Что такое Investor Relations (IR) и как это влияет на фандрайзинг?
Ключевые задачи основателя бизнеса: найти идею, найти людей и найти деньги.
Задача привлечения финансирования актуальна для компаний разных размеров, в любом виде деятельности. Чтобы фандрайзинг проходил быстро и по хорошей оценке - необходимо к нему готовиться заранее. Здесь-то мы и приходим к важности деятельности Investor Relations и это актуально не только для корпораций и публичных компаний.
Investor Relations - это:
- стратегическая функция по построению взаимоотношений с инвестиционным и финансовым сообществами, с целью привлечения необходимого финансирования (инвестиции, долговые инструменты, кредиты) на лучших для компании условиях.
- формирование инвестиционно привлекательного имиджа и повышения доверия среди инвесторов (фонды, инвестиционные банки, частные инвесторы, корпорации), в отраслевом сообществе и у влиятельных игроков рынка (банки, аналитические агентства, СМИ)
Национальный институт по связям с инвесторами США (NIRI) дал следующее определение "investor relations - это стратегическая функция руководства компании, сочетающая финансовую, коммуникационную, маркетинговую составляющую, цель которой - обеспечение инвестиционного сообщества точным отображением текущего состояния дел и перспектив развития компании".
В иностранных компаниях IR-директор считается одной из ключевых позиций, т.к. во многом от эффективности его работы зависит успех привлечения необходимых для развития финансовых средств, а также возможность наладить стратегические партнерства. Но в России эта должность незаслужено недооценена, т.к. к фандрайзингу относятся как к побочной и стихийной функции, а не к системной маркетинговой работе, направленной на формирование доверия у целевой аудитории.
Задачи IR специалиста
Конкретные обязанности IR-специалиста зависят от того, какое направление работы ему поручают и насколько большой опыт в деловых связях у него имеется. Из основных можно выделить:
- Поддержание контактов в инвестиционной среде
- Оценка текущей рыночной конъюнктуры, аналитическая работа;
- Анализ работы конкурентов, их текущих проектов;
- Поиск инсайдерской информации, её анализ;
- Составление баз потенциальных и реальных инвесторов;
- Участие в различных бизнес-мероприятиях (деловые встречи, инвестиционные конференции, отраслевые выставки, форумы предпринимателей и т.д.) и установление деловых контактов;
- Проработка различных программ инвестиционного продвижения, которые могут заинтересовать представителей бизнеса.
Кому и для чего необходимы Investor Relations
- Инициаторы нового бизнеса, которые привлекают инвестиции. Особенно на ранних стадиях: pre-seed, seed, Round A
- Публичные компании, увеличение капитала которых напрямую зависит от связей с общественностью.
- Новые эмитенты, чтобы успешно разместить ценные бумаги.
- Покупатели и продавцы бизнеса, чтобы получить более выгодные условия сделки (M&A)
- Компании, которые привлекают финансовые потоки через публичное или частное размещение акций, чтобы увеличить приток капитала.
- Заемщики кредитных ресурсов, чтобы снизить стоимость займа.
- Банки, страховые компании и другие розничные продавцы инвестиций, чтобы иметь преимущества перед конкурентами
- Строители, чтобы привлечь инвесторов
IR стратегия
IR - это долгосрочная стратегия, которая включает финансовые, коммуникационные и маркетинговые элементы. Дает инвесторам возможность получить точное представление о текущем финансовом состоянии компании и ее перспективах.
5 этапов реализации IR стратегии:
- Создание имиджа компании. Подкрепление информацией с позиционированием как "очевидная инвестиционная возможность"
- Исследование рынка и Investor Targeting. Идентификация целевых инвесторов
- Определение самых эффективных каналов коммуникаций с целевыми инвесторами и финансовыми СМИ
- Поэтапный план реализации программы
- Оценка результатов и корректировка стратегии
Направления деятельности IR:
- Коммуникация с инвесторами и раскрытие информации
- Привлечение финансирования
- Оценка и оптимизация стоимости компании
- Повестка ESG (устойчивое развитие)
- Участие в стратегическом планировании (маркетинг, PR, бизнес-модель)
- Участие в имиджевых мероприятиях и взаимодействие со СМИ
Инструментарий
Публичное представление и коммуникации:
- Подготовка и проведение годовых собрании акционеров.
- Подготовка заявлении и пресс-релизов, справочных материалов о компании.
- Раскрытие информации на интернет-саите.
- Презентация финансовых результатов на интернет-саите.
- Взаимодеиствие с деловыми / финансово-экономическими СМИ.
- Взаимодеиствие с реитинговыми агентствами.
- Подготовка презентационных материалов, специальная аналитика по теме, общение с аналитиками, со специализированными СМИ.
- Поддержание деловых контактов с аналитиками инвестиционных банков и других финансовых учреждении
Раскрытие информации:
- Финансовая отчетность и раскрытие информации
- Ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты о результатах
- Проведение ежегодного аудита
- Подготовка материалов о деятельности компании, аналитическои и статистическои информации.
- Встречи с топ-менеджментом
- Обеспечение инвесторов квартальными и годовыми отчетами
Маркетинг для привлечения финансирования:
- Разработка IR-стратегии компании
- Создание и мониторинг базы инвесторов
- Организация отношении с инвесторами и обеспечение благоприятного имиджа компании:
- подготовка мероприятии для инвесторов;
- организация регулярных встреч между инвесторами и руководителями компании;
- подготовка участия топ-менеджеров в конференциях
- подготовка и проведение роуд-шоу;
- проведение многосторонних дистанционных совещании с инвесторамиПринципы IR коммуникации
IR - термины
Road show— это не только ряд обязательных презентаций компании перед привлечением инвестиций, но ипостоянный диалогмежду компанией и ее существующими и потенциальными инвесторами. Удачная организация road show позволяет не говорить инвестору, сколько компания стоит, а подводить его к самостоятельному выводу о том, что компания стоит больше, чем он думал.
Этот тип коммуникации предполагает двустороннии контакт: не только распространение информации среди разных целевых групп, но и получение от них обратнои связи и реакцию на нее – и постоянную, долгосрочную направленность деиствии, а не единичные акции.
Investor targeting - так называют процесс определения и выбора целевой базы инвесторов. Прежде чем запланировать road show и назначить встречи, необходимо определить, какие именно из огромного количества фондов стоит посещать. От того, будут ли совпадать инвестиционные стратегии и возможности инвестирования фондов со стратегией вашей компании, зависит продуктивность road show, качество инвесторов и оценка компании. Постарался коротко
Добрый день,Евгений! К сожалению у меня не получилось пока найти AR-специалиста для своего проекта. Предлагаю Вам принять в нём участие. Свяжитесь со мной, плиз, уверен Вам будет интересно. Тел/Ватсапп +79888770987 Урван.