{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кейс: исследование аудитории и контент-стратегия в сложной производственной сфере

Чтобы больше продавать, нужно хорошо знать свою целевую аудиторию: какие у нее потребности, как она выбирает продукт, с кем вас сравнивает? Расскажем, как провели исследование на сложном b2b-рынке, проверили гипотезы и нашли инсайты для роста бизнеса заказчика.

Клиент

Компания «Пакка» производит оборудование для розлива жидкостей ― воды, напитков, масел, бытовой химии и косметики. На рынке с 2003 года, продает продукцию по всей России и в 5 зарубежных стран. На собственном производстве площадью более 2000 кв. м предприятие изготавливает свыше 100 модификаций станков. Выполняет полный цикл работ ― от проектирования до пусконаладки полуавтоматических и автоматических линий.

Дмитрий Акатьев, директор ПО «Пакка»

Бизнес-цели и задачи

Мы уже настраивали для заказчика контекстную рекламу и писали экспертные статьи для отраслевых порталов. У него возникли новые потребности:

  • Проверить актуальность имеющихся гипотез о потенциальных клиентах.
  • Сформулировать новые гипотезы для продвижения компании на целевых рынках и разработки маркетинговых мероприятий. Особенно заказчику интересны производители бытовой химии. После ухода импортных брендов с российского рынка эта ниша освободилась. Чтобы ее занять, отечественные компании начали наращивать производственные мощности и закупать станки.

Мы активно занимаемся маркетингом, тестируем различные каналы привлечения и удержания клиентов. Но все гипотезы основаны на опыте руководителей нашего предприятия. Необходимо было проверить, подтвердятся ли они в разговоре с реальными клиентами, с менеджерами по продажам, а также при анализе конкурентов.

Дмитрий Акатьев, директор ПО «Пакка»

Мы предложили провести исследование по методологии Customer Development. Полученные данные позволили бы решить несколько задач:

  • Лучше понять потребности, «боли» и ожидания целевой аудитории.
  • Увидеть преимущества и УТП компании глазами партнеров.
  • Детализировать карту пути клиента и определить точки касания до заключения сделки.
  • Найти инсайты и на их основе сформировать гипотезы по привлечению аудитории.
  • Разработать контент-стратегию с учетом основных этапов воронки продаж.

Сложности проекта

Они связаны с особенностями как b2b-рынка в целом, так и отрасли:

  • Длинный цикл сделки. До заключения договора происходит много касаний с потенциальными клиентами, в том числе по офлайн-каналам. Один из основных запросов заказчика был «Хотим полностью понять, как нас находят».
  • Закрытость участников рынка. У производителей бытовой химии нет такого комьюнити, как, например, у производителей воды и напитков. Компании хранят в секрете особенности технологий, рецептуры и менее охотно идут на диалог.
  • Метод незнаком респондентам. Customer Development хорошо знают представители IT и digital-сферы, он часто применяется при разработке цифровых продуктов. Но многие представители производственных компаний не имели опыта глубинных интервью и относились к ним с недоверием.

Проведение исследования

На старте мы сформировали план работ и согласовали с заказчиком. Результаты каждого этапа учитывали при подготовке следующих шагов.

  • Провели брифинг

Собрали информацию о компании, ее сильных сторонах, преимуществах оборудования и особенностях целевой аудитории.

  • Разработали анкеты

На основе этих данных разработали две разные анкеты для глубинных интервью ― для менеджеров по продажам компании и для клиентов. Вопросы сгруппировали по блокам:

  • характеристики и потребности аудитории,
  • критерии выбора оборудования,
  • путь клиента,
  • сценарии заключения сделки,
  • информационное окружение (где и как производители бытовой химии узнают новости отрасли, ищут поставщиков).

_________________________________________________________________________

Примеры вопросов:

  • Какие особенности вашей продукции нужно учесть при производстве оборудования?
  • По каким причинам вы можете совсем отказаться от покупки оборудования или выбрать другого поставщика?
  • Какой помощи вы ожидали при поставке, пусконаладке и запуске линии?

_________________________________________________________________________

  • Провели интервью с менеджерами по продажам

Клиент предложил двух кандидатов с разным уровнем знаний ― новичка и опытного продажника. Мы приехали на территорию клиента и провели с каждым из них интервью один на один.

  • Провели Cust Dev с клиентами

Сегментировали их по двум принципам:

Лояльность: постоянные, заключившие разовую сделку

Должность в компании: владелец бизнеса, снабженец, главный технолог

Чтобы снять опасения, заказчик предупреждал своих клиентов и получал согласие на интервью. Затем мы связывались с ними и договаривались о времени созвона.

Скрипты адаптировали под каждого респондента в зависимости от истории его отношений с заказчиком

Выяснилось, что производственники не пользуются Zoom, Skype, Google Meet и другими подобными сервисами. Мы созванивались по каналам связи, удобным для респондентов: Telegram, WhatsApp, телефон. Записывали разговоры с помощью встроенного ПО или на диктофон по громкой связи. По просьбе отправляли вопросы на почту, чтобы человек предварительно ознакомился с ними и поднял информацию о закупке.

  • Проанализировали сайты конкурентов

Мы составили список конкурентов, которых называли:

  • заказчик,
  • его клиенты,
  • и заказчик, и клиенты.

Затем провели экспресс-анализ сайтов этих предприятий. Изучили:

  • позиционирование,
  • преимущества компании и оборудования,
  • целевую аудиторию,
  • типы контента,
  • триггеры доверия,
  • варианты захвата лидов.
Фрагмент анализа одного из основных конкурентов

Обработка результатов

Мы записали ключевые моменты всех интервью и анализа конкурентов, а потом систематизировали их в Google-таблицах. Рассказываем, как использовали полученные данные.

  • Составили CJM

По результатам исследования мы сформировали две CJM:

  1. Как производители бытовой химии ищут поставщиков по офлайн- и онлайн-каналам.
  2. Какой путь проходят лиды от обращения в компанию до заключения сделки и запуска оборудования, а также при каких условиях возвращаются с новыми заказами.
Фрагмент схемы по поиску поставщиков: что служит триггером, с чего начинают искать, какие каналы задействуют

Прояснился один важный момент: надо продавать при личной встрече с потенциальными клиентами. Конверсия в продажу после встречи очень высокая.

Дмитрий Акатьев, директор ПО «Пакка»
  • Описали УТП и позиционирование компании

Мы выделили преимущества и сильные стороны компании. Сформулировали УТП на основе реальных цитат клиентов. Пара формулировок оказалась очень удачными и цепляющими: ни на каком мозгоштурме такие не придумаешь.

Еще составили два списка:

  • критерии выбора оборудования,
  • общие опасения, которые возникают у потенциальных клиентов при обращении в компанию.
Пример инсайта: менеджеры отдела продаж говорили, что лиды чаще всего не конвертируются в сделку из-за цены оборудования. А реально клиенты принимают решение по-другому.
  • Разработали контент-стратегию

Мы увидели, что большинство конкурентов не занимаются системным контент-маркетингом. Создание экспертного контента могло бы помочь в борьбе за «химиков».

В стратегии мы прописали рекомендации по работе с аудиторией на всех этапах воронки продаж. Для каждой стадии разработали:

  • форматы контента,
  • темы,
  • каналы продвижения,
  • возможные площадки для дистрибуции.

Опирались только на данные, полученные на глубинных интервью. Например:

✅ Все респонденты назвали выставки как один из приоритетных каналов для поиска поставщиков оборудования.

Цитаты из исследования

❕ Мы предложили клиенту несколько вариантов участия в выставках ― от аренды стенда до выступления в рамках деловой программы, составили график выставок с примерными темами докладов.

❌ Не подтвердилась гипотеза, что респонденты читают научные журналы для химиков. Все ссылались на отсутствие времени и бесполезность теории для решения практических задач.

  • Сформулировали гипотезы и офферы

По результатам исследования мы сформулировали около 20 гипотез, которые можно использовать не только для контент-стратегии, но и для разных маркетинговых активностей:

  • офферов в рекламе,
  • коммерческих предложений,
  • разработки бонусной системы для клиентов.
Слева тезис, который озвучили респонденты, справа ― варианты офферов для рекламы
  • Составили план работ по контент-маркетингу

Совместно с клиентом выбрали приоритетные каналы коммуникаций, составили план работ и приступили к его реализации.

Результаты

Материалы исследования помогли:

  1. Подтвердить или опровергнуть ряд гипотез, выдвинутых заказчиком. В первую очередь сфокусировались на тех инсайтах, которые назвали несколько респондентов.
  2. Точно узнать, что волнует клиентов и влияет на их выбор. Это тезисы, а не полноценная маркетинговая стратегия, но менеджеры по продажам могут их использовать в разговорах с клиентами.
  3. Обнаружить пробелы в маркетинговом плане компании и понять, где нужно усилить присутствие в инфопространстве.
  4. Разработать и запустить контент-стратегию для привлечения производителей бытовой химии.

Мы получили концентрат очень полезной информации. Это позволило не только разработать пути продвижения и маркетинга, но и сгенерировать много новых идей как для маркетинга, так и для отдела продаж.

Исследование проводил очень талантливый контент-маркетолог. Она задает простые вопросы, респондент подробно отвечает, а потом из этого извлекается то, что действительно важно. Команда аккаунт-менеджеров тоже показала себя хорошо, коммуникация была быстрой и четкой.

Дмитрий Акатьев, директор ПО «Пакка»
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда