Рынок коворкингов оказался не из недвижимости – в какой подраздел его отнести?
Однажды мы задались вопросом: как продемонстрировать перспективу открытия нового коворкинга? Это было необходимо для презентации франшизы сети коворкингов BLOKS. Тогда возникла проблема применения аналитических стандартов для исследования – насколько самая распространённая метрика показательна для оценки положения дел на рынке? И мы пришли к удивительному выводу…
Стандартные маркетинговые исследования
Возможно, не будет секретом, что основным показателем при проведении анализа рынка коворкингов являются квадратные метры помещений – сколько метров у действующих коворкингов и сколько прогнозируется новых. В новостях об открытии коворкинговых пространств присутствует объективный (на наш взгляд) показатель – количество рабочих мест, - но авторитетных обобщающих данных по всей России нам найти так и не удалось. Необходимо подчеркнуть, что искали данные по России, а не по какому-либо городу. Это объясняется тем, что на данный момент аренда коворкинга относится к рынку недвижимости. Но насколько это верно?
Для понятного примера мы использовали в своей презентации данные по квадратным метрам. Рынок достаточно молодой и развивающийся, поэтому было решено использовать понятные метрики на примере Москвы.
А вот такие данные мы нашли по миру и решили их показывать в качестве аргумента при проведении презентации франшизы коворкингов BLOKS т.к. обнаружили характерные параллели для другой индустрии.
Квадратный метр – не аргумент. Рабочее место – аргумент, но оно не квадратное. Как жить на рынке недвижимости с таким парадоксом?
Хорошие данные приводят коллеги из m2data:
Этот пример показывает, что коворкинги на рынке недвижимости как Apple на рынке сотовой связи – да, для телефонных разговоров «яблочые» девайсы часто используются, но отчёты компании не в минутах разговоров, а в проданных аппаратах.
Небольшое пояснение:
Коворкинг не всегда рабочее место в OpenSpace, где за соседним столом в телефонном разговоре жалуются на мальчишку из квартиры сверху, который в час ночи играет в прыгалки со шкафа. Коворкинг больше про экономию на использовании офисных пространств. Концепция совместного использования хорошо реализуется в сервисных офисах. Резиденту нет нужды арендовать кухню и следить за ней. Уборка, техника, вода и чай с кофе, туалетные принадлежности и многое другое – всё это можно получить, разместив свою компанию в отдельных офисах коворкинга BLOKS.
Не квадратные метры в аренду, а качественный сервис обслуживания жизнедеятельности офисных сотрудников является основным аргументом для привлечения резидентов в коворкинг.
Что переводит рынок из арендного в сервисный. Ближайшее сравнение, которое нам пришло в голову, это индустрия гостеприимства, где используются в качестве метрик номерной фонд гостиниц, количество мест и их загруженность.
А это означает, что рынок коворкингов уже не из недвижимости. Промежуточное состояние, может быть? Предлагаем поделиться размышлениями в комментариях.
И конечно, подписывайтесь на наш Телеграм-канал: