{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Новая жизнь советских кинотеатров

Светлана Максимченко, генеральный директор Москино

«Культурная инициатива / лидерство в креативных индустриях» — комплексная программа мастерской управления «Сенеж» и университета креативных индустрий Universal University, направленная на тех, чьи идеи и деятельность определяют современную культурную среду. Креативные пространства, музыкальные фестивали, театральные площадки и галереи актуального искусства, частные издательства и рекорд лейблы — инициативы, которые сегодня формируют новый культурный код, расширяют креативный сектор экономики и придают своему региону туристическую привлекательность.

Один из экспертов программы — Светлана Максимченко, генеральный директор «Москино», делится своим опытом и рассказывает о том, как преобразились кинотеатры Москвы на примере кейса «Новая жизнь советских кинотеатров».

Суть и миссия

«Москино» — организация Департамента культуры, курирующая развитие городских кинотеатров, киносъемки в Москве и другие общегородские проекты в сфере кино. В управлении «Москино» находится сеть из 13 кинотеатров: «Космос», «Звезда», «Факел», «Спутник», «Юность», «Берёзка», «Молодёжный», «Искра», «Сатурн», «Полёт», «Салют», «Вымпел» и «Тула».

Впрочем, когда два с половиной года назад я возглавила «Москино», сложно было назвать это сетью, скорее — разрозненные районные кинотеатры, которые объединяло лишь то, что все они находятся в собственности города и плачевное состояние, общее для всех. Неприветливый персонал, устаревшее оборудование, неудобные и потертые временем креслы в залах и диваны в фойе, но главное — отсутствие интересного контента, качественных событий и программ специальных кинопоказов. Поставленная передо мной и командой задача звучала предельно лаконично и объемно одновременно — вернуть жизнь в кинотеатры, сделать их гостеприимными для зрителя и привлечь аудиторию, влюбленную в кино.

Исходя из этого, был составлен комплекс мер, направленных на решение глобальной миссии. Мы объединили кинотеатры в сеть с единым управлением, программированием и под общим брендом. С самого начала мы решили действовать по-новому, уделяя при этом должное внимание и уважение истории этих мест. Все кинотеатры «Москино» были построены в советское время, что заставило нас сохранить напоминание об уникальной стилистике 60-х, но в современной интерпретации. За два года во всех 13 кинотеатрах были произведены локальные работы по модернизации, обновлению и ребрендингу, а также ремонты фойе, фасадов, кинозалов, обновление вывесок и лайтбоксов под афиши.

Вслед за формой, мы изменили содержание. Вопреки тому, чтобы развиваться по сценарию коммерческих киносетей, «Москино» стало развивать кинотеатры как культурную институцию. Основу программ кинотеатров составили специальные показы, просветительские и партнерские проекты, фестивали, авторское кино на языке оригинала и особый репертуар — например, театр в кино, кино-озвучка или короткий метр, мероприятия в формате Q&A с режиссерами. Мы сохранили пленочный показ во всех кинотеатрах, запустили программу «Синематеки», большинство из специальных показов, которой, остаются бесплатны для зрителя.

Летом мы вышли за стены кинотеатров и устроили серию показов на мобильном экране в необычных городских местах — на крышах, во дворах, и даже в бассейне. С целью привлечения новой аудитории, «Москино» организует крупные городские проекты. Так, в конце конце августа в Москве прошла масштабная акция «Ночь кино», в рамках которой состоялись предпремьерные показы лучших фильмов Каннского фестиваля и Кинотавра, кино-театральные перформансы, ретро-показы, смотр сериалов и короткого метра, а также экскурсии в производственные цеха и музеи кино.

В ближайших планах: проведение капитального ремонта 5 кинотеатров, благоустройство прилегающих территорий и продолжение локальных ремонтных работ и модернизации оборудования по всей сети.

Было/стало

Кинотеатр "Юность"

«Юность» на Октябрьском поле — мой любимый кейс. Впервые кинотеатр открыл свои двери в 1956 году. Его репертуар был рассчитан на детскую аудиторию и семейные просмотры. 50 лет спустя в нем стали появляться киноклубы для жителей района, любителей российского кино, а также проводиться военно-патриотические киномероприятия. Иными словами, истинным любителям кино в «Юности» было нечего делать.

«Юность» стал одним из первых кинотеатров, который был полностью переформатирован. Помимо кардинальных внешних изменений и косметического ремонта, в фойе открылась кофейня, полностью сменился персонал, а главное — репертуар. Теперь «Юность» показывает только фестивальное, авторское кино, кино на языке оригинала с субтитрами. Результатом этих перемен стало то, что посещаемость кинотеатра существенно выросла, а основную часть посетителей составляет совсем другая аудитория, чем прежде.

Кинотеатра "Космос"

Построенный в 1964 году «Космос» на ВДНХ долгие годы сотрудничал с Центральной студией детских и юношеских фильмов им. М. Горького и являлся местом регулярных встреч публики с авторами фильмов и артистами. Мы сохранили флагманский статус «Космоса», как одной из крупнейших городских площадок для российских премьер и проведения кинофестивалей городского и международного уровня, но заметно благоустроили его внутри: поставили удобные зрительские кресла, модернизировали оборудование для кинопоказов и обновили фойе. Основную часть репертуара здесь составляет массовое зрительское кино, однако кроме него, теперь тут часто можно увидеть мировую классику на языке оригинала или фильмы в живой музыкальной озвучке.

Кинотеатр "Факел"

«Факелу» на Авиамоторной еще только предстоит капитальный ремонт с восстановлением второго исторического кинозала и большого фойе, но определенные успехи уже есть. В 2017 году кинотеатр, существующий с 1958 года на первом этаже сталинского жилого дома, заметно обновился снаружи — его фасад был отреставрирован и покрашен. Год назад в зрительном зале заменили кресла, спроектировали подъем рядов для более комфортного просмотра, установили современное освещение, новую вентиляционную систему и санузел. А одну из внутренних стен украсили названия культовых фильмов, перечисленных в шрифтовой фреске от голландских художников High On Type.

Кинотеатр "Звезда"

Камерный кинотеатр «Звезда», отмечающий в этом году свое 65-летие, в нулевых находился в аренде и работал в качестве кафе. Историческое значение этого места вернулось только после его перехода в сеть «Москино». В октябре прошлого года кинотеатр заново открыл свои двери после двухмесячного ремонта. Этого времени хватило, чтобы обновить историческую конфигурацию лестницы, обновить интерьеры, мебель и обустроить внутри кафе. Сегодня в монохромном фойе кинотеатра можно застать лекции, выставки и презентации, а основу регулярного репертуара «Звезды» составляют авторские картины.

Что дальше

Кинотеатры «Москино» сильно отличаются от коммерческих сетей, это важно учитывать как составлении комплекса мероприятий, направленных на их модернизацию, так и при подведении ее итогов. Во-первых, они находятся не в торговых центрах, а в отдельно стоящих зданиях или встроены в жилые дома. Это не крупные мультиплексы, а однозальники-двузальники, в которых царит совсем иная атмосфера. Все это мы используем как наши преимущества, которые желаем подчеркнуть.

На данный момент еще не все кинотеатры сети отреставрированы. Только что закрылись на ремонт «Салют» на Академической и «Молодежный» в Текстильщиках. В планах — ремонт устаревших инженерных сетей, благоустройство прилегающих территорий, а также развитие программ кинопоказов и запуск новых фестивалей.

Даже при том, что рынок кинопроката в целом падает, мы наблюдаем, что показатели кинотеатров «Москино» стабильно растут. Наша цель до конца 2019 года — 1 миллион зрителей. Глобально мы хотим, чтобы в Москве становилось больше тех, кто ходит в кинотеатры, регулярно смотрит фильмы на большом экране, и просто любит хорошее кино.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда