Рубрика развивается при поддержке

Сколько на самом деле стоят респонденты. Рассчитываем экономику рекрутинга для исследований

Маркетинговые и UX-исследования — стандарт для digital индустрии. Чтобы сделать востребованный продукт, надо знать свою аудиторию. Для этого продакт-менеджеры и дизайнеры используют подход Customer Development, проводят интервью, фокус-группы и юзабилити-тесты. Правда, начиная новый ресерч, менеджеры редко задумываются о том, сколько на самом деле уйдет на него времени и денег. Мы посчитали сколько стоит каждый метод поиска респондентов.

В закладки

Сказка о потерянном времени

Среди продакт-менеджеров в моде Customer Development. Это метод создания продукта, в котором за основу берутся потребности пользователя. Тренинги и вебинары учат проводить исследования и находить полезные инсайты в общении с аудиторией. Главный популяризатор CustDev Иван Замесин утверждает: чтобы быстро вывести работающий продукт на рынок, надо приучить себя регулярно собирать фидбэк.

Звучит все просто: разговариваешь с четырьмя пользователями в неделю, собираешь данные, тестируешь фичи и в итоге получаешь лучший продукт на рынке. При этом время на проверку продуктовых гипотез сокращается в разы.

Но на деле CustDev стоит дороже, чем кажется. Евангелисты не учитывают важную переменную — время, которое продакт-менеджер тратит на поиск респондентов для исследования. А время — это всегда деньги.

Сколько стоит час продакт-менеджера

Один час работы продакт-менеджера в крупной компании стоит 2100 ₽. По данным Benchmark Executive Recruitment, средняя зарплата для должности в Москве — 200 000 ₽. Однако в реальности компания тратит на специалиста больше.

Если сотрудник устроен официально, компания обязана ежемесячно отчислять за него деньги в пенсионный фонд — 22% от заработной платы, фонд социального страхования — 2,9%, и оплачивать ФОМС — 5,1%. Кроме того, она оплачивает сотруднику 28 дней отпуска и праздники. Таким образом, работодатель переплачивает минимум 70% от заработной платы — 140 000 ₽ в месяц. Один час работы продакт-менеджера с учетом отчислений стоит 2125 ₽.

Хорошие компании вкладываются в своих сотрудников. В год они могут тратить около 100 000 ₽ на обучение ценных специалистов. Не стоит забывать о дополнительном медицинском страховании — это 35 000 ₽ на человека. Сюда же можно добавить расходы на найм и адаптацию специалиста

Есть еще и косвенные расходы, но подсчитать их гораздо сложнее. Это затраты компании на аренду офиса, оборудование рабочих мест, технику и дополнительный персонал. «Хорошие компании вкладываются в своих сотрудников. В год они могут тратить около 100 000 ₽ на обучение ценных специалистов. Не стоит забывать о дополнительном медицинском страховании — это 35 000 ₽ на человека. Сюда же можно добавить расходы на найм и адаптацию специалиста,» — рассказывает Дарья Дробышевская, менеджер по компенсациям департамента корпоративных инвестиций ведущего российского банка. В итоге получается, что компании час работы специалиста обходится минимум в 2300 ₽.

«Это нормальная цена для высококлассного специалиста», — считает Никита Буланов, партнер компании Benchmark Executive Recruitment, — «У продакт-менеджера есть свой пул задач. Например, запуск сложных бизнес-процессов, продвижение продукта на рынке, приоритезация фич и управление командой». Самостоятельный поиск респондентов занимает много времени. Это муторная, ручная работа, которую проще отдать на аутсорс.

Как ищут людей и сколько это стоит

Существует пять основных способов найти респондентов для исследования: на улице, в собственных клиентских базах, социальных сетях, на сайтах вроде YouDo и с помощью агентства. Мы рассчитали стоимость каждого способа, чтобы проверить, какой из них дешевле и удобнее для компании.

Guerilla Testing (партизанское тестирование)

Простой способ для тех случаев, когда нет времени объяснять. Партизанское тестирование проводят в местах скопления целевой аудитории: на улицах или торговых центрах. Исследователь опрашивает обычных прохожих.

Когда подходит 👍

  • У продукта широкая целевая аудитория. Например, так можно собирать фидбэк у покупателей в магазине. Или проверять сервис для ремонта на выходе из строительного магазина.
  • Тестирование занимает до пяти минут. Люди спешат по делам, у них нет времени отвечать на кучу вопросов.
  • Если бюджета на тест нет совсем, то партизанское исследование — возможный выход.

Не подходит, если 👎

  • Нужна специфическая аудитория. Вероятность встретить на улице мужчину 35 лет, активно использующего приложение конкретного банка, стремится к нулю.
  • Нужно провести глубинное интервью. К сожалению, люди редко готовы потратить час времени на обсуждение продукта. Они вечно куда-то спешат. За исключением ситуаций, когда человек вынужден долго чего-то ждать. Например, он стоит в очереди в визовом центре или сидит аэропорту.

Имейте ввиду 🤔

Люди шарахаются от ваших вопросов. Редкий человек готов разговаривать с незнакомыми людьми без опознавательных знаков. Прежде чем предлагать поговорить о бренде, наденьте спецодежду с логотипом компании.

................................................................................................................................
Время: до 8-ми часов (за 10 коротких интервью).
Стоимость: от 18 400 ₽ (за 10 респондентов).

База собственных респондентов

Предложите поучаствовать в исследовании собственным пользователям. Позвоните клиентам или предложите поучаствовать в исследовании через почту, баннеры на сайте, пуш-уведомления или SMS.

Это не самый быстрый и эффективный способ, если менеджер решил заняться поиском самостоятельно. «Я сам звонил клиентам, искал респондентов через фейсбук, клиентов обзванивал наш колл-центр. Исследование нашей работы показало, что конверсия усилий в физический приход респондента была очень низкой — больше 70% усилий не имели выхлопа», — рассказывает Лебедев, product owner сервиса Qlean. На поиск человека уходит в среднем уходит час. Но половина респондентов не приезжает, поэтому с учетом конверсии закладываем еще 30 минут.

Когда подходит 👍

  • Нужно исследовать текущую аудиторию.
  • Необходимо узнать мнение лояльных пользователей.
  • Вам нужна редкая аудитория с очень специфическим поведением. Например, те, кто только что купил товар или удалил приложение.

Не подходит, если 👎

  • У вас нет собственного колл-центра. Если не использовать внешние ресурсы, можно погрязнуть в звонках.
  • Нужно узнать мнение нейтральных пользователей. Чаще всего на звонки откликаются либо лояльные клиенты, либо проблемные. Первые будут все перехваливать, а вторые жаловаться на собственные проблемы. Проверить гипотезу на них будет сложно.

Имейте в виду 🤔

  • Люди долго отвечают на e-mail. Заложите несколько дней на ожидание ответа.
  • Нужно подумать о вознаграждении. Для лояльных пользователей подойдет мерч, для остальных подготовьте промокоды и скидки.
  • Разделите аудиторию на сегменты. Не надо спамить всю базу слишком часто, это может разозлить ваших пользователей.
  • Проверьте пользовательское соглашение. Возможно, вы не имеете право использовать персональные данные для исследований. Вам может грозить штраф по закону ФЗ-152. По нему, кстати, предусмотрена еще гражданская, уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.
  • Менеджеру точно понадобится помощь коллег при выгрузке больших баз данных.

.................................................................................................................................

Время: 1,5 часа на одного доехавшего на интервью респондента.
Стоимость: от 54 500 ₽ (за 10 респондентов).
Из которых
- Время работы специалиста: от 34 500 ₽.
- Вознаграждения испытуемым: от 20 000 ₽.

Социальные сети

Продакт-менеджер размещает призыв поучаствовать в исследовании в социальных сетях и собирает отклики. Специалисты обычно размещают посты в Фейсбуке, потому что сами в нем сидят. Реже продакты закидывают их в ВК и почти никогда в Одноклассники, Инстаграм и Твиттер.

Конверсия из социальных сетей зависит от способа общения с респондентами. Если вы предлагаете созвониться по скайпу, отвалятся 30% согласившихся. До личной встречи доедет только половина респондентов.

Когда подходит 👍

  • Исследование b2b продукта, аудитория которого сидит в Фейсбуке. Это отличная сеть, чтобы найти маркетологов, продактов, дизайнеров, SEO и журналистов.
  • Широкая целевая аудитория. Например, компания опрашивает подписчиков групп в социальных сетях.
  • Нужная специфическая аудитория. Ее можно легко найти в тематических сообществах.

Не подходит, если 👎

  • Нужно услышать мнение клиента. В фейсбуке на призыв ответит слишком много коллег. Выборка сместится в сторону профессионалов и станет нерепрезентативной.
  • Нужно сделать опрос срочно. Если у вас мало друзей и подписчиков в социальных сетях, поиск респондентов может затянуться.
  • Вы держите исследование в тайне. Через социальные сети под видом респондентов к вам могут прийти конкуренты.

Имейте в виду 🤔

  • Чтобы отсечь неподходящих участников используйте Google Forms. Задавайте вопросы об опыте респондента в тестовой форме.
  • Будьте аккуратнее с персональными данными. Согласуйте с юристом формулировки, если собираете ФИО, телефон, email через анкету.
  • Будьте готовы платить за размещение поста в тематических группах. Он стоит от 100 до 50 000 ₽. в зависимости от размера сообщества.
  • Не раскрывайте все требования в посте. Люди будут стараться соответствовать им. На интервью придут те, кто не подходит для участия в исследовании.
  • Не забудьте про денежное или бонусное вознаграждение для респондентов.

...................................................................................................................................

Время: 30 минут на создание анкеты, 1,5 часа на распространение и 1 час на согласование встречи с каждым респондентом.
Стоимость: от 47 600 ₽ (за 10 респондентов).
Из которых
- Время работы специалиста: от 27 600 ₽.
- Вознаграждения испытуемым: от 20 000 ₽.

Поиск на специализированных сайтах

Иногда для исследований можно брать людей, желающих подзаработать. Их легко найти на специализированных сайтах или на YouDo. Проще всего разместить объявления на сайтах для поиска массовки и специальных порталах участников в опросах. Затем остается только ждать откликов. Кстати, до интервью не доедут 30% согласившихся респондентов.

Будьте аккуратнее, на специализированных сайтах много «ходоков» — людей, приходящих на исследования, как на работу. У них есть своя профессиональная деформация. Они вряд ли смогут рассказать что-то полезное о продукте.

Когда подходит 👍

  • Целевая аудитория — люди, нуждающиеся в подработке. Например, сантехники или курьеры.
  • Респонденты нужны прямо сейчас. Не очень важно какие именно.

Не подходит, если 👎

  • Нужны респонденты со средним или высоким доходом. Тут их точно не найти.
  • Нужны люди из разных сфер деятельности.

Имейте в виду 🤔

  • Заранее заложите бюджет на вознаграждения.
  • Не раскрывайте всех требований к респондентам. Людям нужны деньги, поэтому они легко могут вас обмануть. Плотник станет сантехником, москвич приезжим, а студент — курьером. Уточняйте подробности в личной переписке, задавая открытые вопросы.
  • Используйте сайты как дополнение к другим методам рекрутинга.

Время: 30 минут на создание анкеты, 1,5 часа на распространение и 1 час на согласование встречи с каждым респондентом.
Стоимость: от 47 600 ₽ (за 10 респондентов).
Из которых
- Время работы специалиста: от 27 600 ₽.
- Вознаграждения испытуемым: от 20 000 ₽.

Агентство по рекрутингу респондентов

Рекрутинг респондентов можно отдать на аутсорс. Для этого потребуется только отправить компании список требований к аудитории и расписание встреч с участниками исследования. Это можно сделать по почте или в мессенджерах. Всю остальную работу рекрутинговое агентство возьмет на себя.

Когда подходит 👍

  • Нужна аудитория конкурентов.
  • Нет времени на самостоятельный поиск. Есть более важные задачи.
  • В команде нет специалистов по рекрутингу респондентов. А осваивать новую профессию, разбираться в законе о персональных данных и правилах вознаграждения респондентов как-то не хочется.
  • Нужно провести исследование в сжатые сроки.
  • Продакт-менеджер стеснительный человек и не готов к холодным звонкам.

Не подходит, если 👎

  • Нужны очень специфические пользователи. Например, люди, удалившие приложение после вчерашнего редизайна. Таких проще найти через базу пользователей.
  • Нужна редкая, труднодоступная аудитория. Например, венчурные инвесторы с доходом 100 000 000 ₽, открывшие вклады в конкретном банке. На них проще выйти через сотрудников компании.

.................................................................................................................................

Время: 0, можно заняться другими делами.
Стоимость: от 40 000 ₽ (за 10 респондентов, включая вознаграждение).

Резюме

Бесплатных респондентов не существует. Их поиск — это всегда трата рабочего времени. Самый дешевый способ набора десяти респондентов, партизанское тестирование, в пересчете на человеко-часы будет стоить компании около 18 000 ₽. Или 8–10 часов времени продакт-менеджера.

Поиск по сайтам умеренно дешев, 44 150 ₽, но имеет несколько серьезных ограничений. На YouDo или порталах для поиска массовки найдутся в основном люди с низким уровнем дохода.

Остальные методы примерно сопоставимы по стоимости: обзвон своей базы — 54 500 ₽, социальные сети — 47 600 ₽, агентство — 40 000 ₽.

В UXSSR поиск одного респондента стоит от 600 до 1 300 ₽, это в 2-3 раз дешевле, чем самостоятельная работа продакт-менеджера. Мы используем те же методы поиска респондентов, просто работаем быстрее и эффективнее. Берем на себя про проблемы с отказами и оплатой респондентов. Не пропускаем «ходоков» на исследования и внимательно отслеживаем соответствие участников целевой аудитории. А заказчик в это время можем заниматься основными задачами.

Подписывайтесь на нас в Дзене, Фейсбуке, Телеграме или заходите наш мега-красивый блог.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Наталья Иванова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 16, "likes": 3, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 74594, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 09 Jul 2019 12:47:29 +0300", "is_special": false }
Какая реклама
приносит деньги?
0
{ "id": 74594, "author_id": 324269, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/74594\/get","add":"\/comments\/74594\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/74594"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Можете поделиться опытом по продолжительности опросов? Например, я использую гугл-формы и привлекаю к опросу людей, пользующихся одним из пяти мобильных приложений. Сколько дней подряд или с какой периодичностью нужно размещать призыв в сообществах? имеет ли смысл ставить сотрудника у выхода из строительного магазина в течение двух дней или достаточно только одного?

Ответить
1

Иван, привет! Продолжительность опросов - это сколько времени люди готовы терпеть общество интервьюера на глубинном интервью? 1-1,5ч если это сервисы и 2ч, если это тестирование игр.
Сколько дней подряд и с какой периодичностью - это зависит от того, сколько людей вам нужно. Мы однажды набрали 100 геймеров в Минске за 3 дня, размещали призыв с 16ти сообществах в соцсетях.
На сколько дней ставить сотрудника у выхода из магазина - тоже вопрос того, сколько вам нужно людей. Также зависит от навыка уговаривать людей поучаствовать.
Если человек с не очень хорошо развитыми коммуникативными навыками - бывает, что за весь день только 203 человека согласятся пообщаться. Если сотрудник профессиональный интервьюер - то можно 2-3 человека в час можно опросить.

Ответить
1

Наталья, привет! я так понял, что 203 это опечатка, должно быть 2-3 в день. Очень полезная информация для меня). Как стартаперу, мне предстоят опросы, но с аудиторией пока не так очевидно. Вроде определен круг пользователей приложений для знакомств, объявлений, ивентов и поиска работы. Но прохожие часто стесняются говорить о том, чем они пользуются и с какими трудностями сталкиваются. В любом случае, проект только в самом начале. Спасибо за ответ!

Ответить
1

Иван, успехов! От обсуждаемой темы отклик тоже зависит, про знакомства, конечно, будут стесняться. Лучше бы не на улице людей ловить, а в более спокойной обстановке, типа кафе

Ответить
0

только 203? несрьёзно. пр хорошик комнавыках будет 204, а то и 205. суперкомуникаторы достигают и 206, но это редко

Ответить
0

конечно, это опечатка. 2-3

Ответить
0

статья полезна, если игнорировать то ради чего она написана. конечно, выборкой людей из базы или интервью на улицах должен заниматься спец с окладом 200К, а не девочка-за-30К как в агентстве

Ответить
0

Все расчеты честные и по времени, и по деньгам. Что не так с девочкой за 30К? Она вполне справляется со своей ролью :)

Ответить
0

то, что наняв эту девочку самим, можно получить лучший результат за 15% от цены

Ответить
0

Попробуйте. Чтобы обеспечить скорость работы, которую приемлют компании сейчас, надо нанять 40 девочек, обучить, проработать вопросы с юристами о том, как хратить персональные данные, чтобы не нарушить ФЗ-152. Продумать, как заключать договора с респондентами, потому что вы не имеете права по закону их эксплуатировать без оплаты и договора. Продумать, как вы будете оплачивать вознаграждение. С карты на карту, сейчас уже не прокатит.
Это тоже самое, что сказать, что "проще нанять водителя с личным авто, чем ездить на такси". Кому-то проще, кому-то нет. Мы - такси :) Воспользовался - и по своим делам пошел, не заморачиваясь больше.

Ответить
0

я плакал, честное слово. вначале вы пишете, что компания всё может сделать сама, и приводите расчёты её затрат исходя из з/п в 200 тыщ. когда я говорю, что это может делать и девочка за 30 тыщ, внезапно вылезают совсем другие аргументы

Ответить
1

Поняла, к чему вы клоните. Разные аргументы, потому что для разных случаев рекрута работают разные схемы, я поясню.
1. Если нанять девочку к себе в команду, то интервью на улице уже не прокатят, потому что девочка за 30к не сможет сделать такое же интервью, как продакт за 200к (хотя, тоже можно оспорить).
2. Для поиска через свою базу или на сайтах типа Юду, девочка за 30 вполне справится, в компаниях часто используют свой КЦ
3. Для поиска в соцсетях одной девочки не хватит, потому что отклик слабый, и здесь на помощь могут прийти 40 девочек.
Остальная инфа про ПД, оплаты и пр. может быть интересна тем, кто думает, что надо всего лишь нанять девочку, это не так. Если продакт в компании крайне редко кастдевит, то скорее всего оплаты с карты на карту и неаккуратное обращение с персональными данными никто не заметит. Если часто - это риск. В крупных компаниях продакту даже добро на это могут не дать, потому что могут быть проблемы у всей компании.

Ответить
0

клиенты Qlean едут к ним в офис ради вознаграждения LOL

Ответить
0

Булат, привет! А почему это кажется смешным?

Ответить
0

типичные колиенты qlean платят 1000-1500 в час. зачем им в этот офис ехать ради 2000?

Ответить
0

Причины разные могут быть:
1. интересно
2. ко мне прислушаются и что-то изменят
3. все равно нечего делать

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }