Зачем компании индекс деловой репутации и как его получить
Ольга Птицына – эксперт по сертификации систем менеджмента, эксперт по оценке опыта и деловой репутации АНО «НТЦ «ТехноПрогресс».
Деловая репутация – важная составляющая конкурентоспособности компании. И опытные предприниматели, и амбициозные руководители стартапов, регулярно участвующие в тендерах, сталкиваются с необходимостью подтверждения собственной репутации.
Традиционно компании демонстрируют деловую репутацию, основываясь на данных об опыте, стаже и компетентности персонала, положительных отзывах клиентов. Однако продвинутые инициаторы закупок меняют свой подход к требованиям и просят потенциальных поставщиков сопровождать тендерные документы «Индексом деловой репутации».
Эти сведения вносятся в сертификат вместе с числом от 0 до 100, которое и служит индексом репутации, сложившейся у компании за годы существования на рынке. В дальнейшем индекс поможет сформировать уровень доверия и мотивации для обращения к услугам компании или покупки ее товаров.
Полезный индекс
Понятие оценки деловой репутации появилось в России недавно. Основополагающий стандарт был утвержден в 2015 году (ГОСТ 66.0.01-2015) и пересмотрен в 2017 году (ГОСТ 66.0.01-2017). С этого момента в тендерных заявках стали появляться требования о наличии оценки деловой репутации у участников. Это не противоречит ФЗ №44, в котором говорится, что заказчик вправе предъявлять дополнительные требования к репутации участников госзакупок.
Польза для компании, получившей индекс деловой репутации заключается в формировании положительного имиджа и повышении конкурентоспособности. Кроме того, индекс позволяет объективно оценить свою весомость на рынке, сравнить себя с конкурентами и понять, что стоит улучшить.
И еще это хороший способ обеспечить максимально объективное подведение итогов тендеров и электронных аукционов. Зачастую о репутации компании судят по ее «возрасту». Индекс же складывается из множества факторов, и время присутствия компании на рынке – лишь один из них. Благодаря этому стартапы имеют шанс набрать репутационные баллы за счет других параметров и зарекомендовать себя в качестве надежного поставщика.
Индекс деловой репутации каждый устроитель тендера может устанавливать самостоятельно. Как правило, к участию в тендере принимаются заявки участников, индекс репутации которых не меньше 75.
2 + 2 = деловая репутация?
Существуют как общие, так и отраслевые, стандарты и правила оценки деловой репутации. Пока эти документы предусмотрены лишь для некоторых отраслей, в частности, для строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий, охранной деятельности, перевозок, пожарной безопасности.
Факторы, в свою очередь, состоят из субфакторов. Например, «История» включает в себя субфакторы «Период профессиональной деятельности» и «Добросовестность».
При расчете индекса орган по сертификации руководствуется общими и отраслевыми стандартами для определения факторов, субфакторов и коэффициентов весомости в соответствии со сферой деятельности компании.
Все субфакторы и коэффициенты для каждой отрасли высчитаны таким образом, что при их максимальном значении индекс будет равен 100 баллам.
Фактор «Средства» состоит из «Финансовой устойчивости» и «Финансовой автономии», «Рентабельности» и «Ликвидности». Кстати, львиная доля индекса репутации зависит именно от этого фактора. Если компания проводила финансовый аудит, то задача по сертификации упрощается. Если нет, то аудитом займется орган по сертификации. Важно, чтобы отсутствовали задолженности и был порядок с кредитными средствами в балансе. Проверяется не менее 10% документов (отчетов, счетов, договоров) за время, в течение которого компания существует на рынке.
При оценке фактора «Кадры» учитываются: стаж работы, наличие профильного образования, квалификация сотрудников; награды и звания управленческого состава и специалистов разного уровня.
Для получения высокого балла за фактор «Имидж» необходимо, чтобы у компании отсутствовали нарушения и срывы сроков оказания услуг. Наличие сайта также добавляет баллы компании. Учитываются и положительные отзывы клиентов, причем как официальные отзывы на бумажном бланке, так и отклики в интернете. Важны публикации в СМИ. Каждая из них – вклад в субфактор. Орган по сертификации должен проверить не менее 30 материалов о компании и оценить, в каком ключе она упоминается.
Один из субфакторов «Имиджа» – сертификаты, имеющиеся у компании. Например, сертификат на систему менеджмента качества позволит получить только половину баллов этого субфактора. А если наряду с этим документом в наличии сертификаты на систему экологического менеджмента и систему менеджмента охраны труда, к субфактору добавится 100 баллов.
Фактор «Достоверность» проверяется в ходе выездного аудита. Эксперт отправляется в проверяемую компанию, чтобы увидеть рабочие процессы своими глазами, сделать фотографии для формирования личного дела (обязательный этап сертификации) и получить комплект документов, необходимых в соответствии с требованиями профильных стандартов.
Лайфхаки
Компаниям, существующим на рынке меньше трех лет, сложнее добиться высокого индекса, так как они очевидно проседают из-за фактора, складывающегося из истории и опыта. Выход для них – быть лучше в других пунктах. Есть шанс, что орган по сертификации высоко оценит «Кадры», «Имидж» и «Средства».
Компаниям с 20-летним опытом проще получить индекс, близкий к 100 баллам. Добиться этого можно, если значения всех субфакторов максимальны. Например, если компания финансово независима, часто упоминается в СМИ, на ее балансе достаточное количество оборудования, а в штате сотрудники с солидным рабочим стажем, кандидаты наук и обладатели наград.
Например, если в штате компании появится кандидат наук или будет куплено новое современное оборудование, индекс станет выше. Да и каждый отработанный год добавит баллы в репутационную копилку компании.
Полностью поддерживаем, подтверждение качества организации это очень сложная и ответственная деятельность.
Система сертификации “Системы Оценки Российского Бизнеса” содержит максимально полную и подтвержденную информацию о допусках организации, разрешенных видах деятельности, квалификационном составе организации, исполненных контрактах и много другое.
Системы Оценки Российского Бизнеса — это источник достоверной информации об организациях для квалификационного отбора исполнителя для тех или иных задач, поскольку все сведения проходят тщательную проверку со стороны комиссии по подтверждению соответствия, подкрепленную документально.
ООО “Единый Исследовательский Центр Экспертизы и Аттестации” разрабатывает и внедряем эффективные механизмы выбора поставщиков, которые способствуют повышению качества исполнения контрактов, а не желанию сэкономить на всем!
ООО “Единый Исследовательский Центр Экспертизы и Аттестации” является участниками технического комитета по стандартизации №66 и является разработчиком Национального Стандарта ГОСТ Р 66.0.01 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности» в 2015г. и 2017г.:
docs.cntd.ru/document/456070646
docs.cntd.ru/document/1200157737
docs.cntd.ru/document/1200121935