{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Стартап оказался фейком?

«AI-аватар полностью сгенерирован нейросетями: голос, мимика, жесты, внешность — всё это создал искусственный интеллект!» Посмотрите на этот потрясающий пример с видео. Но так ли это на самом деле, и кто такие ванхуны — разбираемся в большой прожарке.

Теперь конкретные примеры, вот цифровые аватары созданные китайскими компаниями Silicon Intelligence (не путать с похожей Калифорнийской) и Xiaoice:

Silicon Intelligence
Xiaoice

«Цифровые аватары полностью сгенерированы нейросетями! Голос, мимика, жесты, внешность — всё это создал искусственный интеллект!» ©

Это же просто какой-то запредельный уровень проработки, да ещё и генерируется он-лайн, в режиме реального времени!

Почему именно такие аватары и зачем они копируют устаревшую модель «магазина на диване»?

Рынок

Во-первых: оказывается, формат телемагазинов вовсе не умер. Да, на фоне общего экономического спада из-за пандемии, было небольшое падение, как и у всех, при этом, каждый год фиксируется рост где-то на уровне 1,3%. Объём рынка в 2019 году составлял 44 миллиарда долларов США.

Во-вторых: в развивающихся странах — это вполне себе канал продаж с высокой маржинальностью продаваемых товаров.

Конечно, самый главный «враг» телемагазинов — это интернет, который отжирает долю продаж в развитых странах (в развивающихся странах рост из-за развития сотовой связи, когда туда повсеместно проберётся интернет, то и рост прекратится).

При этом, азиатская культура потребления товаров нашла путь в совмещении этих двух технологий: телемагазина и интернета.

В Китае даже возник отдельный термин: «ванхун» (сокращение от «интернет-знаменитость» на китайском) — это блоггеры-инфлюенсеры, которые рассказывают про разные товары в формате прямых трансляций.

Чтобы понимать масштаб: 363 миллиарда долларов США — оборот товаров проданных через социальные сети. Это в 10 раз превышает аналогичную нишу рынка Штатов.

Почему это так хорошо работает в Азии?

Доступ к потребителю

Низкий порог входа для покупки дешёвого мобильного телефона и доступа в скоростной интернет, поэтому это могут позволить многие, а с учётом количества населения — целевой аудитории предостаточно.

Техническая интеграция

  • WeChat (супер апп, там есть почти всё),
  • Weibo (сервис микроблогинга, помесь «Свиттера» и «Мордокниги»),
  • Douyin (аналог TikTok),
  • Xiaohongshu (китайский «Нельзяграм» + Amazon, где изначально формировались туристические шоппинг-гайды),
  • Meipai (социальная сеть для видео, где девушки могут делиться своей жизнью),
  • Tmall (онлайн розница для B2C, принадлежит Alibaba Group),
  • Taobao (платформа для C2C торговли, принадлежит Alibaba Group),
  • и другие...

Все эти сервисы предоставляют возможность стриминга или размещения своих роликов и тут же бесшовного перехода на карточки товаров с их последующей покупкой.

Стремление к коллективизму

Это уже национальная особенность, когда люди смотрят на других людей и хотят обладать теми же вещами.

Пандемия

Тот самый «секретный ингредиент», который очень сильно бустанул отрасль, как Чёрный лебедь Нассима Талеба.

Конкуренция

Это не забастовка. Это молодые инфлюенсеры на обочине Интернета.

Как и на любом конкурентном рынке с низким порогом входа — начинается настоящее рубилово за каждого зрителя, которому потом продают «очень нужные» товары.

Дошло до того, что пришлось вмешаться правительству и зарегулировать данную отрасль.

Дело в том, что для привлечения зрителей ванхуны начали использовать различные «приёмы», которые были на грани фола, например:

Частичная нагота. На такие стримы залетает большое количество смотрящих («хлеба и зрелищ!»), поэтому девушки не гнушались тем, чтобы вести стримы в купальниках, халатиках, пижамах или просто с полотенцем на голое тело, как будто только из душа и вот не терпится рассказать про новую косметику!

Использование религиозной символики. Товары на фоне статуи Будды, или поклонение Ему перед презентацией товара, или использование буддийских символов при нанесении лака на ногти, и так далее — потому что все эти приёмы точно так же манипулируют сознанием покупателей и повышают продажи.

Политические манипуляции. Сбор единомышленников на политической почве, а потом впаривание им товаров.

Ботфермы. А этот аспект достиг таких масштабов, что какое-то время производители товаров, которые заказывали рекламу у ванхунов, были просто в шоке.

Можно было заказать продажу своего изделия у какого-нибудь ванхуна-миллионника за несколько десятков тысяч долларов. Она запустит лайф-стрим на несколько сотен тысяч человек с отличной пользовательской активность и на выходе — не получить НИ ОДНОЙ ПРОДАЖИ!

Более того, на таких афёрах попадались даже крупные звёзды, когда производители товаров заказывали подобную рекламу, видели супер-активность потребителей и кучу настоящих заказов, но на утро, как в сказке про Золушку, 80% из них просто отменялось.

Далее, список ограничений достаточно объёмный, перечислим ещё некоторые нюансы:

  • Нельзя выставлять напоказ богатство (наличные деньги, дорогие украшения, предметы роскоши)
  • Нельзя демонстрировать расточительство в еде, обжорство
  • Нельзя распространять слухи и сплетничать
  • Нельзя принижать полицейских, Компартию, судей
  • Нельзя показывать сильные отрицательные эмоции (ужас, боль, истерика) и использовать устрашающие звуки.

Большие деньги

Давайте посмотрим на один из рейтингов топовых ванхунов по продажам за месяц, ТОП-3 места и их достижения:

Viya (Хуан Вэй)

Всего за один месяц — продаж на 30 миллионов товарных единиц, на сумму почти ПОЛМИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ США (3,5 МЛРД юаней).

«Блиновская из Азии». Связана со скандалом за уклонение от уплаты налогов, солгав о своих комиссионных доходах от стриминговых площадок. Власти предъявили обвинение и пригрозили: либо уплата налогов, либо в тюрьму. Штраф составил $210 миллионов — гигантская сумма в отношении одного человека.

Позже её аккаунт был заблокирован, а она уже очень долгое время не выходит в эфиры.

Так что «стричь блохеров на нологи» — это не старинная русская забава, этим давно уже занимаются в Азиатских странах, если пересчитать на рубли даже по старому курсу — это фантастическая сумма!

Cherie (Сидней)

Продаёт по 10 миллионов товаров на сумму 2,5 МЛРД юаней.

Интересная математика: товаров продано в 3 раза меньше (!), но общий оборот всего на 30% меньше от первого места. Потому что важно — какие именно товары ты продаёшь. Этому ванхуну перепал контракт с корпорацией Apple на продажу iPhone, которые составили половину от проданных единиц продукции.

Но, контракт тоже с неба не упал, до этого у Сиднея прошёл фестиваль фанатов, общее число зрителей которого превысило 1 миллиард, а прямые эфиры у него могут собирать по 100 миллионов одновременных зрителей.

Симба

Продаёт по 12 миллионов товаров на сумму 2,1 МЛРД юаней.

Персонаж, который постоянно попадает в разные скандалы, его периодически блочат стриминговые площадки за то, что он критикует их за отсутствие трафика. Более того, он может позвонить топ-менеджменту во время прямого эфира и начать кидать претензии, за что и попадает в бан.

Его тактика отличается от других ванхунов, которые ведут прямые трансляции почти каждый день. Он держит инфополе в напряжении и может выходить несколько раз в месяц, зато продавая сразу много, потому что люди его ждут.

Austin (Ли Цзяци)

Отдельно хочется выделить ещё Остина Ли, его называют «Король губной помады» (за 5 минут эфира смог продать 15 тысяч помад).

Однажды он «схлестнулся» в споре с сами Джеком Ма (миллиардер, основатель Alibaba Group): кто сможет продать больше помад в прямом эфире?

Джек Ма потерпел оглушительное поражение, продав всего 10 помад против 1 000 штук у Остина Ли.

Остин Ли — блоггер-дизайнер, продаёт по 20 миллионов товаров и очень часто залетает в ТОП-3 по выручке.

Список лидеров постоянно меняется, но что остаётся неизменным, так это то, что подобные ванхуны действительно вкалывают на своей работе.

Тот же Остин Ли установив очередной рекорд продаж во время праздника «Дня холостяков» (11.11) — вёл свой эфир почти 48 часов.

Эфир длился двое суток: тело уже спало, а рот ещё продолжал говорить

из интервью Остина

На отдых он отправился уже после того, как фанатам стало жалко на него смотреть и они начали писать, чтобы тот пошёл поспать.

Коронная фраза Остина — «Вы готовы покупать, покупать и покупать?» и фанаты покупают, покупают и покупают ¯\_(ツ)_/¯

Теперь вы понимаете, почему тема цифровых аватаров так важна азиатскому рынку? Можно вести бесконечные эфиры и продавать ещё больше!

Полностью цифровые аватары

Один из самых известных примеров создания цифрового аватара, проект Liu Yexi, с огромной рекламной кампанией, призванной показать, что цифровую леди можно так же интересно смотреть как и других любимых ванхунов — она почти такая же, как и живые люди, и ничем не отличается.

Посмотрите рекламный ролик, он действительно качественный!

Проблема подобных аватаров: нужно тратить очень много времени на создание трёхмерной модели, сценарий движения, взаимодействия с предметами... Получается, что и сами товары должны быть виртуальными, чтобы это взаимодействие состоялось.

Возвращаемся к роликам из тизера

Что касается компании Silicon Intelligence, о аватарах которой начали трубить в прессе — у неё за спиной серьёзные инвесторы в лице тех же Tencent (которые и WeChat сделали, и фильмы снимают, и игры разрабатывают... там одних сотрудников более 100 тысяч человек).

На самом деле, то что подхватили СМИ и разлетелось в соц.сетях про цифровые AI-аватары — не совсем правда. Более того, некоторые авторы настолько увлеклись, что сказали, что всё что есть в кадре — это полностью сгененированная модель в режиме реального времени.

Пример постов журналистов из Твиттера — запрещённой в РФ социальной сети. 

Признайтесь, вы же тоже засомневались в таком крутом качестве этих роликов с примерами?

Текстуры, блики, тени, рефлексы на объектах, отражения на столе, взаимодействие с предметами — всё это выглядит как настоящее! Это ж какие мощности нужно, чтобы сгенерировать всё это на лету в прямом эфире?

Всё правильно. То, что мы с вами увидели, это не совсем то, что подхватили СМИ. Некоторые из них, подготовили более корректные репортажи, где осветили всё под правильным углом.

Эти AI-аватары — это заранее записанные ванхуны на зелёном фоне, которые наговаривают тонны текста или взаимодействуют с предметами.

Далее, ребята из компании Silicon Intelligence всего за $1000 делают дипфейк своего же лица этого же ванхуна, обучают нейросетку его же голосу, и подключают текстовый генератор по основным ключевым словам, которые касаются продаваемого продукта.

«Ничего себе... Вашу маму и там и тут передают! До чего техника дошла...» ©

Из продвинутого: они ещё могут прописать разные шаблоны, например, когда ванхун показывает пальцем вверх (там обычно кнопка подписки в таких сервисах) или пальцем вниз (там обычно ссылка на обозреваемый товар), то генератор подстраивается и выдаёт нужные фразы — призывы, чтобы они подходили к соответствующему действию на экране.

Поэтому мы и видим настолько качественные аватары, потому что они на самом деле настоящие люди!

Тут только технология дипфейка для лица и синтезатор речи. Предоставленные ролики — короткие, по ним особо не поймёшь, может быть это даже исходник видео записи ванхуна, потому что реальные пользователи говорят, что когда они смотрят такие цифровые аватары, то они часто говорят заторможенно и неестественно.

Вот более реальный и более кринжовый пример взаимодействия:

Сама компания тоже работает над полностью цифровым аватаром в трёхмерном пространстве, но там сразу видно, что это моделька на уровне компьютерной игры класса ААА, которая «выкупается» на раз.

Выводы

— Работая на другом рынке, не всегда можно понять, насколько перспектива та или иная ниша, нужно понимать культурные особенности.

— Будущее у цифровых аватаров точно есть. Для Азии это уже гигантский рынок, как быстро докатиться до остального мира — пока не понятно, но сейчас через обзоры там продают всё: от губной помады, до квартиры.

Есть, конечно, ощущение, что менталитет решает. Вот Ozon — уже пробовал продавать товары через подобные обзоры, но, на данный момент — закрыл этот раздел на своём сайте.

— Информация поданная под определённым углом — может сделать хороший маркетинг, и подогреть не только аудиторию, но и инвесторов, правда нужно понимать, какие могут быть последствия от возможного разочарования.

— Большие деньги, большая ответственность. Аккаунты топовых ванхунов не раз блокировали: ТОП-5 не раз оказывались в бане по тем или иным причинам.

— За каждым из топовых ванхунов стоит большая команда и инвесторы, это не просто развлечение — это бизнес.

К примеру, Viya, которая долгое время была на первом месте по оборотам, пока её не заблокировали и чуть не посадили — имела команду в 200 человек, которые: тщательно выбирали товары, анализировали, что зайдёт аудитории, а что нет, прогнозировали будущий спрос, заключали контракты, декорировали студию, выставляли свет, подбирали наряды, макияж и так далее.

Viya и её команда за работой.

Дочитали до конца? Вы большой молодец! Подписывайтесь на телеграм-канал с прожаркой: https://t.me/roastapps , это позволит мне делать больше интересных статей с клёвыми инсайтами!

0
3 комментария
Анастасия Бунак

Очень детальный разбор, спасибо! У нас цифровые аватары - это скорее пока баловство и возможность произвести вау- эффект. Интересно, что в Азии за этим стоит целый бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Прожарка от Димы Гарника
Автор

Да, до настоящих цифровых аватаров ещё далековато, но в игровой индустрии есть уже подходящие технологии, сейчас выложу отдельным комментом.

Ответить
Развернуть ветку
Прожарка от Димы Гарника
Автор

Куда более прорывные технологии на данный момент показывает компьютерная индустрия, посмотрите на этот пример с новым движком от Unreal Engine 5 : https://youtu.be/ee83B7RYSUc?si=hJz9eA_xas3gOoVb&t=191

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда