Почему бесплатный рассыльщик – сыр в мышеловке?
Прочитайте этот текст до того, как попадете в ловушку. Агентство рассылок Mailigen рассказывает, чем рискует бизнес, когда экономит на сервисах для писем.
Допустим, вы только начинаете вести рассылку. База подписчиков маленькая, а уверенности в результате нет. Логичное решение – найти бесплатный рассыльщик и потренироваться на нем. Осторожно: вы уже не полпути к мышеловке, хоть и сыр пахнет так аппетитно.
Как вы попадете в ловушку?
Сначала немного ясности. Полностью бесплатных рассыльщиков не бывает. Но есть бесплатные тарифы на платных платформах. Это не тестовые версии, при которых аккаунты открывают на неделю-месяц. Это базовые пакеты услуг, за которые вам просто предлагают не платить деньги. Теоретически вести рассылку с них можно бесплатно хоть всю жизнь.
Базовые тарифы всегда с ограничениями. Есть лимиты на число подписчиков и отправленных писем. Платформы это не скрывают. Они скрывают другое – минимум 5 рисков, которые возникают, как только вы беретесь за базовый тариф. Говорим про каждый из них.
Репутация IP-адресов
У каждого email-рассыльщика есть списки или пулы IP-адресов. IP-адрес – это номер компьютера в интернете. Когда вы регистрируетесь на платформе, вас прикрепляют к определенному пулу IP-адресов. Различаются эти пулы репутаций – она может быть высокой или низкой.
Платформам невыгодно давать бесплатным клиентам IP-адреса с хорошей репутацией. Тут как повезет – могут прикрепить к пулу со 100% доставляемостью писем, а могут и к пулу с темным прошлым. Например, придется работать с IP, на которые раньше поступали жалобы.
Чем это грозит? Если на ваши письма тоже пожалуются, или рассылка придет в «Спам», вы попадете в «черные списки». Их ведут организации, которые следят за легальностью рассылок. Результат – письма заблокируют. Вытаскивать их из «блэклистов» долго. А сколько будет головной боли!
Конечно, платформы не дадут вам IP с изрядно подмоченной репутацией – у рассыльщиков нет коварного плана скорее отправить вас в «черный список». Для них это тоже нежелательный исход. Просто у вас будет меньше прав на ошибку. А так как вы ведете рассылку самостоятельно, ошибки наверняка будут.
Блокировка аккаунта
Некоторые платформы могут сами заблокировать ваш аккаунт. Причина – пользователи часто жалуются на ваши письма или отправляют их в «Спам». Рассыльщики следят за своей репутацией: если вы проблемный клиент, доступ к платформе ограничат.
Блокировка аккаунта страшна тем, что вы не сможете выгрузить из платформы никакие данные. Адреса подписчиков, макеты писем – все это останется в рассыльщике. Придется искать новую платформу: заново сегментировать базу и собирать шаблоны.
Беда, если вы пользовались готовым шаблоном с бесплатной платформы. Подписчики уже запомнили ваш дизайн и структуру рассылки. Поэтому нужно создать похожий макет на новом рассыльщике.
Приготовьтесь к бесконечным головоломкам в HTML-коде и блочном редакторе. А еще к тому, что даже после великих мучений внешний вид шаблона будет отличаться. Связано это с тем, что функционал у всех рассыльщиков разный. Не факт, что вы сможете создать точную копию шаблона, которым пользовались раньше.
Ограничения в техподдержке
Рассылка – технически сложный продукт. Это не просто нажать кнопку «Отправить». На каждом этапе могут быть свои вопросы – как провести аутентификацию, валидацию, что делать с репутацией домена. Новичку трудно разобраться даже в этих понятиях – не то что в действиях. Рано или поздно понадобится техподдержка.
Не тут-то было. Консультации специалистов часто платные, а часто их нет вообще. Возьмем, к примеру, крупный рассыльщик MailСhimp. Если у вас бесплатный тариф, техподдержкой сможете пользоваться только первые 30 дней и только по электронной почте.
С учетом того, что сервис популярный, ответят вам не скоро. Еще неудобство – писать запросы придется на английском языке: вряд ли в университете вас учили терминам email-маркетинга. Короче, общение с техподдержкой вызовет трудности.
Высокие тарифы при переходе
Настанет момент, когда ваша база вырастет. Вы уже не будете вписываться в лимиты бесплатных тарифов. Придется оплачивать аккаунт.
Скорее всего, цены вас разочаруют. Допустим, полгода вы вели рассылку бесплатно, а потом подключили платный тариф. По деньгам это выйдет не дешевле, чем если бы вы изначально оплатили годовой аккаунт на платной платформе.
Ваша экономия на бесплатных тарифах – это видимость. Все заточено на то, чтобы компания сначала привыкла к интерфейсу и функционалу рассыльщика, а потом купила пакет услуг. Покупать то, что хорошо знаешь, всегда проще, чем то, что видишь впервые.
Трудности при смене платформы
Есть и другой вариант – база выросла, и вы решили не переплачивать, а «переехать» на другой рассыльщик, более выгодный. Приготовьтесь к тому, что переносить адреса и шаблоны будет нелегко.
Придется скачивать списки пользователей, заново заносить их в другую платформу. С шаблонами то же – и главное, нет гарантии, что в новой платформе они будут корректно отображаться. Как мы уже сказали, разные рассыльщики по-разному прописывают код блоков – кнопок, меню, видео, картинок. Так что после «переезда» макет писем может измениться.
И что делать?
Рассчитайте, какими темпами растет ваша база подписчиков. Адреса пополняются медленно? Оставайтесь на бесплатном тарифе, но имейте в виду, что впереди могут возникнуть проблемы.
Если вы развиваетесь быстро или у вас популярная ниша, ведите рассылку с платной платформы сразу. Это обеспечит вам хорошую репутацию IP-адресов, нормальное общение с техподдержкой и адекватные тарифы для рассылки. Проблем будет меньше, а эффекта больше.