Маркетинговая аналитика в b2b — как все посчитать, когда клиенты врут, сейлзы не заполняют CRM, а цикл сделки 2 года
У маркетинга и аналитики в b2b есть свои особенности и проблемы. Как двигаться вперед, не принимая все близко к сердцу, и объяснить боссу, почему реклама не окупилась за год? Попробуем разобраться.
Для начала обозначим проблемы, усложняющие маркетинговую аналитику в B2B.
1. Разные юрлица
Часто бывает, что в заявке клиенты указывают не то наименование компании, через которую потом будет проходить сделка. Это может быть связано со сложной структурой закупок, опечаткой или просто нежеланием делиться этой информацией.
То есть в CRM создается сделка с компанией из заявки, а потом договор приходит на другую компанию. Менеджер может исправить информацию в текущей сделке руками, а может создать новую сделку.
Впоследствии, если менеджер не исправил информацию руками или нет какого-либо идентификатора, связывающего информацию в системе веб-аналитики, CRM-системе и 1С, то будет сложно восстановить эту связь и сделка может не попасть в отчет.
Конечно, есть возможность передачи идентификаторов из веб-аналитики в CRM, но это сложнее сделать в 1С. Кроме того, могут возникнуть ситуации, когда клиент при повторном заказе обращается от другого юрлица – это помешает корректному расчету LTV, если не связать эти юрлица между собой руками.
2. Долгий цикл сделки, много времени между сделками
Иногда цикл сделки может превышать 2 года, то есть клиент оставил заявку в 2019 году, а провел сделку в 2022. Это происходит из-за того, что клиент собирает КП, чтобы сверстать бюджет на будущий год или из-за того, что планы по расширению производства переносятся на 2021, потом на 2022, потом на 2023 (отменяются) из-за релокациимобилизацииспецоперации обстоятельств непреодолимой силы.
За это время может возникнуть несколько проблем, начиная от частичной потери данных, из-за переезда на другие системы, архивирования и т. д. и заканчивая, тем, что менеджер просто удалит сделку из CRM спустя пару лет, а потом заведет ее заново, но уже без идентификатора, без UTM-меток и т. д.
3. Невыполнение сейлзами правил заполнения CRM
Не всегда все работает идеально и от сотрудников требуется некоторое упорство, чтобы все сделать правильно. При работе в CRM может возникнуть ситуация, когда менеджер не станет работать в сделке, созданной автоматически при поступлении заявки или звонка.
Это может произойти как при передаче сделки от одного менеджера к другому, так и, если менеджер не увидит автоматически созданную сделку или не поймет, что это она. Например, при поступлении звонка в CRM заводится только номер телефона, и менеджер может не сопоставить его со своими данными, т. к. клиент продиктовал ему другой номер телефона для связи.
4. Прогноз окупаемости и оценка рекламных кампаний
Длинный цикл сделки значительно усложняет оценку окупаемости и планирование бюджета на маркетинг. Не получается полностью квалифицировать качество лидов только по заявкам и обещаниям клиента, без реальной сделки и оплаты.
Например, сделка в которой покупка запланирована на конец следующего года может быть проиграна или принести несколько млн выручки, или ситуация с переносом закупки каждый месяц может продолжаться несколько лет или закончиться в любой момент.
Отсутствие прозрачной информации со стороны клиента не позволяет учитывать эти сделки при расчете окупаемости маркетинга, вплоть до совершения факта оплаты.
Из-за этого, рекламные кампании могут проработать пару лет, не получая квалифицированной оценки окупаемости и, к моменту, когда можно будет сделать выводы, будет потрачено слишком много средств на тестирование.
Выводы
Выводы и возможные решения, которые мы используем в нашей компании опубликую в следующей статье. Хотелось бы почитать ваше мнение и опыт решения подобных проблем в комментариях.
Поделитесь своей болью или просто оставьте негативный комментарий)
Автор почему-то полагает, что весь маркетинг вертится вокруг CRM. Как человек, отработавший более 5 лет в промышленном маркетинге, он же В2В, могу сказать, что это сильно не так. По факту - пункты 1 и 3 - чисто технические проблемы, которые яйца выеденного не стоят. Достаточно проработать эти вопросы с сейлзами, а еще уделить хотя бы немного времени интеграции отделов маркетинга и продаж с IT-службой, и будет вам счастье, жаль, что не все начальнички это понимают. Пункты 3 и 4 - действительно реальные проблемы. Но самая главная засада - это полная непрозрачность рынка и отсутствие в открытом доступе (а иногда и в закрытом) сколь-нибудь внятной аналитики по продуктам. Особенно, если речь идет об оборонной продукции или двойного назначения, а руководство решило спрыгнуть с иглы ГОЗ. Вот тут попробуй попрыгать вправо-влево... Или если речь идет о комплектующих или сырье, которое на открытых рынках вообще не представлено, а большая часть маркетологов, когда обращаешься к ним за помощью, делают умные глаза, а потом говорят, закатив взгляд к небесам "Нуу, это продукт очень сложный". Например, пленки из термопластичных полимеров. Или ионобменные мембраны для топливных элементов. Слышали о таких? Вот то-то и оно, брат! Тут никакая CRM не поможет )))
Спасибо за развёрнутый комментарий.
В статье хотел описать проблемы анализа эффективности маркетинга. CRM тут работает как поставщик данных о состоянии заявки - на каком этапе, какая причина проигрыша сделки и т.д.
Наверное можно и без CRM обойтись, но тогда будет совсем нечем себя успокоить (в плане аналитики) в ожидании оплаты от клиента ))
Кстати, про CRM на предприятии Ростеха, где я трудился более трех лет, и слыхом не слыхивали, и даже слушать не хотели. А когда я под занавес своей трудовой деятельности, все же предложил его установить для облегчения сбыта гражданской продукции в рамках запуска инвестпроектов, мой начальник, кстати довольно продвинутый молодой человек, сказал, что здесь это на хрен никому не надо. Так что попробуйте где-нибудь на оборонном заводе порассуждать про CRM ))) только скрытую видеозапсь включить не забудьте :))))
Расскажите как вы решали проблему оценку эффективности маркетинга на долгих сделках?
Главный критерий эффективности сделки - это подписание контракта и поступление денежных средств на счет. К тому же, сделок было не так много, их можно было буквально пересчитать по пальцам, если брать крупные, конечно. Могу сказать, что за время моего руководства отделом маркетинга, а по сути всем коммерческим блоком, удалось увеличить долю выручки от реализации продукции в гражданском / коммерческом секторе с 18% до 27%. А так специально что-то придумывать не было времени, ресурсов, да и необходимости при таком небольшом количестве сделок и их доли в общем обороте предприятия