{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Недоверчивая Россия: как менталитет влияет на экономический рост и инновации

Успех в бизнесе зависит от доверия покупателей. Продавать и товары, и услуги в разы сложнее, если люди вам не доверяют. Хорошая репутация и известность бренда могут повысить доверие, но что делать, если бизнес ведётся в стране, где высок уровень взаимного недоверия?

Как отмечает основатель стратегического агентства DT-Team, автор образовательной платформы «Нейростратегия» Евгений Григорьев, уровень доверия прямо связан с культурными особенностями и менталитетом. И для успешного роста эти особенности необходимо учитывать наравне с социально-экономическими факторами.

В этой статье разберёмся с уровнем доверия в России, с воздействием других культурных кодов на доверие, на доверие к маркетплейсам как показательный пример влияния менталитета на экономику.

Уровень доверия в России

В целом в России ситуация с доверием следующая. По опросам World Values Survey, лишь 22,9% респондентов из России доверяют окружающим людям. А 74,4% – подавляющее большинство – считают, что нужно быть очень осторожным при контакте с другими людьми.

  • При этом членам своей семьи полностью доверяет 85,1% респондентов.

  • Соседям полностью доверяют лишь 19,1% респондентов. 51% скорее доверяет, чем нет. И 22,7% не очень доверяют.
  • Схожее распределение наблюдается и в отношении тех, кого респонденты знают лично.

  • Людям, которых встретили впервые, полностью доверяют лишь 2,6%. Не особо доверяют 44,8% и совсем не доверяют 30,4%.

Как следует из исследования Янна Алгана и Пьера Каю, доверие прямо влияет на экономический рост. Если в России в целом доверяют окружающим 22,9 %, то в Швеции этот показатель равен 60 %. Из исследования следует, что если бы в России были сопоставимые показатели, то и доходы на душу населения в конечном счёте были бы на 69 % выше. Т.е. в целом качество жизни было бы на 2/3 лучше.

Вывод из этого достаточно простой: доверие – это источник экономического роста. И в масштабах государства, и в масштабах отдельной компании.

Регионы доверяют по-разному

Почему же в России так высок уровень недоверия? Одна из возможных причин кроется в особенностях менталитета. Например, Александр Аузан отмечает, что для граждан России характерно стремление избегать неопределённостей, а также боязнь изменений и новых ситуаций. Наиболее характерно это для регионов с сильной культурой коллективизма.

Условно всю Россию можно разделить на две: К-Россию (регионы с сильной культурой коллективизма) и И-Россию (регионы с сильной культурой индивидуализма). И-Россия – это крупные мегаполисы, а также регионы Урала и Сибири. К-Россия – это регионы Поволжья и Южной России. Да и в целом вся европейская часть страны за исключением крупных городов.

Чем эта ситуация важна для экономики? Люди из И-России больше склонны к риску и к самостоятельному принятию решений. Им в меньшей степени требуется какое-либо разрешение на действие. Люди из К-России в большей степени связаны в своих действиях и поступках с окружением: семьей, соседями. Это не слабость, а скорее «готовность пожертвовать, помочь, вступить во взаимодействие». Как следствие, спрос на сетевые взаимодействия, на инновации, на всё новое выше в И-России.

Маркетплейсы: противоречие между удобством и недостатком доверия

Например, достаточно ярко вышесказанное проявляется в сфере маркетплейсов. Им оказалось существенно проще проникнуть в те регионы, которые можно отнести к индивидуалистическим.

Интересна и ситуация с доверием относительно к маркетплейсам. Как следует из исследования «Путь покупателя в онлайн-торговле в 2022 году», 96% покупателей перед покупкой ищут информацию о товаре в интернете.

При этом 46% первым делом ищут товар на маркетплейсе. Подавляющее большинство отмечает их удобство в поиске товара и информации о нём. Но только 7 % опрошенных ищет информацию о товарах на маркетплейсах по причине доверия к ним.

При этом ещё меньше доверия к маркетплейсам у покупателей с низким уровнем дохода – всего 5%. У покупателей с высоким уровнем дохода степень доверия к маркетплейсам выше – 16%.

Во многом низким уровнем доверия можно объяснить и тот факт, что после поиска информации о товарах на маркетплейсе люди ищут её дальше: в поисковиках и на специализированных сайтах.

Среди факторов, важных для покупки, в приоритете оказались вовсе не широкий ассортимент, описание и фото товара. В приоритете как раз то, что связано с доверием: наличие отзывов и обзоров на товар.

Основные выводы

  • Россия делится на И-Россию (где сильны ценности индивидуализма) и К-Россию (где сильны ценности коллективизма). И-Россия – это города-миллионники и регионы Урала и Сибири. К-Россия – это регионы Поволжья, Южной России. В целом вся европейская часть страны за исключением крупных городов.

  • Спрос на инновации, готовность вступать в новые ранее непривычные взаимодействия выше в И-России. Стремление избегать неопределенностей и боязнь новых ситуаций сильнее в К-России.
  • Потому при выстраивании собственной стратегии развития нужно ориентироваться на то, в каком регионе придётся работать. Кроме этого, рекомендуется учитывать уровень доверия.

  • Доверие – это источник роста. Те же маркетплейсы, несмотря на удобство и востребованность, наличие отзывов и обзоров (которые должны повышать доверие к товарам) пользуются достаточно низким доверием у покупателей. Это тормозит их развитие в отдельных регионах.

А как работать с этим и другими факторами для выстраивания стратегии роста – мы рассказываем в наших YouTube - и Telegram-каналах!

0
1 комментарий
Вячеслав Дмитриев

"А 74,4% – подавляющее большинство – считают, что нужно быть очень осторожным при контакте с другими людьми"-я пожалуй отношусь к этой категории лиц

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда