{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как создать собственную систему контент-аналитики, если на рынке нет аналогичного продукта? Кейс ЭКСМО и MTRENDO

Узнайте, как вы можете внедрить систему аналитики контента для измерения эффективности опубликованных материалов.

О клиенте

ЭКСМО - универсальное издательство № 1 в России, является одним из лидеров книжного рынка Европы. Ежегодно "Эксмо" издает около 80 миллионов книг. В качестве прямых каналов онлайн продаж используют свои сайты eksmo.ru и book24.ru.

СТРАТЕГИЯ - Увеличение дохода от продаж книг "Эксмо" в онлайн-канале за счет оптимизации инвестиций в цифровой маркетинг.

Проблема

Команда eksmo.ru понимает ценность данных, которые могут помочь оценить эффективность контента на сайте для создания спроса в верхней части воронки привлечения клиентов к новинкам издательства "ЭКСМО". Однако эти данные разрознены и находятся в разных системах. Была предпринята попытка объединить эти данные в единый дашборд с помощью Power BI. Но поскольку на этапе проектирования не была предусмотрена и реализована инфраструктура для сбора, обработки данных в едином аналитическом хранилище данных (Data Ware House), хорошая первоначальная идея не воплотилась в стабильно работающий инструмент.

Цель

Разработать инструмент аналитики для анализа контента на сайте eksmo.ru, который будет работать стабильно.

Задачи

  1. Автоматизировать сбор и объединение данных о контенте из Битрикс, Google Sheets и Google Analytics по опубликованным онлайн материалам в единую базу данных.
  2. Визуализировать данные об эффективности контента в формате дашборда с помощью Google Data Studio для быстрого и удобного доступа.

Решение

Перед началом этого проекта MTRENDO уже провела тщательный опрос внутренних заказчиков аналитики, чтобы лучше понять их бизнес-цели и потребности в использовании аналитики.

Специалисты MTRENDO помогли нам сделать собственную аналитику по эффективности контента, объединив в одном отчете информацию из нескольких источников. Аналогичной системы на рынке нет, поэтому пришлось создавать совершенно новый продукт, основываясь на наших пожеланиях и информации которая уже была собрана. Были решены задачи переноса уже собранных данных из одного сервиса в другой – для нас более удобным в плане визуализации оказался Data Studio, чем изначально планировавшийся Power BI. Дашборды настроили так, что мы оперативно получаем данные об эффективности контента и можем на это быстро реагировать – это и было основным требованием к результату работ. Команда MTRENDO регулярно находилась на связи с нами, оперативно решая возникающие вопросы и реализуя наши идеи. Мы планируем продолжить с MTRENDO совместную работу над другими инструментами аналитики и отчетности.

Анастасия Москвитина,

Главный редактор,

EKSMO.RU

Шаг 1. Выгрузка из Bitrix

Была осуществлена единая выгрузка всего контента в виде xls-файлов: новостей, статей и тестов. Далее для автоматической выгрузки данных из Битрикса непосредственно в GBQ было разработано ТЗ. После успешной реализации готовый источник был подключен к дашборду.

Подробная структура полей:

  • id - идентификатор статьи date_publish - дата публикации

  • author - автор

  • isTest - является ли статья тестом

  • date_activity_start / date_activity_end- начало и конец активности, если статью нужно показывать только какое-то определенное время на сайте. Например, работает для поздравлений с днем Рождения.

  • publisher - опубликовал

  • date_create - дата создания

  • date_change - дата изменения

  • sort - сортировка в каталоге

  • active - признак активности статьи

  • name - название статьи

  • url - ссылка

Шаг 2. Выгрузка из Google Sheets “План публикаций”

На основе исходного плана публикации был создан файл, соответствующий необходимому формату. Основные требования: на одной вкладке отображается весь список публикаций. Из документа сформирована отдельная таблица. Данные подтягиваются автоматически по мере заполнения.

Подробная структура полей:

  • date - предполагаемая дата публикации

  • editors - редакция

  • customer - заказчик

  • deadline - срок сдачи

  • responsible - ответственный

  • goal - цель материала

  • traffic_plan - план по трафику

  • keys - ключевики к использованию

  • commentary - комментарий

  • type - тип публикации

  • name - примерное название

  • link - ссылка на статью

Шаг 3. Выгрузка из Google Sheets “Матрицы продвижения”

Немного расскажем о том, как все работало до старта проекта. Команда ЭКСМО использовала Матрицы Продвижения для внутренней отчетности, нам дали к ним доступ, мы попросили внести небольшие коррективы - добавить колонку со стоимостью каждой книги и указать правильный URL статьи, в которой была опубликована ссылка на эту книгу для связи. Это временное решение, так как на момент реализации прототипа связь статья-книга не была реализована. В будущем планируется завести отдельное поле с ISBN книги в сущности "Статья" в Битрикс, чтобы связка статья-книга была еще более надежной.

Из каждого документа в BigQuery были созданы отдельные таблицы. Данные подтягиваются автоматически по мере их заполнения.

Данные из матриц объединяются со статьями ссылкой на статью, которая проставляется в колонке link_id. Для новых записей и записей, начиная с января 2020 года, все ссылки проставлены.

Структура полей:

  • date - дата публикации

  • commentary - комментарий

  • link_id - ссылка на статью журнала

  • cost_fact - расход фактический

  • cost_plan - расход запланированный

  • type - тип контента

  • link_itd - ссылка на книгу

  • isbn - международный номер бумажной или электронной книги, в данный момент не используется

  • author - автор

  • name - название книги

  • cost - ТМС расходы

Шаг 4. Выгрузка из Google Sheets “Прайс-лист на публикации”

Подразделения "Эксмо" работают по принципу unit-economy, то есть одно подразделение "платит" другому за обслуживание и за контент, созданный и размещенный на сайте https://eksmo.ru с целью продвижения книг. Эти самые платежи за контент-услуги мы называем TMS-доходом.

Для корректного расчета TMS-дохода за статью для статей до января 2020 года добавлена цена за публикации. Если публикация имеет определенный тип, не относится к собственной редакции, вышла до января 2020 года и в матрицу продвижения ее стоимость не заложена, мы подтягиваем TMS-доход из прайса по тип публикации. В GBQ “Прайс-лист на публикации” добавлен отдельной таблицей price_sheet вида:

  • plan_name - тип публикации в плане

  • matrix_name - тип публикации в матрице продвижения

  • price - стоимость

Шаг 5. Выгрузка данных из Google Analytics

С помощью специально разработанного скрипта на Google Apps Script выгружаются данные с июня 2019 года по 15 мая 2020 года. Данные хранятся в отдельных таблицах. Данные обновляются ежедневно через Apps Script.

Структура таблицы данных по касаниям пользователя со статьей:

  • date - дата

  • sessions - сессии

  • pagepath - путь к странице

  • pageviews - просмотры страницы

Структура таблицы данных по заходам пользователя на сайт со страницы статьи:

  • date - дата

  • sessions - сессии

  • landingPagePath - путь к странице

  • pageviews - просмотры страницы

Структура таблицы данных по переходам со страницы статьи в карточку товара:

  • date

  • goalPreviousStep1- достижение предыдущего шага цели

  • goalCompletionLocation - путь к странице или экранное имя, соответствующее достижению цели любого типа назначения, таким образом мы запрашиваем результат достижения цели; для каждой таблицы данных из GA он разный

  • goal19Completions - переход на карточку книги

Структура таблицы данных по переходам со страницы статьи в карточку автора:

  • date

  • goalPreviousStep1

  • goalCompletionLocation

  • goal15Completions - переход на страницу автора

Структура таблицы данных по переходам со страницы статьи в серию:

  • date

  • goalPreviousStep1

  • goalCompletionLocation

  • goal14Completions

Структура таблицы данных по событиям перехода в корзину со страницы статьи:

  • date

  • goalCompletionLocation

  • goal4Completions - добавление товара в корзину

Структура таблицы данных по получению выручки со страницы статьи:

  • date

  • transactions - транзакции

  • landingPagePath

  • transactionRevenue - выручка с транзакций

Шаг 6. Обработка и объединение данных

Мы объединяем данные из вышеуказанных источников в Google BigQuery, который мы используем в качестве DWH.

Мы используем SQL-запрос для объединения данных из всех вышеуказанных таблиц, формируя на выходе две сущности:

  • Таблица данных когортного типа, в которой данные формируются по принципу - сумма показателей с даты публикации статьи до даты последней загрузки данных.

  • Таблица данных является подневной. Чтобы иметь возможность видеть любые показатели в контексте указанного диапазона дат.

Расчетные метрики из GA дополняются ежедневно в 8 утра.

Результат

Визуализация полученных данных в формате дашборда, состоящего из нескольких листов.

  1. Первый лист дашборда “Материалы Журнала по дате публикации”

Особенностью является то, что в таблице отображаются все статьи, дата публикации которых попадает в выбранный диапазон.

Доходы TMS учитываются только для тех книг, которые имеют ссылки на статьи в Матрице продвижения. На дашборде отображаются только те статьи, в которых есть ссылки на статьи в Плане публикаций. Учитываются не только статьи на сайте, но и статьи Я.Дзен. Для сверки создан специальный блок "Доход из матриц".

В приведенном примере доход по статьям 100 000, Дзену - 14 000, итого - 114 000 - сумма совпадает матрице. Приведенные цифры не являются актуальными и используются в качестве примера.

2. Второй лист дашборда “Материалы Журнала по дате получения трафика”

Особенность в том, что в этом дашборде данные отображаются в разбивке по дате получения трафика.

Статьи в таблице присутствуют за весь доступный ретроспективный период - данные выгружаются из BITRIX CMS с 2008 года.

Доходы TMS учитываются только для тех книг, в матрицах продвижения которых есть ссылки на статьи.

Данные собраны из GA, Плана публикаций и Матриц по трем редакциям. В нижней части Внизу дашборда есть также кликабельная ссылка на его подробную архитектуру.

Выводы

Команда MTRENDO помогла ЭКСМО создать собственную аналитику по эффективности контента, объединив информацию из нескольких источников в один отчет. Данные собираются из GA, Плана публикаций и Матрицы по трем редакциям.

Аналогичной системы на рынке нет, поэтому нам пришлось создать совершенно новый продукт на основе пожеланий заказчика, выявленных в ходе подробного интервью, и информации, которая уже была собрана ранее в системах ЭКСМО.

Были решены задачи по переносу уже собранных данных из одного сервиса в другой, а для визуализации данных был использован сервис Google Data Studio. Дашборды настроены таким образом, что заказчики ежедневно получают данные об эффективности контента, поэтому сегодня утром можно увидеть информацию о материалах, загруженных вчера и ранее, что позволяет им оперативно реагировать на изменения. Данные в таблице приведены с первого июня 2019 года по предыдущий день ("вчера").

Всю информацию можно просматривать в разрезе редакций, авторов и типов материалов. Данные могут быть выгружены в виде таблиц Google или Excel.

Таким образом, ЭКСМО получила практический инструмент для сайта EKSMO.RU, позволяющий связать публикации с e-commerce транзакциями с целью подсчета монетизации контента статей и повышения эффективности контент-маркетинга.

Команда ЭКСМО сделала ряд важных выводов по контентным материалам, прежде всего выделила наиболее виральным темы, которые собирают органический трафик для дальнейшего тиражирования. Смогли наладить мониторинг производительности контентного подразделения, которая не упала даже сейчас в период работы с неполным штатом. Мы имеем возможность давать нашим внутренним заказчикам моментальную аналитику по размещаемым материалам. Мы постоянно анализируем контент, который собирает трафик но не продает и стараемся сделать его более “продающим” и выделяем КФУ у конверсионного контента. И еще мы знаем теперь на цифрах, что контент - это длинный инструмент маркетинга и если сделать его качественно и попасть в тему, то он будет собирать нужную аудиторию абсолютно бесплатно несколько лет подряд, как ни одно рекламное объявление не сможет. И следующим шагом, мы что-то придумаем такое с MTRENDO, чтобы еще, считать вклад контента в лояльность нашего пользователя, его счастье с нами, выраженное в прогнозном LTV)

Татьяна Емельянова,

Директор по развитию в Издательская группа Эксмо,

EKSMO.RU

0
1 комментарий
Domorost

Очень здорово, что такие игроки как Эксмо становятся более технологичными.
Но вот по сути мне непонятно, кажется кейс звучит так - собрали все данные в единое хранилище и вывели дашборды. Это хороший труд, но довольно стандартный и не уникальный (что не отменяет то, что вы молодцы).
А все же что было сделано инновационного, что побудило написать такой претензиозный заголовок к статье?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда