Райффайзенбанк меняет название. Что это: ребрендинг или локализация?
Райффайзенбанк направил несколько заявок в Роспатент на регистрацию новых товарных знаков в черно-белом и цветном вариантах – «R Bank» и «R Банк». В российской деловой газете «Ведомости» был опубликован материал про оценку будущих изменений. Алексей Андреев, управляющий партнер Depot, делится экспертным мнением по вопросу ребрендинга и локализации банка.
Как мы уже знаем, существует несколько сценариев цивилизованного ухода российского рынка. Все они направлены на сохранение доли, активов и лояльных клиентов. Никому не хочется терять позиции, наработанные десятилетиями. Все игроки понимают, что через некоторое время, когда появится возможность вернуться в Россию, нужно чтобы было место, куда вернуться. Просто уйти и хлопнуть дверью можно, но тогда твое место сразу займут. Такая ситуация наблюдается в любом сегменте экономики, и поэтому большинство уходящих компаний забирают с собой бренд и все его атрибуты: название, логотип и основные стилеобращующие элементы. Но сам бизнес, как таковой, остается – и ему нужны новые название и логотип, но такие, чтобы клиенты увидели основной посыл: бренд не ушёл, он просто сменил вывеску, все договоренности в силе, качество и набор услуг те же самые, или даже лучше и так далее.
Проводя ребрендинг, часто не получается ограничиться только лишь сменой логотипа. Все регламенты великих мировых брендов строго зафиксированы и охраняются брендбуками. Остающийся взамен ушедшему бренду, бизнес как правило не имеет права пользоваться ни фирменными цветами и шрифтами бренда, ни чем либо еще, устойчиво связанным с уходящим брендом. И тут за работу берутся брендинговые агентства, которые должны, не используя никакие атрибуты ушедшего бренда, создать новый образ, максимально напоминающий о «прародителе». Все ребрендинги по локализации – достаточно сложная работа.
Бренд Райффайзенбанк в России имеет очень высокие показатели и входит в топ 10, но это сейчас не имеет никакого отношения к его стоимости. Дело в том, что суть локализации западных брендов в том, что как таковой транзакции не происходит. Никто не покупает нематериальные активы и права у прошлых владельцев. Они передаются в рамках особых договоренностей. Чего, конечно, не скажешь о материальной собственности – заводах-пароходах. Но, и там, уходящие западные бренды часто остаются теневыми собственниками.
Слабых сторон у нового бренда Райффайзенбанка пока не видно – это зримо станет ясно, когда будут переоформлены все точки контакта Бренда с потребителем.
***
В нашем телеграм-канале вы можете найти новости про события на рынке брендинга и дизайна, а также свежие кейсы компаний из разных сфер бизнеса.