С 1 сентября за рекламу своего бизнеса в интернете можно получить штраф 500 000 рублей

Разбираемся с маркировкой рекламы для малого и среднего бизнеса.

Уже с 1 сентября юрлиц начнут штрафовать до 500 000 руб. за каждое нарушение правил маркировки. При этом, как показало июньское исследование Ассоциации интерактивной рекламы (АРИР), только 19% участников рекламного рынка полностью готовы исполнять требования закона о маркировке, а 10% признались, что не знают, что и как нужно маркировать. Объясняем, в чем дело и как быть, чтобы не нарваться на штрафы.

И начнем с ответа на главный вопрос: да, если вы ведете бизнес и даете рекламу в интернете, вам точно нужно ее маркировать. Есть и хорошие новости: какую-то часть работы уже взяли на себя крупные рекламные платформы, какую-то можно без проблем делегировать.

Что за закон и зачем он

Согласно закону № 347-ФЗ, который внес поправки в закон «О рекламе», с 1 сентября 2022 года каждый рекламный креатив нужно регистрировать до публикации, а после — ежемесячно отчитываться о его открутке и затратах в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Информацию для передачи в ЕРИР собирают операторы рекламных данных (ОРД), они же принимают креативы на регистрацию и выдают им идентификаторы — коды для отслеживания.

Под эти требования подпадают:

  • все рекламодатели;
  • площадки, которые размещают рекламу у себя — от Яндекс Директа до микроблогера;
  • посредники, то есть агентства и платформы для размещения рекламы.

Маркировать при этом нужно любую рекламу в интернете — от баннеров до постов в соцсетях.

Исключения есть, но мало. Маркировать не нужно:

  • объявления в каталогах вроде Авито и Юлы;
  • рассылки информации о своих товарах по своей базе через email и push;

  • рекламу в составе теле– и радиоэфиров, которые транслируются в интернете без изменений;
  • социальную рекламу — у нее есть свой оператор.

В Роскомнадзоре считают, что система учета интернет-рекламы сделает рынок прозрачнее, а отношения между его участниками — справедливее. А в Минцифры уверены, что процессы в интернете пора формализовать и навести в них порядок.

Чтобы разобраться со всеми тонкостями маркировки рекламы, присоединяйтесь к серии вебинаров, на которых эксперт eLama Никита Кравченко расскажет:

— Кого, за что могут штрафовать по закону о маркировке

— Как маркировать рекламу в Telegram, у блогеров и в СМИ

— Что делать бизнесу и рекламному агентству, чтобы соблюсти все требования закона

— Как на практике получать идентификаторы и отчитываться в операторе рекламных данных

Выбирайте темы, регистрируйтесь на удобное время и приглашайте коллег, вместе разберемся в нюансах маркировки интернет-рекламы.

Как выглядит маркировка

Есть три признака правильно промаркированного объявления:

  • Пометка «Реклама» — заметная, читабельная и именно такая: семь букв, не «Спонсировано», не «Нативка» и т. п. (только без кавычек, кавычки наши).
  • Сведения о рекламодателе: ссылка на сайт, если на нем есть такая информация, или название организации плюс ИНН/ОГРН, если по одному названию сложно безошибочно определить, что это за компания. То есть если вы не АО «Тинькофф Банк», который такой один, а ООО «Галактика» — ОГРН лучше указать.
  • Идентификатор (иначе — токен или erid) — уникальный буквенно-цифровой код, который ОРД дает каждому рекламному креативу при регистрации. Он вставляется в кликовую ссылку.

Вот так: elama.ru/?erid=XXX, где XXX — идентификатор.

Если ссылки нет — то в начало текстового блока, поверх изображения или видео текстом: erid: XXX.

Как происходит маркировка по закону

Утвержденная законом процедура включает три этапа, в которые нужно:

  1. Зарегистрировать в ОРД атрибуты договора (предмет, номер, дату, сумму, признак НДС) и информацию о сторонах (ИНН, название, ОГРН/ОГРНИП).
  2. Зарегистрировать в ОРД креативы, получить токены и добавить их в объявления.

  3. Подать отчет о договорах и актах по рекламе, о других участниках цепочки размещения, о статистике креативов с точностью до площадок.

Выглядит страшно. Но если вы рекламодатель, а не агентство, например, всё это проще, чем кажется. А может быть еще проще.

А можно вообще не маркировать?

1 сентября 2023 года — дата вступления в силу закона о штрафах за нарушение правил маркировки:

  • до 100 000 руб. для граждан;
  • до 200 000 руб. для должностных лиц;
  • до 500 000 руб. для юридических лиц.

Наказывать рекламодателей и посредников собираются за нарушения:

  • порядка подачи отчетности в ЕРИР — если не подали, не уложились в сроки (30 дней после размещения), предоставили ошибочную, недостоверную, неактуальную информацию;

  • использования идентификатора — если не получили его или не добавили к креативам.

Причем наказания за несколько нарушений будут суммироваться. То есть за три поста без erid юрлицо заплатит не 500 000 руб., а 1,5 млн руб.

То есть рано или поздно разбираться всё же придется — только это может стоить больших денег.

Ок, что делать?

Все креативы, с которыми вы как рекламодатель можете иметь дело, сейчас можно разбить на четыре большие группы в зависимости от того, как происходит их маркировка.

  • Объявления в крупных рекламных системах: Яндекс Директ, Яндекс Бизнес, VK Реклама и так далее.

У таких гигантов есть собственные ОРД, поэтому с ними всё совсем просто: вы создаете кампании как создавали, а маркировку и отчетность берет на себя система. Всё, что требуется от вас — внести в рекламные кабинеты нужную информацию: ИНН, атрибуты и так далее. Кстати, если вы размещаетесь через eLama, это нужно сделать только один раз — мы сами всё передадим в рекламные системы.

  • Объявления на других площадках — например, сайтах вроде vc.ru.

Их нужно регистрировать и отчитываться о них самостоятельно. По договоренности это можете сделать либо вы, либо сама площадка, либо посредник. Обязательства важно отразить в договоре. Подробнее об этом — в материале нашего юриста.

  • Объявления Telegram Ads.

Официальная платформа мессенджера уже дает возможность добавить к объявлениям токены, но пока не интегрируется с ОРД по API. А это значит, что каждое объявление нужно загружать в ОРД вручную, после чего так же вручную добавлять токен в объявление в кабинете. А по истечении месяца переносить статистику по каждому объявлению в ОРД для отчетности.

Процесс можно упростить: в кабинете eLama вы можете получить токены на креативы для Telegram Ads, добавить статистику по промаркированным креативам, заполнить отчет по откруткам и отправить его в ЕРИР — все в удобном интерфейсе с подсказками и подсветкой ошибок. А если вы ведете рекламу на посадочную страницу внутри Telegram — канал, чат-бот или пост — просто подключите в eLama автомаркировку и избавьтесь от необходимости что-то делать руками.

  • Нативные размещения у инфлюенсеров — в блогах, соцсетях, Telegram.

Выдать оплаченное размещение за личный опыт больше не получится: интеграции у блогеров теперь тоже нужно помечать как рекламные

Если вы заказываете рекламу у блогера как рекламодатель, обсудите с ним отчетность: удостоверьтесь, что он планирует ее подавать или договоритесь с ним, что будете подавать ее сами, чтобы соблюдать закон. Делать это пока придется вручную: регистрироваться в ОРД, регистрировать там договор с блогером и креативы, передавать токены блогеру, чтобы вставил их в посты, получать у него статистику, вносить ее в кабинет ОРД и отправлять отчетность.

Через eLama уже можно маркировать размещения у блогеров. Сейчас это происходит так: менеджер помогает подобрать блогеров, промаркировать креативы и отправить отчетность. Мы работаем над тем, чтобы упростить и частично автоматизировать эту процедуру — тогда маркировать рекламу у инфлюенсеров можно будет проще и быстрее в одном окне с остальной.

Закон до сих пор вызывает массу вопросов. На некоторые из них мы отвечаем в FAQ о маркировке рекламы, другие разбираем в статьях, вебинарах, прямых эфирах, которые публикуем в Telegram-канале по проблемам маркировки. Так что бояться новых правил не стоит — без поддержки мы вас не оставим. Главное — начать разбираться как можно быстрее.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Mikhail Che

гребаные извращенцы, которые дрочат на заполнение бумажек придумывали этот закон

если реально все будет жестко по штрафам, то несколько сотен тысяч мелких блогеров будут вынуждены перестать продавать рекламу

а значит бюджеты пойдут в другие места, а значит опять вырастет цена клика, а значит вырастут цены на все, опять инфляция и никто не будет знать почему же и откуда же она берется

Ответить
Развернуть ветку
Kira Nikolaev

ну вот с какого лешего они БУДУТ ВЫНУЖДЕНЫ перестать продавать интеграции? Это не дополнительные налоги, не поборы, не введение лицензий и прочих рукостучательных средств. Просто пойди и РУКАМИ за 30 СЕКУНД отправь данные. Гемор? Возможно. Но не паникерство

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Ты думаешь кто-то заключает договоры на рекламу за 500 рублей?

Ответить
Развернуть ветку
Kira Nikolaev

да при чем здесь сумма договора?)

Ответить
Развернуть ветку
Jiu and vali

При том. У некоторых ОРД будет минимум 5к + еще за каждый креатив отсчисления.

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда