труда» или проще — «работать быстрее».

Как создавать продуктовые месседжи для ИТ-продуктов

Формулировки клиентов будут звучать размыто, неясно или вообще скрывать истинные проблемы — на этом этапе это неважно. Позже мы их уточним.

2. Как будем решать задачу

Подробно описываю, что такого делает наш продукт, чтобы решить задачу. Я называю это механикой.

Как создавать продуктовые месседжи для ИТ-продуктов

Текст из этого столбца использую как причинно-следственную связь между работой продукта и решённой задачей клиента. Своеобразная доказательная база, с которой слова звучат убедительнее. Мой опыт говорит, что пользователи вероятнее купят продукт, если понимают, как он работает и как его использовать.

Механику часто проговаривают производители технологически сложных продуктов.

В темноте будет отличная картинка, говорит LG. Все дело в NanoCell, который контролирует подсветку отдельных светодиодов.
В темноте будет отличная картинка, говорит LG. Все дело в NanoCell, который контролирует подсветку отдельных светодиодов.

Ещё производители гаджетов любят показать или рассказать пользователю, как ему обращаться с продуктом, чтобы было хорошо.

Наконец, объяснить, как устроен продукт, полезно, если выходите с новой бизнес-моделью, пока непонятной пользователю.

На старте «Самокату» приходилось объяснять, почему так быстро. Чтобы вам доверяли, вас должны понимать.
На старте «Самокату» приходилось объяснять, почему так быстро. Чтобы вам доверяли, вас должны понимать.

3. Описываю функциональность

Когда описал механику работы моих AR-очков, перехожу к функциональности: перечисляю, какие фичи продукта участвуют в механике, то есть решении пользовательской задачи.

Как создавать продуктовые месседжи для ИТ-продуктов

Если подсвечиваю не продукт, а сервис, пишу о 32-х квалифицированных инженерах, которые на связи с клиентом 24/7. Все это наши ценности, за которые клиент должен нас выбрать.

Пример месседжей Тинькофф Бизнес целиком о ценностях.
Пример месседжей Тинькофф Бизнес целиком о ценностях.

4. «Раскручиваю клубок» выгод

Дальше описываю выгоды – это один или несколько конечных эффектов, которые клиент получит после использования моего продукта. Компания продает ценность, а клиент получает выгоду.

Как создавать продуктовые месседжи для ИТ-продуктов

Формулируя эти пункты, исхожу из здравого смысла и доступной аналитики, которую мы сделали на нулевом шаге.

Вначале я говорил, что формулировать задачу на первом этапе можно так, как ее произнес клиент. Здесь же разбираю ее по косточкам и пытаюсь вывести реальные последствия использования продукта – «раскручиваю клубок».

5. Собираю продуктовые месседжи

Теперь все необходимое готово и можно собирать месседж. Я беру предыдущие пункты и комбинирую как конструктор, для чего даже придумал несколько «формул».

«Задача». «Механика», в результате которой «Выгода»

Повысьте производительность труда. Показываем контент прямо перед глазами сборщика, чтобы он не терял время на просмотр документации. В результате сборщики будут работать быстрее и собирать вдвое больше узлов за смену.

Самое простое сообщение: цепляю больной задачей, объясняю, как ее решаю и показываю выгоды.

«Выгода». За счет «Механика», решаем «Задачу». В результате «Выгода».

Меньше ошибок из-за неактуальной документации. За счет регулярного обновления контента в нашей SaaS платформе, изменения в документацию вносятся на лету. В результате, снижается вероятность ошибок.

«Механика». «Фича» делает «Механику», чтобы решить «Задачу». В результате «Выгода»

Удаленная коммуникация между оператором и рабочим. Облачная платформа наших очков позволяет обеспечить удаленную связь рабочего в полях с оператором в офисе. В результате компания сокращает время на обучение персонала и снижает зависимость от высококвалифицированных кадров.

Формулировки в примерах, конечно, условные. Обычно наиболее удачные выбираю после изучения контекста, в котором мы планируем использовать сообщения: целевой сегмент, ситуацию, tone of voice, маркетинговые носители и т.д.

Вот, что получилось.

Как создавать продуктовые месседжи для ИТ-продуктов

Как еще можно создавать месседжи

Есть и другие варианты выполнения этого упражнения. Вот шаблон Product Messaging от Product Marketing Alliance, амбассадором которого я являюсь с 2020 года.

Как создавать продуктовые месседжи для ИТ-продуктов

Какой фреймворк выбрать, в конце концов, не так важно. Используйте тот, который соответствует вашему ходу мыслей. Зачастую для этого придется создать собственный вариант. Вот мой шаблон.

Как еще можно использовать таблицу с месседжами

Информацию, которую я собираю в ходе этого упражнения, использую для обучения продавцов.

Хороший продакт-маркетолог общается на языке клиента и его выгод, а не продукта и функциональности. В голове постоянно происходит синхронный перевод из одного в другое. Я верю, что эти навыки полезны и продавцам. А таблица задач-фич-выгод отлично помогает научить этому навыку команду продаж.

Связь со мной на agldk.io.

10
Начать дискуссию